17 лет журналист Александр Тулбусов был экономическим гуру редакции «Витьбичей»

logo
Суббота, 13.02.2021 14:12 | Рубрика: 30-летие «Витьбичей»
0543

Александр Тулбусов — экономический обозреватель газеты «Витьбичи» с 1991-го по 2008 год, лауреат республиканского конкурса «Золотое перо-2002» Белорусского союза журналистов, «Отличник печати Беларуси».

Сейчас трудно представить, как на обломках СССР, в 1990-е, можно было строить новую страну. Обвальное падение производства, кризис на потребительском рынке, люди просто боролись за выживание, но именно в это непрос­тое время необходимым как хлеб насущный оказалось печатное слово!

— Почему на сессии горсовета депутатов приняли решение о соз­дании городской газеты? — рассуждает Александр Михайлович. — Потому что появился заказчик, то есть у населения был жест­кий запрос на грамотную, разумную и откровенную информацию! И «Витьбичи» не обходили рифы, писали о «болячках» времени, стали долгожданным собеседником для большого круга подписчиков, о чем свидетельствовал быстро возрастающий тираж газеты.

Александр Тулбусов пришел в «Витьбичи» в марте 1991 года, когда свет увидели только несколько номеров. Он из той первой команды, которая определяла лицо газеты. Зрелый журналист на долгие 17 лет стал экономическим гуру нашей редакции.

Как же он решился 30 лет назад на переход в новое издание с неизвестным будущим?

— Тогда появилось много газет, и варианты, куда податься, были. Чувствовал себя уверенно, у меня за плечами к тому моменту был 20-летний опыт работы в четырех редакциях, включая областное ТВ, районную газету в Брестской области, городскую газету в Подмосковье и областную «Віцебскі рабочы». А на груди у меня «светились» две медали ВДНХ СССР за публикации о жителях Витебщины, которые получили приз — автомобиль «Москвич-412» — за свои новаторские разработки, — рассказывает Александр Михайлович. — Время показало, что ни одно издание, рожденное в 1990-е в Витебске, не осталось на рынке печати. А я ведь не прогадал, правда (смеется)? Газета «Витьбичи» привлекла, потому что увидел, какой коллектив собрался в новой редакции — отличная команда с разумным руководителем Ниной Владимировной Тулиновой. Нина Писаренко, Михаил Конон, Петр Козич, Александр Хитров… Главный редактор смогла собрать и объединить вокруг себя талантливых и работящих людей. Она сама проявила себя как организатор, умела найти спонсорские деньги на поддержку газеты, умела убеждать, а не кланяться, болела за дело. А еще ей было очень важно, чтобы достоинства тех, с кем работает, обязательно были замечены и отмечены. Именно она убедила меня отправить на конкурс «Золотое перо» материалы «Клуба потребителей», который я вел в редакции 10 лет…

А начало этой рубрике, как вспоминает Александр Михайлович, положили визиты разгневанных читателей в редакцию, куда они приходили потрясать расклеившимися ботинками, приносили просроченные продукты питания и жаловались на качество приобретенных товаров. Люди требовали справедливости, искали защиты своих потребительских прав. И «Витьбичи» стали публиковать критические материалы, вели разъяснительную работу, как вернуть деньги за ненадлежащую продукцию.

«Пульс индустрии», «Как живешь, коллектив?», «В акционерных обществах» — эти рубрики были зоной ответственности экономического обозревателя, а по­следняя из них заслуживает особого внимания. До сих пор в редакции жива легенда о том, как Александр Тулбусов вкладывал чеки «Имущество» своей семьи в акции 17 промышленных предприятий города! И не только в надежде на получение дивидендов (их-то поимел с гулькин нос). Это был журналистский «метод Тулбусова», использованный на благо редакции, способ «проникновения» на предприятия. Если раньше, как говорит Александр Михайлович, он мог позвонить директору завода и сказать: «Мы с обкомом партии хотим осветить тему экономии на вашем предприятии», и руководитель быстро соглашался, то в новое время не очень-то жаловали прессу на заводах и фабриках, когда нужно было рассказать о том, почему задерживают зарплату, почему сработали с убытками, как снижают трудозатраты. А акционеру Тулбусову было проще попасть на собрания трудовых коллективов. И въедливый, педантичный журналист готовил для своей газеты подробные аналитические отчеты о том, как живет промышленность Витебска.

— Моими дивидендами стала информация из первых уст, — делится Александр Михайлович.

Он признает, что очень любил тему изобретательства. Навсегда запомнил одного из своих героев — талантливого изобретателя Геннадия Бажанова, который конструировал паяльные лампы, используя баллончики для за­правки зажигалок.

— Я помогал ему пропагандировать эти новинки, даже на барахолке вместе с ним рекламировал, а Бажанов в знак благодарности подготовил целую серию публикаций, посвященных разным приспособлениям для хозяйственных нужд. Когда товары в дефиците, любое изобретение актуально. И читателям важна была такая информация, — вспоминает Александр Тулбусов.

Корреспонденты «охотились» за оригинальными фактами, искали необыкновенных героев.

— Знаете, есть такое понятие самоигральной натуры у фотокорреспондентов, операторов, когда объект в любом ракурсе настолько хорош, что его никак не испортишь. Для журналиста найти такой самоигральный факт — дело чести. И в моем арсенале такие были, — не без гордости вспоминает Александр Михайлович. — Я брал интервью у профессора ректора ВГТУ (до 1993 года) Александра Ключникова, который был причастен к созданию лунохода. Невероятным был тот факт, что, оказывается, в Витебске на заводе «Эвистор» выпускали курсографы для подводных лодок. Такую информацию не преподносили на блюдечке… Журналист должен иметь нюх на самоигральные факты, надеюсь, у меня он был...

А еще все знали: если за дело берется Александр Тулбусов, то обязательно размотает самый запутанный клубок. Он и не скрывает, что в бурные времена перестройки пришлось выдержать немало боев. Вспоминает, что в помещении пожарного депо, которое находилось раньше возле железнодорожного вокзала, на втором этаже проживало полдюжины семей пожарных. Потом депо ликвидировали, машины забрали, а люди остались там жить. И как ни парадоксально, эту постройку выкупил предприниматель, получилось, вместе с жильцами. И такой «гоголевский» эпизод нашел отражение на страницах «Витьбичей» за подписью Алек­сандра Тулбусова.

Ветеран нашей редакции отмечает, что «Витьбичи» — газета, которая в свои ранние годы училась зарабатывать деньги сама, активно привлекать рекламодателей, жить без дотаций учредителя. «Витьбичи» — на плаву 30 лет!

— Я перелистал не одну страницу своего дневника, который веду сорок лет, и многое удалось «вы­удить» из него о «Витьбичах». Для меня важна газета, на которую мне, ветерану, подписку оформляет родной коллектив уже 12 лет. Рецепты от Натальи Дроздовой реа­лизуются на моей кухне, как и советы Галины Мироновой на даче. Самые полезные для меня — «прямые линии» горисполкома, Комитета госконтроля. Обратная связь работает, — говорит Александр Михайлович и искренние пожелания высказывает молодежи — новой команде «Витьбичей»:

— Ребята, вы пришли к завоеванной аудитории, то есть продолжаете ехать на поезде, который не вы отправляли в путь, но теперь его безостановочное движение — ваша задача. В электронный век, когда тиражи газет падают, интернет завоевывает пространство, от вас зависит, насколько оперативно и оригинально будет подана информация на печатной странице. Держите позиции «Витьбичей»!

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталия КРУПИЦА. Фото из архива «Витьбичей».