«Позвольте вам выйти вон!»

logo
Пятница, 25.03.2011 10:33 | Рубрика: Социум
76741
Оговорюсь сразу: тема эта для обсуждения малоприятная. Она как тонкий лед: и поскользнуться можно, и провалиться в воду, и даже утонуть. Тем не менее ежедневно тысячи взрослых и десятки тысяч детей ступают на него, не думая об опасности, и благополучно проходят весь путь: от урока к уроку, от четверти до четверти, от первого класса до выпускного. Иногда, правда, лед трескается, педагоги и ученики проваливаются в полынью и начинают в ней барахтаться, призывая на помощь.

Пощечина


Эта сцена даже спустя 40 лет стоит у меня перед глазами… Звенит звонок, мы все рассаживаемся за парты, только несколько мальчишек замешкались — сцепились у доски, стали толкаться и сели на место не сразу, а лишь после окрика учителя труда. Взвинченный кем-то еще до занятий, он подозвал к столу одного из нарушителей дисциплины и влепил ему пощечину! Класс затих, затем кто-то захихикал, а у меня из глаз ручьем хлынули слезы. Потом долгие годы я старалась понять, что же меня так потрясло в этой сцене? Может быть, то, что взрослый сильный мужик ударил самого маленького в классе да обиженного судьбой мальчишку, который сильно заикался и был объектом постоянных насмешек. Пусть бы применил силу к кому-нибудь другому, например, к второгоднику Лешке, который в восьмом классе был уже метра под два и тоже участвовал в потасовке! Мне казалось, что след от пощечины горит и у меня на лице...
На перемене одноклассники стали меня утешать, подошел и пострадавший: «Ты что, перестань, мне совсем не больно!» Следующий урок труда класс прогулял в полном составе. Инициатором «забастовки» стала я — тихоня и отличница, никогда не имевшая по поведению ни одного замечания.
Как-то рассказала об этом случае дочери — недавней школьнице. И услышала неожиданное: « Учитель поступил правильно! Я однажды зашла на урок труда к  мальчишкам — это же дикое стадо!  Как с ними можно справиться? Один молотком размахивает, другой станок крутит, третий мобильник достал, играет в игру. Поразилась выдержке учителя. Он всех успокоил, усадил, заставил заниматься делом и не сорвался. Я бы их всех поубивала…»
Что ж, давайте будем откровенными: почти у каждого родителя случались моменты, когда и собственному ребенку хотелось отвесить оплеуху. И многие, ой, многие в той или иной степени грешили или грешат рукоприкладством, хотя прекрасно знают, что бить детей нельзя и даже маленькое насилие, примененное к маленькому человеку, обязательно вернется уже выросшим. Но проходит минута, и мы прощаем своих детей. Радуемся, если сдержались, переживаем, если сорвались. А они всегда (и мы хотим в это верить!) прощают нас. Но не прощают других — посторонних взрослых…

Получишь по макушке!


«Здравствуйте! Помогите нам! Учитель черчения и труда постоянно избивает учеников. На его уроки никто ходить не хочет, все боятся. А руководству школы все равно!»
Письмо, поступившее на сайт нашей газеты в первых числах марта, сопровождалось видеосъемкой, сделанной с помощью мобильного телефона. Видно было, как метался по классу подросток, как затем его схватил за воротник и вытолкал за дверь взрослый, скорее всего, педагог. Ситуация требовала немедленного вмешательства, и мы связались с городским отделом образования. Его начальник Владимир Аркадьевич Шлома отреагировал очень быстро: буквально через два часа после нашего с ним разговора в гороо были приглашены директор и завуч этой школы, а также и сам «виновник торжества» — учитель труда, который рассказал, как это все случилось. «Прозвенел звонок. Собрались ребята, я начал урок. Все меня устраивало. Дисциплина была нормальная. Прошло уже минут 5—7, как открылась дверь и вошел Ваня, попросил разрешения сесть, я показал рукой, мол, садись. И продолжил объяснение. Но он развалился на стуле и стал разговаривать с соседом — баловным парнем. Говорю, мол, не шуми, не мешай нам работать. Но он продолжил беседу. Я честно его предупредил: «Прекрати, а то получишь по макушке!» Пересадил его соседа за другой верстак. Я показывал картинки по ходу урока небольшого формата, делал и рисунки на доске. Потом пошел к центру мастерской. И вдруг Ваня подскочил и стал убегать. Я ему: «Ты куда? Садись!» Он обежал класс по проходу и сел. Потом вскочил и подошел к другому соседу, снова стал разговаривать. Я не выдержал — взял за воротник и вытолкал его из класса. Бить не бил, кулаками не махал, но за воротник держал. Когда он ушел, атмосфера в классе воцарилась нормальная, все работали. Повторюсь: не бил, по попе не шлепал, а вот за воротник взял. Мне самому неприятно, что так сделал. Ваня благонравием вообще-то не отличался, и не думаю, что требование дать дневник на него подействовало бы. Он и ранее получал замечания. Вообще, на него как найдет — иногда работает, если попадет в нормальную бригаду, где нет ленивых учеников…»

Противостояние


На следующий день в школе провели родительское собрание. Приглашенные на него мамы и папы разводили руками: как такое могло произойти? Дети ни о чем подобном не рассказывали, наверное, это единичный случай. Недоумение и беспокойство вызвал не только и не столько поступок учителя, сколько поведение самих учеников. Откуда такая изобретательность, изощренность и даже жестокость по отношению к педагогу? Обсуждали события последних дней и на педсовете. Как говорится, меры были приняты оперативные и адекватные, руководство школы, районного и городского отделов образования заняло принципиальную позицию, сказав такому поступку учителя твердое «нет». Кстати, в правилах внутреннего трудового распорядка и в контрактах, которые заключают с педагогами, этот вопрос оговорен вполне конкретно: «Педагогические работники несут ответственность в соответствии с законом за применение антипедагогических мер воздействия на учеников».
Однако давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Как назвать, к примеру, поступки учащихся, направленные на подрыв авторитета учителя, и как с ними бороться? В принципе, можно исключить такого хулигана из школы, и закон разрешает это сделать, однако не ранее, чем он окончит 9 классов, т.е. получит базовое образование. Кроме того, школа сама не принимает такое решение, а выносит предложение на комиссию по делам несовершеннолетних.(Кстати, за последние лет 8—10 прецедентов в городе не было). Учитель может обратиться к администрации учреждения образования, сообщить о фактах нарушения дисциплины, и нерадивого ученика попробуют призвать к порядку на совете профилактики с участием представителей правоохранительных органов, медиков, родителей. Если этих мер будет недостаточно, можно ходатайствовать перед комиссией по делам несовершеннолетних о наложении административного взыскания на родителей и постановке нарушителя на учет. А вот двойка по поведению, или, в современном варианте, «неуд», которая долгие годы была существенным фактором и могла повлиять на дальнейшую успешную работу или учебу выпускника в институте, сейчас имеет значение только для тех, кто собирается поступать в «силовые» вузы или работать в милиции и МЧС. Вот и получается, что случаи, когда ученики нуждаются в защите от учителя, единичны (и слава Богу!), а вот примеров, когда взрослые не могут себя отстоять и пасуют перед школьной стихией, куда больше.
Если еще раз внимательно просмотреть злополучное видео, снятое на уроке труда, можно отчетливо услышать злорадное хихиканье того, кто снимал, и, хоть рука у него дрожит, он отчетливо понимает и знает, что  делает и зачем.  Очень похоже на провокацию: сначала разозлить учителя, а потом посмотреть, что из этого выйдет…
Да и любой педагог может привести десятки примеров, когда наши замечательные ребятишки срывали уроки, хулиганили, безобразничали, доводили учителей до слез, больничной койки. Эту особую изощренную жестокость маленького человека по отношению к взрослому талантливо описал и показал известный белорусский драматург Андрей Курейчик, по сценарию которого был снят фильм «Юленька». Юная ангелоподобная девочка стала злым демоном, полностью разрушившим жизнь молодого учителя.
Вот и в данной ситуации карьера заслуженного педагога, имеющего высшую категорию, аттестованного, готовившего олимпиадников, пошла под откос.  Недоработал до пенсии в системе образования, которому отдал свои лучшие годы, немолодой, поседевший, истрепавший нервы и перенесший тяжелую личную трагедию человек. Ушел из школы еще один мужчина, который мог бы стать примером для многих мальчишек. Мог бы…
— Наши дети то и делают, что нас испытывают, — заметила Александра Игоревна Гапонова, заместитель начальника городского отдела образования, педагог с многолетним стажем, часть из которого была заработана не где-нибудь в тихом кабинете, а в вечерней школе. — Помню, как пришла туда на первый урок, и один великовозрастный детина лениво так спрашивает: «Когда будем биологию изучать? Хочу знать, как правильно сексуальную жизнь вести». (Конечно, говорил он несколько другими словами). Я отвечаю вполне невозмутимо: «Не волнуйся, когда придет время, природа тебе сама все подскажет». Сейчас иногда думаю, как не сорвалась, как нашлась, ведь была совсем неопытным педагогом. Этот учитель труда, к сожалению, не сдержался, хотя имеет большой педагогический стаж — 34 года. Но если вы выбрали эту профессию, будьте любезны, держите себя в руках в любой ситуации, помните, кто вы и зачем пришли сюда. Действительно, работать в школе  для некоторых — как по тонкому льду идти. Хотелось бы, чтобы во взаимоотношениях педагогов с учениками он таял, а вот под ногами превращался в твердую почву.

С точки зрения юриста


Владимир Питянков, юрист управления образования облисполкома:
— Я работаю в управлении более девяти лет. Хочу заметить, что подобные ситуации время от времени возникают и в районах области. Приходится выезжать на места, разбираться с неподобающим поведением педагогов. Но такого понятия, как антипедагогическая деятельность, в законодательстве нет. В статье 47 Трудового кодекса Республики Беларусь об этом сказано следующее: « Совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением такой работы». Поскольку учитель выполняет и воспитательную функцию, эта статья распространяется на него. Если он нарушает педагогическую этику, совершает аморальный проступок, то может быть привлечен к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.
Светлана  Иванова.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Оставить комментарий
Текст сообщения*
Обновить Защита от автоматических сообщений
 
Комментарии (7)
0
Гость
Здравствуйте!Статья своевременная и актуальная. Вот только с учителем расправиться-то легко. А если директор школы бил ребёнка 4"Б" класса( у мальчика диагноз ЗПР) головой о стенку, пнул ногой в живот,обозвал девочек... "Проститутками", всех детей назвал "Животными"? И все дети являются учениками начальных классов!!!
Почему Прокуратура Первомайского района ведёт расследование так вяло? Имеет ли  право  такой " педагог - новатор" продолжать свою педагогическую деятельность? Почему Владимир Аркадьевич Шлома  не отреагировал столь быстро??? Почему директора СШ № 24 г.Витебска Щетину А. П. так надёжно защищают и пытаются скрыть факт насилия над несовершеннолетними детьми? Все бояться потерять рабочее кресло? Но речь идёт о детях!!!
 Или директор и рядовой учитель чем-то различаются? Вроде бы оба отвечают за жизнь и здоровье детей во время общеобразовательного процесса...Вот только освободить от занимаемой должности  директора школы гораздо труднее чем учителя. Вот вам и задача, дорогие " Витьбичи". Помогите вы и  нашему  УО " ГОСШ № 24 г. Витебска". Ведь изверг так и работает... Кто как не государство должно заботиться о детях?

В статье 47 Трудового кодекса Республики Беларусь об этом сказано следующее: « Совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением такой работы». Поскольку учитель выполняет и воспитательную функцию, эта статья распространяется на него. Если он нарушает педагогическую этику, совершает аморальный проступок, то может быть привлечен к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.
27.03.2011 года
Ответить
0
Гость
Моя профессия далека от преподавательской, но у меня есть дочь школьница. Знаете, мне жаль этого учителя. Жаль, что человека с таким стажем уволили с работы ни за что. Что вытворяют сегодняшние детки. Это уму непостижимо. Сколько случаев издевательств над учителями. А как они издевались над учительницей сольфеджио? Да и над остальными педагогами. Учителей наказывают, а деток гладят по головке. Так мы не известно куда придём.
Ответить
0
Гость
Всем педагогическим коллективом обсуждали статью «Позвольте вам выйти вон!»  Хотим высказать своё мнение о случившемся. Тем более что каждый работник нашего коллектива имеет стаж не менее 10 лет.
Да, школьная жизнь полна сложных противоречивых моментов. И с каждым годом работать становится всё сложнее. Урок давно перестал быть святыней для учащихся, он превратился в способ иногда гнусного самоутверждения: спровоцировать, унизить учителя как личность, а потом посмотреть, что из этого получится, подло снять на видео (хотя пользование мобильными телефонами запрещено уставом школы) и отправить «куда нужно». И ведь никто не отслеживает, как это всё сказывается на здоровье и психике учителя. Почему об учителе никогда не говорят как о живом существе, а всегда, что бы не произошло из рук вон выходящего, утверждают: ты – «железный», должен был сдержаться, стерпеть плевки в душу, безобразное к себе отношение со стороны учеников и даже их родителей. Как в наших школах наказывают учеников, проявляющих изощрённую жестокость по отношению к учителю? Ответ – никак! Почему есть понятие «антипедагогическое поведение», но нет понятия «антиученическое поведение»? Хотя  обязанности учащихся чётко прописаны в дневнике. Получается, что правила писаны, да не читаны, если читаны – то не так.
Из опыта своей многолетней работы хотим сказать, что ни один учитель просто так или даже за малую провинность не удалит ученика с урока. Такое возможно, если ученик систематически нарушает дисциплину, срывает урок и никакие другие меры на него не воздействуют. Позиция многих учеников: не хочу учиться – не дам работать учителю – отомщу за плохую отметку. Возникает вопрос: у кого искать защиты учителю, над которым издеваются, а если уже узреют «антипедагогическую деятельность», то сразу увольняют? Не послужит ли данное увольнение педагога с 34-летним стажем развращающим уроком для учеников? Трепещите, педагоги! Вас снимает скрытая камера!
Недоумение вызывает и тот факт, что за учителя никто не заступился: ни администрация, ни профком школы. Неужели за 34 года работы о данном педагоге нельзя ничего сказать хорошего? И с какими глазами идут остальные учителя в этот класс, зная о судьбе коллеги? Неужели не страшно, что с Вами поступят так же?
Теперь зададим себе следующий вопрос: а почему современные дети стали позволять себе «доводить» учителя, срывать уроки? С трудом можно припомнить такие вещи 20 лет назад. Почему нарушается (иногда подло и заранее продуманно) право учителя спокойно работать и достойно вести урок? Да, все дети – личности, и педагоги должны их уважать. Но ведь ЛИЧНОСТЬ не позволит себе такое поведение на уроке.
Вся эта ситуация с увольнением учителя наводит нас на мысли о том, что пришла пора не прощать и замалчивать «детские» шалости по срыву уроков и доведения учителя до «белого каления», а действовать сообща с инспекцией ИДН: сорвал урок - протокол – родителям штраф; нагрубил учителю – протокол – штраф. Тогда некоторые «личности» и их родители задумаются над тем для чего же они всё-таки ходят в школу.
P. S.   Мой сын тоже школьник. Но если бы я как мать узнала, что он себя ведёт на уроках как герой «видеоклипа», «антипедагогических» мер с моей стороны ему было бы не избежать. Хотите, чтобы уважали вас, уважайте других.
Очень бы хотелось знать мнение других учителей, родителей  и учеников по данному поводу.
Ответить
0
Гость
Тема действительно малоприятная.
Скажу честно. В свое время я часто получал. И в начальных классах. И даже в седьмом. От своей классной. Аллы Сергеевны. Преподавателя физкультуры. Которую любил, люблю по сей день и буду любить. Если получал, и было за что, я никогда не обижался. И упаси бог, что бы этом узнали родители. Я бы получил от родителей сполна.
Несколько лет я сам работал преподавателем физкультуры. Учеников своих, я не бил, не стегал, не тормошил, но иногда и очень стоило бы.
Ныне. Подобные ситуации, не время от времени, как говорит Владимир Питянков, юрист управления образования облисполкома, а ежедневно. И от этого не уйдешь одними разбирательствами.
Все разбирательства, это следственное. Причина глубже. И причина в нашем обществе. В каждом из нас. И основная причина в нашей духовности. Правильнее сказать, - без...духовности. В советское время мы жили согласно морального кодекса строителя коммунизма. Т.Е., была мораль. Сейчас... Что? Раньше, согласно одной из самых главных заповедей Наших Предков, мы жили по Совести. Сейчас...? Кто ни будь, простыми доступными словами, может объяснить, что такое Совесть? Очень сомневаюсь. Единицы. У нас, у взрослых, нет времени даже подумать об этом. Я уже не говорю о том, что бы донести это до сознания своих детей, внуков. А этими жизненно важными принципами, Совесть, мораль, нужно жить. Ежедневно. Ежесекундно. А у нас? Ныне? Главный принцип жизни: кто не успел, тот опоздал. Вот и получаем то что получаем. Кому это выгодно? И какое будущее может ожидать наших потомков?
Ответить
0
Гость
Объясните, пожалуйста, как должен действовать учитель в случае систематического срыва уроков одним и тем же человеком? Только без демагогии, конкретно, какой алгоритм? Если учащийся постоянно использует ненормативную лексику? Как действовать? Можно написать докладную, но ему, этому парню, по барабану. Можно на совет профилактики, но результат такой же. Что дальше? В этот класс учителя ходят как на голгофу. Администрация бессильна. Как прекратить издевательства учащегося над учителем? Кто-нибудь может ответить мне и учителям моей школы на вопрос? Рассказать бы вам, что у нас творится, так нормальный человек не поверит. Так вот, что конкретно делать дальше?
Ответить
0
Гость
Написать заявление (письменно)на имя директора школы и районного отдела образования и в РОВД. В письме указываете все причины обращения и пишите, что в случае не решения ими проблемы, будете подавать в суд на учащегося или его родителей за моральный ущерб и т.д.
На словах обычно учителям приказывают наводить порядки в классах, но это не их забота и , насколько я в курсе, не прописывается в должностных обязанностях.Учитель должен учить, а не наводить шухер на хулиганье.
И в каждом случае письменно обращаться к директору о наведении порядка в классе.
Пока ведутся только разговоры - разговорами это и закончится..
Пусть с ним разбираются директора, заучи и те, кто должен за это отвечать.
Ответить
0
Гость
Пишет вам многодетная мама.Очень часто я замечаю, что нашим детям говорят про их права, но никто не говорит, что у них есть ещё и обязанности. Одно из обязательств- уважительно относиться к старшим. А получается так,что дети чуть ли не короли, а учителя- крепосные." Вы нас учите, а мы подумаем слушать вас или нет". Уважаемые взрослые, позволяя нашим детям всё, мы тем самым губим  их! Даже психологи говорят, что дети,которым родители опредилили рамки дозволонного,чуствуют себя более увереннее и счастливее.
Ответить