В 1896 году в Бельгии создано акционерное общество «Трамваи Витебска». Начало

logo
Пятница, 05.04.2013 15:25 | Рубрика: Социум
25406






Первый трамвай пошел по улицам Витебска 18 июня 1898 года. И мы продолжаем рассказывать о том, какой была  его история, неразрывно связанная с жизнью и развитием самого города.

— К 115-летию трамвая мы решили обратиться к источникам, которые могли находиться в Германии, — рассказала специалист УКТП «ВТТУ» по связям с общественностью Илона Каравацкая. — Ведь многое из электрического оборудования для витебского трамвая поставляло известное в то время предприятие «Schukert & C». Впоследствии оно слилось с компанией  Siemens-Гальске. Предприятие «Сименс-Шукерт-Верке» — это «прародитель» сегодняшнего всемирно известного концерна «Сименс». Обратившись в фирму, мы получили  в электронном виде настоящее сокровище: сохранившиеся в первозданном виде архивы под названием «Электрические железные дороги в Витебске»  с подробными описаниями всех работ по пуску трамвая в городе, с уникальными фотоснимками Витебска  90-х годов XIX века. Открылись для нас и новые имена.

Оказалось, Фернан Гильон — это фактически уполномоченный представитель холдинга «Союз трамваев», одним из основателем которого стал Эдуард Отле. Личность удивительная! Самый яркий представитель международного бизнеса, один из богатейших банкиров, он проживал в Бельгии, Париже, был талантливым финан-систом, предпринимателем,  журналистом, политиком, в то  же время — знатоком многих искусств, обладателем редких коллекций античной и современной живописи. Свой капитал он вкладывал в строительство трамваев, создавая  акционерные общества в Алжире, Египте,  Испании, Португалии, Праге, Бухаресте, Италии, Иране. Так появились и АО «Трамваи Харькова», «Трамваи Одессы», «Трамваи Москвы и России»… Отле рисковал, прогорал, судился, поднимался и снова вкладывал деньги. Полномочными представителями своего бизнеса  он старался назначать близких ему людей и родственников. Фернан Гильон был двоюродным братом Эдуарда, к тому же  расчетливо женился на его родной сестре — Флоре Отле, и, таким образом, Эдуард оказался Гильону еще и шурином. Ему как ближайшему родственнику и доверил бизнесмен акционерное общество «Трамваи Витебска», когда решил осваивать рынок этой части Европы. Отле был хорошо  знаком с мировой прессой, так что о Витебске, нет сомнения, был осведомлен. Эдуард Отле умер в расцвете сил, прожив 65 лет. Фернану Гильону предстояла более долгая жизнь — он умер в  Бельгии в 1929 году в возрасте 88 лет.

Уже к декабрю 1895 года был подготовлен предварительный договор, который неоднократно дополнялся, перерабатывался и согласовывался. 4 февраля 1896 года был выработан текст основного договора. Ф.Гильон обязывается «на свой счет и риск устроить в городе Витебске электрическую железную дорогу (трамвай) с подвижным составом и всеми к ней принадлежностями, причем им должны быть приняты меры к обеспечению безопасности публики». Договор состоял из 52 параграфов, и условия его были прописаны очень подробно, со знанием дела, с четкими, а порой и с жесткими условиями для устроителей электрической железной дороги. Ни в одном параграфе данного договора не усматривается никакой снисходительности и заигрывания перед заграничными господами.  В газете «Монитор Бэльж» 13 мая 1896 года (№ 1826) было опубликовано сообщение о создании акционерного общества «Трамваи Витебска» (в других источниках — «Витебские трамваи»). Были соответственно выпущены акции в количестве 12000 штук по 100 франков каждая. Общественный капитал составил 1200000 франков.

Наталья ДРОЗДОВА.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Оставить комментарий
Текст сообщения*
Обновить Защита от автоматических сообщений
 
Комментарии (2)
0
Гость
Уважаемые редакторы сайта!
Исправьте, пожалуйста, заглавие статьи.

Трамвай в Витебске был пущен в 1898 году,
а в 1896 году в Бельгии было создано
акционерное общество "Трамваи Витебска".
Ответить
0
Гость
Добрый день!
Спасибо за замечание. Исправлено.
Ответить