Антон Ятусевич: горжусь, что под моим научным руководством издана первая в Беларуси ветеринарная энциклопедия на родном языке

logo
Суббота, 19.11.2022 09:00 | Рубрика: Общество
01137
Практически вся жизнь Антона Ятусевича связана с Витебской ордена «Знак Почета» государственной академией ветеринарной медицины. Тут он состоялся как ученый, руководитель и человек. Его исследования по изучению паразитоценозов и смешанных болезней животных стали новым научным направлением в паразитологии и получили дальнейшее развитие и признание в научных сообществах мира. В преддверии Дня работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности АПК мы поговорили с Антоном Ятусевичем о его последних научных разработках, современных студентах, высшем образовании и о том, почему наука невозможна без ошибок.

Доктор ветеринарных наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Беларусь Антон Ятусевич
награжден медалью Франциска Скорины.
— Антон Иванович, в далеком 1973 году, поступая в тогда еще ветеринарный институт, вы могли предположить, что возглавите это учебное заведение, будете издавать учебники, делать научные открытия? Возможно, вы просто планировали лечить животных в родной деревушке в Пинском районе?
— Я поступил в Пинский зооветтехникум лишь потому, что это было ближайшее к дому учебное заведение. Правда, директор школы Петр Ильич Русаков настаивал, чтобы я, отличник, пошел в педагогическое училище, которое также находилось неподалеку. Но, признаюсь, наставничество меня тогда не привлекало. Я вырос в крестьянской семье. У нас было большое хозяйство. А животные после войны много болели. Ведь никто фактически не занимался ни профилактикой, ни серьезным лечением. Я понимал, что стране остро не хватает ветеринарных специалистов. Этот факт также повлиял на мой выбор.

Окончив техникум с отличием, я два года работал ветфельдшером в хозяйстве на родине. Тогда буквально за год производство молока на сельхозпредприятии увеличилось на 800 литров в среднем на корову. Мне даже предлагали возглавить один из соседних колхозов. Обещали квартиру и хорошую зарплату. Но я не мог себе позволить согласиться на это заманчивое предложение, потому что понимал: знаний для работы пока недостаточно. Очень хотел учиться дальше. Это желание и привело меня в Витебский ветеринарный институт.


— В какой момент вы осознали, что хотите заниматься наукой?
— Еще в студенческом кружке на 3-м курсе. Я тогда все свое свободное время проводил на птицеферме колхоза имени Красной Армии. Ситуация там была очень непростой: болезни, падеж, как следствие, низкая продуктивность. Нам удалось разобраться с болезнями птиц, что позволило значительно снизить их падеж. Большим шагом вперед стало и то, что птицеводы научились дифференцировать цыплят по половому признаку. Производство яиц на ферме за год увеличилось практически вдвое. Исследования болезней птиц и легли в основу моей дипломной работы, а затем кандидатской диссертации.

Постепенно ситуация в птицеводстве в целом по стране улучшилась, чего нельзя было сказать о свиноводстве. В 1980-х годах стали открываться свиноводческие комплексы. Болезни этих животных требовали серьезного изучения. В 1989 году я защитил докторскую диссертацию по теме «Эймериозы и изоспороз свиней (этиология, эпизоотология, патогенез, симптоматика, терапия и профилактика)». С того времени и по сегодняшний день в основном занимаюсь болезнями свиней.


— Скажите, что еще не сделано?
— После защиты докторской диссертации в моем блокноте оставался список из 200 задач. Да, сегодня многие из них уже решены. Но свиноводство — крайне тяжелая отрасль, эти животные много болеют. Сейчас мы в основном изучаем современные патологии. Племенных животных в страну завозят, как правило, из-за границы, нередко с болезнями. Главная задача — не допустить их распространения.

Если говорить о конкретных проектах, то все мы готовимся к 100-летнему юбилею академии, который будем праздновать в 2024 году. Я занимаюсь книгой «История ветеринарной медицины Беларуси». Также работаю над пособием «Фитотерапия в клинической ветеринарии». Дело в том, что современное сельскохозяйственное производство ориентировано на выпуск экологически чистых молока и мяса. Поэтому на первый план выходит разработка лечебных препаратов из растений. Наша научная школа стояла у истоков данного направления и продолжает его развивать. На территории Беларуси произрастает более 200 растений, которые можно применять в животноводстве — аир болотный, полынь горькая, пижма обыкновенная, щавель конский и многие другие. Они способны оказывать на организм многостороннее воздействие и в то же время абсолютно безвредны. Мы изучили уже около 30 растений, утвердили и разослали в хозяйства рекомендации по их применению, занимаемся разработкой препаратов. Результаты наших исследований будут аккумулированы в новом издании, которое выйдет в следующем году.

Как ученый, кое-что сделавший для науки, хочу отметить, что открытий не бывает без ошибок. Все исследования не могут давать полезную продукцию. А сейчас тенденция в науке такая: ученым выделяют средства и требуют сразу практический выход. А его очень трудно даже спрогнозировать. Деньги должны выделяться на исследования. И пусть из сотни получится только один хороший результат, но он окупит предыдущих 99. В последние годы я занимаюсь в основном разработкой ветеринарных препаратов. Так вот: чтобы найти эффективный препарат, могут уйти десятки лет.


— Сегодня именно витебская академия формирует образ ветврача, ведь 97 процентов ветеринарных специалистов республики — это выпускники нашей академии. Какой он — белорусский Айболит?
— Всех охарактеризовать одним определением трудно. Большинство ребят приходит к нам, потому что любит животных. Им нравится учиться. Наша ветакадемия действительно дает уникальное образование. Я бывал в европейских странах и знаю, что там ориентируются в основном на мелкое животноводство — кроликов, черепах, попугаев и прочих. А на крупных предприятиях ветеринарных врачей не хватает. Наши же программы еще со времен СССР сориентированы на то, чтобы подготовить специалистов для масштабных производств. Хотя мы тоже открыли кафедру болезней мелких животных. Люди все чаще заводят экзотических животных, их тоже нужно уметь лечить.

— А сильно ли отличаются студенты прошлых лет и нынешние?
— Мы были более прагматичными и самостоятельными. К примеру, в группе, где я учился, почти все ребята имели за плечами опыт работы на производстве. Мы, как говорится, уже вкусили жизнь и поняли: чтобы развиваться, зарабатывать, нужно образование. Сегодня в вузы идут, как правило, сразу после школы, весьма туманно представляя, чем будут заниматься дальше. С другой стороны, нынешние молодые люди более продвинутые, выражаясь их языком. Они любознательны, имеют широкий кругозор. Мне с ними очень интересно работать.

В то же время я уверен, что подготовка таких специалистов, как врач, инженер, ветврач, не должна носить массовый характер. Их нужно готовить «поштучно». Многие ведь получают высшее образование, а по специальности не работают. Отсюда и нехватка кадров на производстве.


— Как, на ваш взгляд, повысить престиж сельскохозяйственных профессий?
— Однозначного ответа не может быть. Я вижу, что сельское хозяйство в нашей стране развивается устойчиво, в правильном направлении. Есть все условия для фермерства. Взята рациональная тенденция на развитие крупных комплексов, высокомеханизированных производств.

Почему не хватает специалистов? Возможно, молодых не устраивает зарплата, хотя сегодня им существенно доплачивают. Вспоминаю, когда сам работал ветфельдшером, то получал 62 рубля. А туфли хорошие тогда стоили 30. Не в деньгах счастье.
— В вашей символической зачетке — множество званий, наград и достижений. Что для вас самое ценное и почему?
— Коллеги подсчитали, что наград у меня больше 80. Какая самая ценная, трудно сказать. В каждый период жизни — свои эмоции. Когда был молод, и грамоту ректора воспринимал с трепетом и гордостью. Возглавил академию — сам их вручал. Тоже было приятно и волнительно.

Пожалуй, могу особо выделить присвоение звания «Заслуженный деятель науки Республики Беларусь» в 1999 году. А еще — присвоение звания академика Российской академии сельскохозяйственных наук. За мою кандидатуру тогда единогласно проголосовали все 267 ученых. Это не только большая честь и признание моей работы, но и высокая оценка деятельности всего научного сообщества республики.
Конечно, горжусь, что под моим научным руководством в 1995 году была издана «Вэтэрынарная энцыклапедыя» — первая в истории Беларуси ветеринарная энциклопедия на родном языке. Вероятно, этот факт учли и при решении наградить меня медалью Франциска Скорины.

— Где берете творческую энергию?
— Если просто отрабатывать служебное время, результатов не добьешься. В науке, как и в любом другом деле, важно вдохновение. Я стараюсь окружать себя умными людьми, вдохновляюсь достижениями своих учеников, горжусь успехами бывших студентов, а наша академия выпустила немало известных личностей. В любой работе я всегда опираюсь на опыт своих предшественников. В нашей академии сложилось 16 научных школ. У их истоков стояли истинные профессионалы, преданные делу. Такая увлеченность передается из поколения в поколение. Я говорю об этом с уверенностью, ведь 18 моих родственников окончили витебскую академию. Большинство из них работает по специальности. Сейчас на 2-м курсе учится внучка, внук в этом году поступил в магистратуру. Много лет здесь трудится и занимается наукой моя супруга Валентина Петровна. Нас всех вдохновляет и заставляет двигаться вперед сама академия!

На днях кафедра паразитологии и инвазионных болезней животных, которую возглавляет Антон Ятусевич, отпраздновала 95-летний юбилей. Коллектив кафедры поздравил заведующего с очередной высокой наградой — медалью Франциска Скорины. Мы присоединяемся к поздравлениям и желаем ученому новых открытий на пользу общества!

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Беседовала Наталья ЧЕРНИЧЕНКО. Фото Олега КЛИМОВИЧА.