Сякухати, гучжен, гуцынь и многое другое. Мастер-художник этнических музыкальных инструментов создает свои творения в Витебске

logo
Суббота, 15.12.2018 16:23 | Рубрика: Культура
02505

Бамбук из глубин таиландских джунглей в руках талантливого мастера-художника Дмитрия Сухинина превратился в сякухати, а для создания своего первого гучжена он использовал обычную ель — самое звучащее дерево.

Сейчас в коллекции Дмитрия 20 музыкальных инструментов, изготовленных им по образу и подобию древних китайских. Два года назад он впервые увидел у друзей-минчан не­обычный инструмент, попробовал поиграть на нем сам и был поражен звучанием. Вот тогда и началась работа над построением первого гучжена — щипково-струнного музыкального инструмента с богатейшей историей в три тысячи лет. За плечами у Дмитрия диплом Витебского высшего профессионального училища художественных ремесел, к тому же был опыт создания арт-объектов, но тем не менее на сбор информации, изучение внутреннего устройства инструмента, приобретение специальных струн из Китая и на работу ушло полгода. Первый красавец-гучжен получил название «Белый лотос».

— В наши дни градация гучженов большая — от простых, выпускаемых на конвейере, до эксклюзивных, которые делают японские мастера. Каждый такой инструмент — произведение искусства, он обязательно именуется. И я не мог свой инструмент ручной работы оставить безликим. А «Белый лотос» потому, что этот цветок ассоциируется с Востоком, — пояснил Дмитрий. Так же он назвал и свой новый китайский щипковый инструмент гуцынь, или цисанцинь. В коллекции мастера есть японские флейты — сякухати, причем сразу несколько он изготовил во время путешествия по Таиланду.

— Там я три месяца жил среди дикой природы, в джунглях много бамбука, грех было не заняться делом, — рассказал Дмитрий. — Суть человека — в познании мира, а творчество и путешествия — инструменты познания.

Дмитрий владеет этническими инструментами, правда, сейчас для того, чтобы играть древние японские и китайские пьесы, осваивает специальную нотную грамоту для сякухати, которая с привычной музыкальной грамотой не имеет ничего общего. Это символы, иероглифы, и они своеобразно трактуются. Недавно научился извлекать звук из диджуриду. По сути, это просто полый ствол дерева.

У Дмитрия есть единомышленники, которые увлечены восточной музыкальной культурой и готовы выступать с камерными концертами, чтобы показать красоту и оригинальность звучания древних инструментов. Дмитрий Сухинин, который работает экспозиционером в витебской галерее «Стена», надеется, что в скором времени здесь такой концерт состоится.

Кстати, в «Стене» можно убедиться, насколько широк творче­ский диапазон мастера. Светильники-скульптуры оригинальных кон­струкций в галерее, спроектированные и выполненные Дмитрием, не только выполняют свою функцию, но являются единичными экспонатами. Как и другие интерьерные вещи, например, чайный столик под названием «Фрактальная сущность растений северного макромира».

— Кроме Востока, меня очень привлекает природа севера — Карелия, Кольский полуостров, там нахожусь подолгу. И впечатления поневоле отражаются в моих художественных объектах. На севере — мхи. Если к ним присмотреться, можно увидеть определенную геометрию, шикарно выглядит. Вот она и была преобразована в рисунок, который украсил чайный стол. Еще один, кстати, посвящен таиландскому миру джунглей, в оформ­лении этого столика использована восточная орнаменталистика, — рассказал Дмитрий Сухинин.

Он хочет, чтобы и утилитарная вещь сохраняла в себе значимость произведения искусства. Творче­ский человек, как почтальон, приносит людям послания, но эти послания — из-за необозримых горизонтов, где мог побывать только художник. Трудно не согласиться с мастером.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталия КРУПИЦА. Фото Олега КЛИМОВИЧА.