76 воинских захоронений оставила Великая Отечественная война на территории Толочинского района

logo
Среда, 15.04.2020 10:20 | Рубрика: Обелиск у дороги
02193

Стали родными по крови, пролитой во имя Великой Победы, и покоятся в братских могилах Толочинского района белорусы и французы, русские и украинцы…

76 воинских захоронений и захоронений жертв войн оставила Великая Отечественная война на территории района. Одно из воинских кладбищ находится на республиканской трассе М-1 Минск–Москва в центре агрогородка Славени. В этой могиле похоронено 52 воина и партизана, которые погибли в боях против гитлеровцев в 1943-1944 годах. В том числе восемь летчиков, семеро из которых погибли в воздушных боях в день освобождения Толочина. На могиле поставлен памятник высотой четыре метра – скульптура воина с автоматом. На постаменте – мемориальные доски с нанесенными на них фамилиями защитников Отечества. Установлены все имена павших героев.

…Отступающие советские войска из Беларуси на Смоленщину в 1941-м сопровождали фронтовые корреспонденты Константин Симонов и Алексей Сурков. Под впечатлением этих событий Константин Михайлович написал строки, обращенные к товарищу: «Ты помнишь, Алеша, изба под Борисовом, по мертвому плачущий девичий крик…», ставшие фронтовой песней. Как вспоминал потом Константин Симонов, изба под Борисовом – это сельская хата в Толочинском районе. Ее хозяева – «седая старуха в солопчике плисовом, весь в белом, как на смерть, одетый старик» – навсегда остались в памяти писателя. Он словно предвидел, что «изба» как собирательный образ сельских разоренных «хат» будет оплакивать 4300 не вернувшихся с фронта сыновей Толочинщины, 9 тысяч мирных жителей района, в том числе 3 тысячи погибших детей.

Освобождение от фашистской оккупации, длившейся три долгих года, пришло в Толочин 26 июня 1944 года. Витебско-Оршанская наступательная операция разгромила левое крыло группы армий «Центр», один за другим с 23 по 28 июня были освобождены Шумилино (23 июня), Бешенковичи, Богушевск, Сенно (25 июня), Толочин (26 июня), Орша, Чашники (27 июня), Лепель (28 июня), советские войска продвинулись на 80-150 километров для дальнейшего наступления на минском направлении. Являлась составной частью операции «Багратион».

День освобождения Толочина стал последним в жизни русского и французского летчиков, чьи имена увековечены на братской могиле в агрогородке Славени. В их судьбах много параллелей.

Из бесстрашного пулеметчика – в отважные летчики

Свой последний воздушный бой заместитель командира эскадрильи 115-го гвардейского истребительного авиаполка гвардии лейтенант Иван Артемьев провел в небе над Толочином. Иван Тимофеевич вылетел на разведку войск противника, скопившихся в районе населенных пунктов Славени и Славное. В этой зоне базировался немецкий аэродром, где было обнаружено до 30 самолетов Ю-87. Советские штурмовики Ил-2 в сопровождении истребителей Як-9, одним из которых управлял Иван Артемьев, начали его бомбардировку. После успешно выполненного боевого задания в районе станции Славное гвардии лейтенант возвращался на свой аэродром. Его атаковали четыре немецких истребителя. Летчик отважно вступил в неравный бой... Иван Артемьев увел свой подбитый горящий самолет Як-9 от деревень Славени и Заречье и направил его в реку. В последние отведенные ему минуты Иван Тимофеевич думал не о себе, а о спасении людей, о том, чтобы машина не рухнула на крыши домов.

Обелиск в агрогородке Славени напоминает о подвигах
освободителей в годы Великой Отечественной войны.

Установить место падения его самолета на следующий же день помог однополчанин, летчик Владимир Пасютин, уроженец Толочинщины, хорошо знавший местность.

Чтобы лучше понять мужественный поступок Ивана Артемьева, нужно знать его стойкий, твердый, отважный характер. Иван Тимофеевич, при жизни носивший звание Героя Советского Союза, получил его в советско-финскую войну в 1940 году, в 23 года. В то время он еще не был летчиком. Рядовой, пулеметчик 69-го стрелкового полка 97-й стрелковой дивизии 13-й армии Северо-Западного фронта отличился тем, что метким пулеметным огнем отбил несколько ночных контратак противника, уничтожил более 30 вражеских солдат и офицеров белофиннов. Когда закончились патроны, он умело использовал гранаты и удержал плацдарм на острове Мусти-Саари северо-восточнее Выборга Ленинградской области.

В 1941 году Ивана Артемьева позвало небо, он окончил Качинское военное авиационное училище, стал командиром авиационного звена.

Таким же отважным, как в боях на земле, был он и в воздушных атаках. Всегда спешил прикрыть спину товарища. Однажды, поддерживая с воздуха наземные войска Иван Артемьев, ведущий четырех Як-9, заметил неравный бой одного Як-1 с четырьмя Фоке-Вульф-190. Видя опасность, грозящую товарищу, немедленно поспешил на помощь. Своей парой штурмовиков связал пару немецких истребителей, находившуюся выше, и этим самым дал возможность второй паре Як-9 и одному Як-1 расправиться с двумя Фоке-Вульф-190.

Другой эпизод. Во время прикрытия наземных войск в районе Заборье, Зезюлино в октябре1943 года четыре Як-9 встретили две пары Фоке-Вульф-190, с которыми вступили в бой. Иван Артемьев, выбивая штурмовик противника из-под хвоста самолета товарища, зажег один ФВ-190.

Иван Тимофеевич был награжден орденом Красного Знамени в 1943 году за исключительную боевую выручку, 40 успешных вылетов на врага, 14 воздушных боев, в которых лично сбил один самолет типа ФВ-190.

Его военноначальник ­- выдающийся командир 115 Гвардейского истребительного авиаполка Герой Советского Союза, трижды награжденный орденом Красного Знамени и дважды орденом Красной Звезды гвардии майор Петр Дранко, лично сбивший 15 вражеских самолетов, проведший 59 воздушных боев, так отзывался об Иване Артемьеве: «Выполняет любые трудные задания, всегда пойдет на выручку товарищу. В бой водит пару и четверку. Руководит боем правильно и уверено. Молодой растущий командир звена».

В Великой Отечественной войне Иван Тимофеевич участвовал с 1942 года, его жизнь оборвалась в 27 лет. Близкие так и не дождались его возвращения домой, в русское село Азовка. В Воронежской области, в городе Бобров (куда вошло село), на родине советского летчика установлен бюст в честь его подвигов.

Судьба Жака Гастона

29 ноября 1942 года в городе Иваново приземлился самолет, на котором в Союз прибыла французская эскадрилья ­- 14 летчиков. Им предстояло воевать на советских истребителях. Это событие имело высокую политическую значимость: добровольцы из Франции вместе с Красной Армией будут сражаться против фашизма. Тогда не афишировалось, что большинство французских пилотов-добровольцев, прибывших в Союз, были детьми русских эмигрантов, которые помнили свою Родину и хотели бороться за ее свободу, хотя и носили иностранные имена и фамилии. Легендарная эскадрилья постоянно пополнялась пилотами и выросла в 1-й отдельный истребительный авиаполк «Нормандия-Неман», подвиги которого внушали страх немецким истребителям. В составе 1-й воздушной армии авиаполк принимал участие в операции «Багратион».

…Почти 22 года пролежал в болоте у деревни Славени самолет «Нормандии», в кабине которого находились останки французского летчика Жака Гастона, принявшего смертельный бой за освобождение Толочина. В 1966 году мальчишки, удившие рыбу вблизи болота зацепили небольшой обрывок кожаной куртки и вытащили его на поверхность. Любопытство подтолкнуло их к дальнейшим поискам – и вот уже длинная палка, погруженная в трясину, натолкнулась на что-то твердое – это была часть самолета. Мальчишки стремглав побежали к взрослым рассказать об удивительной находке. Самолет подняли на поверхность с помощью военной техники.

Установить имя французского летчика удалось по номеру двигателя, но не сразу, из-за допущенной ошибки в одной из цифр номера. Двигатель самолета передали в экспозицию Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны в Минске.

Узнать о судьбе Жака Гастона можно было еще в 1944 году, когда место крушения самолета обнаружил подросток – житель Толочинкого района и среди обломков нашел удостоверение летчика на французском языке. Он показал документ взрослым, которые посоветовал парню отправить находку в Москву. Подросток запечатал удостоверение в конверт, написав на нем «В Москву», но отправленное письмо было утеряно. Болото продолжало хранить свою тайну...

Жак Гастон посмертно награжден орденом Отечественной войны II степени, поскольку погиб в неравном поединке против четырех Фоке-Вульфов-190, в котором сбил один Фоке-Вульф-190 и, несмотря на численное превосходство, продолжал вести воздушный бой, в котором проявил храбрость и смелость, это был его 11-й боевой вылет.

На воинское кладбище в агрогородке Славени приезжала мать Жака Гастона Александрин Гастон, которая более 20 лет считала сына пропавшим без вести и наперекор судьбе надеялась на его возвращение. «Ты меня прости за опоздание, это я, мой мальчик, это я. Стала местом нашего свидания, не своя, а белорусская земля». Это стихотворение «Разговор с сыном», проникшись горем и скорбью Александрин Гастон, ей посвятил поэт В. Белтов. «И сегодня мы, как прежде, вместе. Найден твой едва заметный след. Кончилось оглохшее безвестье, длившееся 20 долгих лет. Что нашла я здесь – то силы мне дарует, и теперь меня не сломит грусть, обрели мы родину вторую с именем славянским – Беларусь!». Частицы белорусской земли с воинского захоронения мать французского летчика увезла с собой. Она передала парадную форму сына, сшитую к окончанию летного училища, в Борисовский народный музей истории авиаполка «Нормандия-Неман» ГУО «Средняя школа № 9 города Борисова».

Французское правительство наградило Жака Гастона Военным крестом с пальмовой ветвью. Запись из военного приказа: «Молодой летчик добровольно прибыл на германо-советский фронт, после 18 месяцев, проведенных в Северной Африке в тюрьме Виши за не согласие с фашистским режимом, чтобы присоединиться к движению Сопротивления. Первые бои на русском фронте доказали его горячее стремление бороться».

…Русский летчик Иван Артемьев и французский летчик Жак Гастон погибли в один день, освобождая Толочинщину от общего страшного врага, мужественно сражаясь до последней капли крови, веря в близкую победу, и нашли упокоение в одной братской могиле, к которой приезжают люди из разных стран и городов, и, замерев в минуту молчания, в минуту скорби, испытывают одни и те же чувства, несмотря на то, что говорят на разных языках и представляют разные культуры. Через пролитую кровь наших предков мы, их потомки, обретаем родство, которое должны беречь, как и подаренный нам мир на Земле.

За помощь в сборе информации для создания материала благодарим директора ГУ «Толочинский историко-краеведческий музей» Ирину Пикулик.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Екатерина ПУЧКОВА.