Тема бескультурья стала главной в социологическом опросе, проведенном среди городского и сельского населения Витебской области

logo
Пятница, 31.05.2013 08:51 | Рубрика: Социум
03802


Говорить на темы бескультурья можно бесконечно, благо поводов вокруг хоть отбавляй. В списке проблемных вопросов, с которыми в редакцию «Витьбичей» обращаются читатели, это общественное заболевание занимает далеко не последнее место. Оно же оказалось в числе «лидеров» и социологического опроса, проведенного в середине мая управлением идеологической работы облисполкома.

«Социальное самочувствие населения» — под таким названием прошел этот опрос среди городского и сельского населения Витебщины, призванный выявить те проблемы, которые вызывают у людей наибольшее беспокойство и требуют, по их мнению, первоочередного решения. Любопытны результаты социологического исследования непосредственно в областном центре. Оказалось, что менее всего витебчан тревожат такие факторы, как преступность, энергетическая безопасность, обеспечение топливом, наличие необходимых товаров, ситуация в сферах индивидуального предпринимательства и торговли. А вот низкий уровень культуры населения весьма беспокоит жителей культурной столицы, причем в большей степени, чем такие традиционно животрепещущие вопросы, как благоустройство дворов и улиц, работа общественного транспорта, ситуация в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительство жилья, и в такой же мере, как состояние дорог. Только рост цен и распространение пьянства, по данным социологического опроса, волнуют витебчан больше, чем несомненное дикарство определенной части общества.

Почему внимание читателей заостряется именно на этой позиции социологического опроса — «Низкий уровень культуры населения»? Все другие проблемы, вызванные объективными причинами (например, тот же мировой финансово-экономический кризис, который не мог не затронуть нашу страну), решаются посредством конкретных мер органов власти. Результаты государственной политики, направленной на постоянное улучшение качества жизни людей, осязаемы, очевидны, мы можем о них судить вполне объективно. Но какие программы, решения, постановления нужно принять, чтобы наши люди перестали, наконец, крыть матом, дымить, как пароходы и паровозы, наполняя канцерогенами легкие ближнего своего, орать по ночам под окнами жилых домов и так далее до бесконечности?

Можно, конечно, определить первоисточники нашего хамства и бескультурья. Суть, безусловно, не в национальном характере. Плохих народов не бывает вообще. А наш народ великий и славный хотя бы уже потому, что это наш народ. И его национальный характер обладает массой прекрасных качеств. Другое дело — бытовое сознание тех или иных сообществ людей в конкретный промежуток времени. Система жестокого рабовладения, установленная Петром Первым, когда держава — все, личность — ничто, не могла не привести к определенной уродливости морально-нравственного облика человека. Сегодня мы хлебаем кашу, сваренную еще 300 лет назад. «Грустно наблюдать эту иерархию рабства, это постепенное вырождение человека на общественной лестнице. Но, может быть, еще более грустно наблюдать вырождение всего народа под влиянием тех же причин: в дворянстве — отсутствие нравственной твердости и силы духа, в купечестве и городском населении — падение честности и чувства чести, наконец, у крестьян — потерю природной сметливости и самой любви к жизни», — писал о России маркиз Пасторе, в 1812 году — интендант Витебской губернии французского оккупационного режима. Ему вторил дивизионный генерал Компан — тот самый генерал, который возглавил первую атаку на Багратионовы флеши в Бородинском сражении: «Свиньи во Франции живут лучше и чище, чем крестьяне в России».

Однако, как бы верно мы ни определили истоки и причины нашей азиатчины, каждый человек должен нести личную ответственность за свои поступки. Люди обязаны соблюдать принципы, которые обозначаются одним святым словом «нельзя». Нельзя материться, орать, воровать, подличать… В реальности же наше сегодняшнее общество живет по другому, негласному принципу: «Можно все. Нельзя только попадаться».

Уровень культуры населения, по поводу чего витебчане высказывают  обеспокоенность, — это то, что отражается буквально во всем и на каждом шагу. Профессионализм, любовь и уважение к делу, которым занимаешься, интеллигентность и такт во взаимоотношениях начальника и подчиненного, кондуктора и пассажира, скрупулезность и точность при исполнении технологических операций — все это проявления высокой культуры. К мастерам, которые грамотно, с любовью к «самому процессу» изготавливают мебель, отделывают квартиры, ремонтируют обувь и автомобили, оказывают услуги клиентам, испытываешь уважение. Но бывает и так, что собираешь новую мебель и думаешь о тех, кто ее изготовил: «Стебануть бы тебя, братец, плеткой по рукам за такое разгильдяйство!» А что говоришь вслух о работяге, который в твоей долгожданной квартире оклеил стену обоями и тут же затушил о них окурок, и вовсе давать в печать недопустимо. Ну очень некультурное высказывание интеллигентного человека…

А еще — парковка автомобилей, ответственность (или безответственность) водителя и пешехода, странные или банальные названия магазинов, курение на лестничной площадке и остановке общественного транспорта, содержание и выгул собак, ночная дискотека в салоне авто на весь жилой квартал и, конечно же, она, родимая, — всеобъемлющая хмельная вольница… Подобных примеров ситуаций и обстоятельств, в которых наличествует или, наоборот, напрочь отсутствует даже не то чтобы высокая культура, а просто обыкновенная сознательность, каждый из нас может привести множество. Особое место в мире бескультурья занимает недобросовестное соседство в многоквартирном доме. Эту болячку давно уже пора выделить в «отдельное производство» и посвятить ей серьезное исследование. А пока отметим одно: юридическая база, защищающая законные интересы и покой жильцов, слабая, технология ее исполнения и вовсе никакая.

Административные меры, формирующие нашу благоприятную культурную среды, властью принимаются и, несомненно, будут приниматься. Например, что касается того же проживания в многоквартирных домах, то с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2013 года №399 утверждены обновленные Правила пользования жилыми помещениями. Проект антитабачного закона в скором времени будет вынесен на общественное обсуждение, а принятие этого законодательного акта, возможно, в какой-то степени оградит нас от губительного табачного дыма.

Почему «возможно» и «в какой-то степени», а не наверняка и полностью? Да потому, что борьба с бескультурьем одними лишь административно-репрессивными мерами — это война с ветряными мельницами. Победить дремучесть бытового сознания может только время. Но при условии, что когда-нибудь начнут «произрастать сквозь асфальт» поколения не добытчиков, а нормальных людей, понимающих хорошую прозу, любящих театр и поэзию, несуетливо живущих на родной земле. Вот тогда матюги и табачище испарятся как дым. И наступит золотой век. Может быть…

Виталий СЕНЬКОВ.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Оставить комментарий
Текст сообщения*
Обновить Защита от автоматических сообщений