Сердце Валаамского монастыря. Почему его называют Северным Афоном?

logo
Четверг, 29.09.2022 16:07 | Рубрика: Культура
01760

Северный Афон. Так часто называют святой Валаам — остров на Ладожском озере в Карелии — по сходству с монашеским братством в Греции. Строгий монастырский устав, природные условия: отдаленность от материка, в окружении вод, месторасположение на возвышенности...

Из Санкт-Петербурга мы приехали в Приозерск. Потом на скоростном теплоходе «Метеор» шли по Ладоге, хмурившей свои воды под небом, обещавшим дождь. Прошло немногим больше часа — и показался Валаам с его куполами и крестами: зеленый остров приближался, словно большой встречный корабль.

Нас приняла Монастырская пристань. Так же, как принимала паломников и два века назад. По словам гида, в конце XIX — начале XX века сюда приходили большие пароходы, водоизмещение которых позволяло швартоваться в здешней бухте. Теперь же к острову лайнеры не ходят, добраться можно на судах монастырского флота. Да и путешествие в старые времена занимало больше суток, было сопряжено с большими опасностями. Ладога издавна известна своей непредсказуемостью, люди ехали на свой страх и риск, даже страховые компании не брались страховать их жизнь.

По прибытии паломники первым делом благодарили Господа Бога и святителя Николая за благополучное путешествие.

Мы тоже так сделали — озеро было все-таки неспокойным — у часовни иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», где также установлена икона святого Николая Чудотворца. Эта часовня построена на причале в конце XIX века. Неподалеку, возле монастырского музея быта, находится еще одна — Благовещения пресвятой Богородицы, поставленная при игумене Назарии в конце XVIII века. Это самая старая каменная часовня на Валааме, сохранившаяся до наших дней…

Исторические штрихи

По монастырскому преданию, во времена распространения христианства апостол Андрей Первозванный, проповедуя Евангелие, пришел на горы Валаамские и установил каменный крест. Живо и другое сказание: в X веке на этих землях появились первые иноки Сергий и Герман, которые, возможно, были греками и основали на одном из островов Валаамского архипелага монашеское братство. Хотя письменные источники о житии преподобных Сергия и Германа считаются утраченными, они вошли в историю святой обители как ее основатели и чудотворцы.

Относительно достоверная документальная история Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря, который стал центром православия северной Руси и таковым остается поныне, начинается с XIV века.

На протяжении всей своей истории Валаам не однажды переживал разрушения и опустошения: варварские набеги шведов в древности, бомбежки и неопределенная судьба монастыря в годы Великой Отечественной войны, разорение в эпоху атеизма. Но всегда обитель поднималась из руин, монашеская жизнь возвращалась на эти берега. Наивысшего расцвета она достигла к середине XIX века. В 1839 году настоятелем обители был назначен игумен Дамаскин, который на протяжении 42-­х лет радел о монастырской жизни. Усердием отца Дамаскина и всей братии возводились храмы, часовни, скиты, построена паломническая гостиница, обустроен водопровод, открыты мастерские, прокладывались пешеходные дороги.

Игумен добился, чтобы строительные работы на острове велись только под руководством архитекторов-профессионалов. Одно из самых масштабных начинаний отца Дамаскина — строительство нового Спасо-Преображенского собора, осуществить которое смог после смерти игумена его преемник Ионафан II.

С 1811 года до 1917-­го Валаам принадлежал Финляндскому княжеству Российской империи, а после Октябрьской революции отошел к вновь образованному государству — Финляндии. После советско-финской войны 1939 –1940 годов остров стал территорией СССР. Насельники монастыря опасались гонений и, собрав все самое ценное, эвакуировались в Финляндию, где основали Ново-Валаамский монастырь (кстати, действует поныне). Жизнь обители на Старом Валааме замерла. В монастырских строениях размещалась школа боцманов и юнг, после Великой Отечественной войны, в 1950-­м году, на острове открыли дом инвалидов войны и труда, куда их помещали принудительно, переселяя с материка. На Валааме образовался поселок со своей инфраструктурой. В 1979 году на острове был создан музей-заповедник, сюда приходили теплоходы с туристами.

Возрождение православной обители началось во времена перестройки в СССР, когда в ведение Ленинградской епархии были переданы Преображенский собор с внутренним каре и некоторые близлежащие скиты. В 1989 году на святую землю ступили и первые шесть монахов. Начались богослужения в храме во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских.

На протяжении долгих лет шло возрождение обители и старинных традиций здешнего бытия. Молитва на устах, работа на руках. Так живут и сейчас насельники монастыря, скитов и подворий, из них около ста — монахи.

Они несут самые разные послушания. Как и прежде, занимаются строительством, пекут хлеб, работают на молочной ферме, держат форелевое хозяйство, которое приносит до 40 тонн рыбы в год, выращивают овощи. Местная братия, обучившись у итальянских мастеров и получив лицензию на сыроварение, варит из валаамского молока сыры пяти сортов, в том числе монастырский фирменный, по собственному рецепту. Хозяйством занимаются для собственных нужд, но, конечно, плоды монашеских трудов отведать могут и туристы.

Трудничеством во славу Божию занимаются и те, кто приезжает жить при монастыре. На острове постоянно находятся до 40 трудников и волонтеров.

Никольский скит

К нему на островок (один из 50 на архипелаге) у входа в Монастырскую бухту ведет дорога мимо скалистых утесов, увенчанных елями и березами, а потом — деревянный мост через пролив. Красота необыкновенная! Такие туристы, как мы, приехавшие на один день, только и успевают из всех скитов (их около 20 на Валааме) увидеть этот, ближайший к центральной монастырской усадьбе, скит Николая Чудотворца. Здесь можно оставить записочки монахам, чтобы помолились о здравии или за упокой, и самим обратиться с молитвой к Господу Богу в старом храме с сохранившейся аутентичной росписью конца XIX века.

Недолгое уединение — и вновь рассказ гида, который включает воображение. И можно представить, как в то далекое время в ночи на островной часовне, служившей маяком, зажигается фонарь, освещая путь судам, идущим к святому острову, или как монахи поднимаются на борт парохода и осматривают его на предмет провоза запрещенных вещей. Никто не смел ступить на святую землю, имея при себе табак, алкоголь или оружие. Да, такое послушание несли Никольские скитяне — монахи были монастырскими таможенниками.

Сады Валаама

Есть на Валааме и своя гора Фавор. На ней — Свято-Преображенский собор. К нему устремляются все паломники. Но прежде чем подняться, никто не упускает возможности побывать в валаамских садах. Их три — верхний Монастырский, средний Аптекарский и нижний Григорьевский. Это истинно рукотворное чудо, сотворенное братией монастыря. Оно в том, что даже земля, на которой стоишь, рукотворная! До середины XIX века здесь были только голые скальные уступы, спускающиеся к Ладоге, а земли катастрофически мало. Монахи, задумавшие заложить сады, создавали ее вручную. Крошащиеся камни смешивали с опавшей хвоей, листвой, укладывали все это под большие замшелые валуны, чтобы получить компост. Потом смешивали с землей, которую люди, прослышавшие про благое дело монахов, привозили с материка в дар монастырю. Кто сколько мог. Так упорный труд, усердная молитва и помощь неравнодушных паломников дали удивительные плоды.

Мы побывали в нижнем саду, который был заложен в 1860 году. Он назван Григорьевским в память о монахе Григории, который задумал вырастить фруктовые деревья на скалах. Это было при игумене Дамаскине, настоятель выписал из одного известного питомника саженцы, и в валаамском саду посадили более 60 сортов яблонь. До сих пор здесь сохранились старые деревья, возраст которых 100–160 лет. И эти яблони продолжают плодоносить! Очень вкусный валаамский ранет, правда. Угощались!

Главный собор и святыни

Свято-Преображенский собор — доминанта всего островного облика.

Первый каменный храм был поставлен еще во времена игумена Назария, в конце XVIII века. Но уже к середине следующего столетия собор перестал вмещать не только братию, которая превысила 600 человек, но и паломников. Поэтому было принято решение его перестроить. Однако старый храм братия не снесла, а разобрала по кирпичикам. Их использовали при строительстве нового. После богослужений все, включая игумена, носили кирпичи на леса, тесали камни — валаамский серый, черный и красный гранит. Возводила храм монастырская братия восемь лет, завершив работу в 1892 году.

В соборе находятся многие святыни Валаама. Здесь упокоены мощи основателей монастыря преподобных Сергия и Германа. Сюда приезжают поклониться иконе Валаамской Божией Матери и помолиться перед образом об исцелении от недугов и даровании здоровья, попросить мира и гармонии в семейной жизни, о наставлении детей на путь истинный.

Икона Валаамской Божией Матери была написана именно для строящегося собора здешним монахом Алипием. Она стала чудодейственной. Перед этим образом состоялось чудо исцеления женщины, имя которой сохранилось в архиве Валаамского монастыря. Это прачка из Санкт-Петербурга Наталья Андреева.

Неподалеку от собора установлена необычная скульптура — посвящение иконе Валаамской Божией Матери, что само по себе редкость.

В настоящее время в соборе находится первый список этой иконы, выполненный тем же монахом Алипием (чудотворную святыню монахи вывезли в Ново-Валаамский монастырь в Финляндию, где она находится до сих пор). Повторный образ он писал для подворья Валаамского монастыря в Петербурге. Икона сохранилась и только в 1991 году была возвращена в возрождающуюся обитель на Валаам...

Прошло немного времени, но снова хочется вернуться на этот остров, только теперь на несколько дней. Там намоленные места и святыни, суровые пейзажи с замшелыми скалами, величественными соснами и елями, сторожащими Ладогу, и покой желанного уединения. Там можно услышать тишину в себе и обрести гармонию. Все это — святой Валаам!

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталия КРУПИЦА. Фото автора.