Что общего между водителем мусоровоза и тяжелоатлетом и как заставить огромную спецмашину ловко маневрировать по узким городским улицам и дворам? О секретах непростой профессии узнали у водителя государственного предприятия «Спецавтобаза города Витебска» Михаила Карелина.
Рабочий день у Михаила начинается в 6 утра. Сначала он осматривает машину, проверяет исправность колес, креплений, рулевого управления… Вскоре мусоровоз выходит на маршрут, впереди у водителя напряженная смена, которая порой полна неожиданностей. В этом убедился и корреспондент «Витьбичей», который в один из осенних дней отправился в рейс с Михаилом Карелиным.
Огромная машина мчит нас к первому адресу. Михаил, который в этот день работает один, без грузчика, подъезжая к подъезду, резво покидает водительское место, обходит машину и оказывается возле манипулятора. Он ловко двигает рычаги — и захват точно и легко фиксирует контейнер, берет его, поднимает и опрокидывает содержимое в мусоровоз. Минутное дело! Михаил скромно поясняет, что такое взаимопонимание с техникой — результат многолетнего опыта работы.
Из подъезда выходят жильцы, приветливо здороваются с водителем. В ответ на мой удивленный взгляд Михаил с улыбкой поясняет:
— Я уже 19 лет на одном и том же участке работаю, поэтому жители ко мне привыкли, со многими каждое утро встречаемся. Да и с дворниками, пусть они и меняются периодически, в контакте постоянно. У них есть мой телефон, при необходимости могут позвонить и узнать о времени прибытия мусоровоза.
Скорость спецтехники во дворе очень маленькая. Тем не менее поездка напоминает опасный аттракцион: иногда считанные сантиметры отделяют припаркованные вдоль проездов автомобили от мусоровоза. Случается, что горе-парковщики и вовсе блокируют доступ к мусорному контейнеру, создавая дополнительные сложности сотрудникам Спецавтобазы.
Вот и во время нашего рейса в одном из дворов несколько автомобилей стояли так, что не дали возможности «подобраться» к контейнеру. Пришлось Михаилу перетаскивать многокилограммовую емкость на десяток метров вперед. Сейчас еще ничего, признался водитель, а вот каково двигать контейнер, который в среднем весит 150 килограммов, зимой, по сугробам!
Развернуться в узких дворах тоже проблема, поэтому зачастую многотонный мусоровоз выезжает задним ходом, проявляя чудеса маневрирования. У новичка такой «фокус» вряд ли удастся.
Михаил же знает свой участок как свои пять пальцев: каждую кочку на дороге, каждый опасный поворот. В Спецавтобазе он трудится уже 20 лет, пошел по стопам отца.
— Меня где-то с 9 лет отец, Михаил Трофимович, брал с собой на работу. Я любил бывать в мастерских, где ремонтировали спецтехнику, с интересом наблюдал, как папа ловко управлялся с огромным автомобилем. Он был настоящим мастером своего дела, его уважали и ценили. Отец трудился водителем до выхода на пенсию, а затем еще около 6 лет был на предприятии грузчиком.
Неудивительно, что после окончания школы Михаил Карелин подал документы в Городокский сельскохозяйственный техникум, где получил специальность «Техник-механик», а также права на вождение автомобиля, трактора. По распределению работал в агрокомплексе «Возрождение», где в разное время был и оператором на зернотоке, и слесарем в ремонтных мастерских, и водителем самосвала.
Спустя время Михаил трудоустроился на Спецавтобазу. Год работал на подмене, выходил на рейсы вместо водителей на время их отпуска, болезни. Затем Михаилу Карелину доверили новый ЗИЛ и закрепили за ним постоянный участок. На предприятии он повысил квалификацию, теперь имеет права всех категорий, первую классность.
…За приятной беседой время летит незаметно. Михаил — очень открытый, доброжелательный, искренний человек. С ним можно говорить обо всем. О мечтах и стремлениях, о важности выбранного пути в жизни, о престиже профессии. Кстати, Михаил Карелин в разговоре отметил, что в последние годы на Спецавтобазу пришло много молодежи, даже одна представительница слабого пола стала водителем специальной машины.
Объехав все дворы, загрузившись под завязку, мы мчимся на мусороперерабатывающий завод. Оказывается, за смену Михаил проезжает не менее 105 километров и вывозит почти 90 кубических метров мусора.
— Михаил Карелин достойно продолжает дело отца, — отметил директор Спецавтобазы Юрий Галушко. — Любую поставленную задачу выполняет безукоризненно. Никогда не считается со временем: «Надо, значит, будет сделано». Работу на самых ответственных участках доверяем именно ему.
— Он наглядный пример для молодежи, как надо трудиться, — характеризует сотрудника заместитель начальника санитарной колонны Спецавтобазы Сергей Осипов. — У Михаила Карелина проходили стажировку многие вновь пришедшие на предприятие. И хотя автомобиль, на котором он трудится, далеко не новый, содержит его Михаил в образцовом состоянии, ведь он не понаслышке знает, что от результатов его работы зависит комфорт и уют жителей города.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.