Городской транспорт Витебска: вчера, сегодня, завтра

logo
Вторник, 15.01.2013 10:05 | Рубрика: Социум
04570
Люди, имеющие отношение к киноиндустрии, знают: самое трудное в воссоздании атмосферы и реальной картины действительности той или иной эпохи — «впустить» в кадр соответствующий времени транспорт. Так вот, если бы пришлось выбирать «машину времени», на которой мы хотели бы вернуться на улицы Витебска всего лишь на 75 лет назад, то это был бы, несомненно, трамвай: именно он оставался в те предвоенные годы самым популярным видом пассажирских перевозок.

Как свидетельствует архивная статистика, только за 1938 год трамваем было перевезено 30 миллионов человек! Впрочем, сегодня эти цифры нужно умножить на три, ведь, как рассказали в Витебском трамвайно-троллейбусном управлении, за 2012 год городским электрическим транспортом всего было перевезено 93 миллиона 94 тысячи 600 пассажиров, в том числе: трамваем — 43 миллиона 197 тысяч 200 пассажиров и троллейбусом — 49 миллионов 897 тысяч 400 человек. И это при том, что на 1 января 2012 года по городу было зарегистрировано более 115 тысяч транспортных средств (по области — более 372 тысяч), в том числе почти 96 тысяч — легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан.

Несомненно, в конце 30-х годов автомобиль был не просто предметом роскоши — фактически недосягаемым, тем более для простых граждан. А потому многие обычно предпочитали проехаться все на том же  трамвае с ветерком — в самом прямом смысле этого слова! Дело в том, что в 1938 году предприятие «Витеб­ский трамвай» вот уже как четвертый год экс­плуатировало новую серию отечественных советских поездов серии «Х». Кстати, этот долгожитель прописался в Витебске аж до 1970-х годов. Вагоны были с узкими деревянными скамейками, салон не отапливался, пассажиры сами открывали двери с помощью задвижки, ездили, повиснув на входных поручнях, и нередко спрыгивали прямо на ходу. Кабина водителя не отделялась от салона, а сам водитель работал стоя, так что при давке и толчее и он испытывал те же неудобства, что и обычные пассажиры…

Сегодня, когда все средства передвижения хороши, горожане выбирают те, что удобнее и дешевле. С 1 сентября 1978 года в Витебске вышел на линию первый троллейбус. В повседневности давно прижились и коммерческие автобусные рейсы, и маршрутные такси, не говоря об обычных автобусных перевозках. За 2012 год этим видом городского транспорта воспользовались 71,7 миллиона пассажиров. Когда-то, в советские времена, проезд на трамвае стоил 3 копейки, а на автобусе — 5 копеек. Хотя, как считают экономисты, во все периоды развития общественного транспорта его состояние зависело от государственных дотаций. Окупаемость собственной выручкой сегодня в автобусном парке №1 города Витебска составляет лишь 60 процентов. А вот пассажирам нелишне узнать, что один только автобус (МАЗ-152 на 45 посадочных мест), приобретенный предприятием за счет кредитных средств, обошелся почти в полтора миллиарда рублей.

Наталья ДРОЗДОВА.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Оставить комментарий
Текст сообщения*
Обновить Защита от автоматических сообщений