Откровенно и правдоподобно: витебский фотограф-фрилансер рассказала о восприятии повести Бориса Васильева в своем проекте «А зори здесь тихие…»

logo
Пятница, 13.11.2020 09:20 | Рубрика: Культура
02166

Проект «А зори здесь тихие…» витебского фотографа-фрилансера Светланы Мороз, который она показала в областном музее Героя Советского Союза М. Ф. Шмырева, стал поводом для знакомства с автором.

Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» издана более полувека назад. В основу ее легли реальные события. Главный герой — комендант разъезда в карельской глуши старшина Васков и пять девушек-зенитчиц, бывшие в его подчинении, преследовали немецкую диверсионную группу, заброшенную для уничтожения стратегического объекта в этих местах. Трагическая история этого противостояния и гибели юных зенитчиц до сих пор волнует сердца людей. Писатель признавался, что повесть выстроилась, как только он принял решение персонажами сделать молоденьких девчонок, ведь женщинам труднее было на войне, и писали о них мало. И его Васков, глядя на своих подчиненных, вздыхал: «Эх, бабы, бабы, несчастный вы народ. Мужикам война это – как зайцу курево, а уж вам-то…».

Портреты женщин далекого военного времени более всего завораживают фотографа Светлану Мороз. Она по профессии инженер-строитель, а лет десять назад увлеклась фотографией. Творчество стало способом самовыражения, попыткой рассказать о своем восприятии истории, к которой создательница фотоповести «А зори здесь тихие…» также не равнодушна.

— Кто-то высказывается, как писатель, словом, художник — в картине, а я выражаю отношение, свой взгляд на давно ушедшую реальность через фотографию. Меня часто спрашивают, почему, зачем это делаю? Мне интересно: оживающая история во время съемки — это всегда уникальные сюжеты, возможность перенестись на много лет назад. Другая эпоха словно живет в душе, — делится Светлана.

Людям свойственно обращаться к прошлому. У каждого — своя история. И она действительно тот багаж в пути, который помогает жить.

— Я из семьи военных. Папа родился в декабре 1940-го, а мама в январе 1941 года. Так что они были детьми войны. Брат пошел по стопам отца, только род войск другой, сейчас он на пенсии. Я, мой муж, который также из семьи военных, сын — мы все интересуемся историей Великой Отечественной войны, — рассказала Светлана. — Я начала работу над фотопроектом «А зори здесь тихие…» в 2015 году, тогда сложившиеся жизненные обстоятельства требовали эмоционального выхода и выражения чувств… Впервые за основу для фотопроекта выбрала литературное произведение. Пересмотрела старый фильм Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие…», 1972 года, и новое кино Рената Давлетьярова, вышедшее как раз в 2015-м, но, конечно, ориентировалась и на свои ассоциации, возникшие после прочтения книги. К съемкам готовились с командой единомышленников примерно месяц. Первым шагом был поход в областной музей Миная Шмырева, директор его Ирина Шишкова дала хороший импульс. Нужно было найти военную форму на период 1942 года, когда происходили события, описанные в повести. Идею проекта поддержал Александр Пастернак, военнослужащий, он был военным консультантом при организации съемок, к тому же снялся в «роли» немецкого диверсанта. Откликнулись участники клуба исторической реконструкции «Товарищи по оружию» Максим Таран, Евгений Бонифатьев, предоставив мужскую форму. Из девушек-реконструкторов с нами работала Александра Остренкова, а остальных героинь нужно было найти. С интересом приняли предложение преподаватели ВГУ имени П. М. Машерова Анна Пастернак, Елена Высоцкая, моя дочка Екатерина, молодой дизайнер и многодетная мама Юлия Кутепова, воспитатель детсада Ирина Рублевская. Женскую военную форму помог найти Николай Павитчан, он рабочий и фотограф-любитель, в проекте воплотил образ старшины.

— Наша творческая группа работала в лесу недалеко от станции «Лучеса», на площади примерно в полтора километра. Там лес такой…видно, что когда-то были окопы, подходящие места, — продолжает Светлана. — Работали в походных условиях, переодевались, гримом для участниц служили зола и гуашь. Очень помогла как организатор методист сектора туризма и спортивного ориентирования областного дворца детей и молодежи Лариса Просвещенникова. Николай Павитчан, Валерий Нестеров также работали в проекте как фотографы.

Интересно было в фотографии передать эмоции, настроения, чувства всех действующих лиц, показать характер современниц, проживающих те страшные эпизоды. Каждый из участников привнес в сюжет нечто свое. За два дня съемок было сделано свыше 1000 фотографий.

Часть этих снимков попала на первую выставку Светланы Мороз в 2016-м в культурно-историческом комплексе «Золотое кольцо города Витебска «Двина». Новая экспозиция в музее Шмырева не повторила премьерную выставку. Проект тот же, но здесь к обозрению была представлена другая часть из фотоповести Светланы Мороз «А зори здесь тихие...».

Кстати, один из снимков этой серии в интернет-конкурсе «35awards: образ из фильма» по результатам голосования вошел в топ 3 процента лучших фотографий. Некоторые из них автор представляла на международных выставках в Витебске и в Хайфе (Израиль).

«А зори здесь тихие…» — не единственный проект Светланы Мороз и, похоже, военная тематика для нее, действительно, своеобразный выход из зоны комфорта, способ прожить исчезнувшую реальность. Предыдущие творческие циклы она создавала в содружестве с Ларисой Просвещенниковой, которая предлагала идеи для съемки. Светлана же сочиняла сюжеты. Одна из таких фотоисторий — «Две сестры». Она посвящена нечаянной встрече героинь — девушки, ушедшей на фронт, и жительницы прифронтового города. Работая над серией «Старинные фотографии», Светлана перелистала не только свой семейный альбом с сохранившимися портретами военного и послевоенного периода, но также изучала музейные фотодокументы. Искала необходимые аутентичные вещи для постановочных кадров, стилизованных под 40-50-е годы прошлого века. Так же с Ларисой Просвещенниковой они создавали и «Победный май», работали в содружестве с реконструкторами, подключали знакомых, которые заинтересовались идеей. Вместе искали одежду в бабушкиных сундуках, что-то покупали на барахолке.

— Сюжеты «Победного мая» мы снимали в городе возле памятника старому трамваю, — рассказала Светлана. — Очень хотелось показать эмоции людей, радость первых мирных дней, непередаваемое счастье встреч с любимыми, попытки девушек одеться нарядно. И в салоне старого трамвая фактически были разыграны сцены из той далекой жизни, из того времени, которое меня бесконечно волнует и звучит в моей душе…

Эти фотографии еще предстоит показать зрителю. Светлана считает, что пока рано. Нужно окончательно поверить в то, что выполненная работа может быть интересна не только ей самой.

В повести «А зори здесь тихие…» после гибели старшина Васков горько размышляет: «Могла детишек нарожать, а те бы — внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом...». Светлана Мороз продолжает искать хоть какие-то уцелевшие ниточки, чтобы соединить их с нынешней «пряжей», завязать памятные узелки.

Об этом ее фотоповести — творчество, которое не может не задеть душу.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталия КРУПИЦА. Фото Олега КЛИМОВИЧА, а также предоставлены С.Мороз.