Если руководитель знает, как обеспечить развитие учреждения профессионального образования, ему необходимо дать зеленый свет, убежден Александр Лосякин

Уже не первый год в стране ведется работа по модернизации системы профессионально-технического и среднего специального образования. Государство оказывает всестороннюю поддержку по внедрению передовых технологий в образовательный процесс, приобретению современного оборудования, проведению мероприятий по профориентации и популяризации рабочих специальнос­тей. И у молодежи поменялось отношение к рабочим профессиям, которые необходимы рынку труда. Она четко понимает, что высококвалифицированный рабочий в цене, и организациям, предприятиям, компаниям разной формы собственности сегодня нужны работники, которые умеют настраивать, диагностировать, обслуживать технику…

За профессиональным образованием и получением востребованной рабочей квалификации в Витебский государственный технический колледж пришли и Роман Лукашов, Максим Ющенко, Владислав Лакетко, Евгений Шакуро, Владислав Никифоренко. Пока учащиеся постигают азы выбранной профессии в учебных классах, а также в мастерской каменных работ под руководством мастера производственного обучения Артема Головко (на фото — крайний слева). Ребята — будущие каменщики. Сколько домов им предстоит построить?! Но главный фундамент — фундамент своего будущего и будущего родной страны — эти ребята закладывают уже сейчас.

Если руководитель знает, как обеспечить развитие учреждения профессионального образования, и имеет для этого опыт и возможности, ему необходимо дать зеленый свет.

В этом убежден директор Витебского государственного технического колледжа Александр Лосякин. Он считает, что сегодня система профессионального образования заинтересована в урегулировании законодательства по вопросу зарабатывания ссузами внебюджетных средств, их налогообложения, в получении некоторых преференций в организации работы по оказанию услуг населению. Казалось бы, частные задачи, однако они актуальны, и решение их председатель Совета руководителей учреждений среднего специального образования Витебской области Александр Лосякин связывает и с укреплением материально-­технической базы ссузов, и с повышением качества подготовки учащихся.

Своими размышлениями Александр Михайлович поделился накануне отъезда в столицу, на VI Всебелорусское народное собрание, в котором 11 февраля в числе делегатов от нашего региона он принимает участие.

Александр Лосякин много лет отдал сфере профобразования, возглавлял разные учебные заведения. А будучи депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, работал в Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно­-техническому прогрессу.

Колледж, который он возглавил в 2012 году, прошел несколько этапов реорганизации путем объединения четырех учебных заведений. Личной инициативой директора было слияние с профессио­нальным лицеем № 2 строителей, поскольку иметь по соседству два учреждения образования, которые занимались подготовкой кадров для строительной отрасли, нерационально, более того, по убеждению Александра Михайловича, не что иное, как распыление бюджетных средств.

Реорганизация позволила получить дополнительные площади, создать крепкую материально-­техническую базу, предоставить абитуриентам большой выбор специальностей. Сейчас в техническом колледже на четырех отделениях обучаются более 1900 учащихся; специалистов готовят по 14 специальностям среднего специального и по 31 — профессионально­-технического образования. Это промышленное и гражданское строительство, металлообработка, сварочные технологии, автосервис, электроника и другие. Кстати, одна из восстановленных специальностей в колледже — «Архитектура», и Александр Михайлович признается, что достигнуто это его усилиями.

— Горд, что колледж и в этом направлении имеет хорошую репутацию. Дипломные проекты, которые разрабатывают наши учащиеся, занимают 1­е и 2­е места в республиканских конкурсах среди проектов выпускников высших и средних специальных архитектурных школ, — делится Александр Михайлович. — Отмечу, что именно наша выпускница Александра Арасланова стала лауреатом международной премии имени архитектора­-новатора Лазаря Хидекеля.

Серьезный подход к модернизации учебного процесса позволил открыть в декабре 2019­го на базе ВГТК ресурсный центр «Строительные технологии». Это семь мастерских, которые обеспечены современным технологическим оборудованием (около ста видов), соответствующим мировым стандартам.

Для оснащения центра новейшим учебно­-производственным оборудованием было направлено почти полмиллиона рублей из республиканского и областного бюджетов. Но помимо этого, в формирование первого и единственного ресурсного центра строительного профиля в области колледж вложил и собственные, заработанные, средства. Он стал базой для обучения учащихся из других учреждений образования со всей Витебщины — будущих плиточников, каменщиков, мастеров сухого строительства…

В настоящее время здесь готовы начать работу по организации на базе ресурсного центра своеобразных курсов повышения квалификации для работников строительной отрасли.

В ВГТК делают ставку на то, чтобы учащийся по любой специальности, квалификации получил профессиональные навыки на высоком уровне. Именно они делают выпускников востребованными и конкурентоспособными на рынке труда. Судя по тому, что ВГТК регулярно выставляет своих учащихся на WorldSkills и они достойно представляют колледж на областных и республиканских этапах, а Витебщину — на мировых чемпионатах рабочих профессий, учат их хорошо. Только за последние три года завоевано 30 дипломов. Например, по компетенции «Облицовка плиткой» победитель республиканского конкурса учащийся Роман Коровиков, кстати, отмеченный первой премией специального фонда Президента Беларуси по социальной поддержке учащихся и студентов, будет представлять страну на чемпионате мира WorldSkills­2021 в Шанхае (Китай).

— Участие в самых разных конкурсах — часть образовательного процесса, воспитывающего уважение к профессии. Наше высокотехнологичное время требует не только интеллектуалов, но и правильных рук. Сейчас очевидно вырос прес­тиж рабочих специальностей, — говорит Александр Михайлович. — О тенденциях могу судить на примере нашего колледжа. В прошлом году мы зачислили на первый курс 816 учащихся. Средний конкурс был больше двух человек на место, на отдельные специальности — 3–4 человека. Из-­за высокого конкурса мы набрали две дополнительные группы. Радует, что многие ребята поступают к нам, осмысленно выбрав профессию, понимая, что после колледжа они имеют шансы на высокооплачиваемую работу, а базовая квалификация всегда пригодится в жизни, в том числе и для будущей карьеры. Знаю, что у нашего колледжа для подготовки высококлассных специалистов есть все.

Для этого Александр Лосякин как опытный руководитель — стратег и аналитик — ставку делает на разумное использование потенциала педагогов и мастеров производственного обучения, постоянное изучение запросов рынка труда, повышение престижа профессионального образования.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталия КРУПИЦА. Фото Олега КЛИМОВИЧА.