Свое 75-летие отметила народная артистка Беларуси Светлана Окружная

Среда, 26.01.2022 09:09 | Рубрика: Культура

Народная артистка Беларуси Светлана Окружная, ведущий мастер сцены Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа, отметила свое 75-летие.

Выдающаяся актриса, обогатившая отечественное театральное искусство. Живая легенда Коласовского театра, занимающая свое достойное место в ряду великих имен витебской сцены. Видный общественный деятель, принимающий близко к сердцу дела государственные и проблемы конкретных людей. Сильный духом человек, которому довелось испытать столько, что волевых усилий, затраченных на то, чтобы выстоять, хватило бы на несколько судеб. И, наконец, просто – Человек с большой буквы.

Это все о ней – о Светлане Артемовне Окружной, хрупкой обаятельной женщине, чья биография представляет классический путь служителя сцены: восторженные поклонники, которые «ходят на Окружную», преодоление отчаяния и «возрождение из пепла», знаковые роли, громкие победы… и тишина после оваций, когда впереди проступают контуры еще непокоренных вершин.

Сыгранных ролей и наград первой величины столько, что обыкновенное их перечисление заняло бы слишком много газетной площади. И все же некоторые следует назвать. Светлана Окружная – кавалер ордена Франциска Скорины. Награждена также медалью Франциска Скорины. Является лауреатом премий – Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение», имени Героя Советского Союза Зинаиды Туснолобовой-Марченко «За материнское мужество»; отмечена призом Белорусского союза театральных деятелей «Хрустальная Павлинка», нагрудным знаком Министерства культуры Республики Беларусь «За вклад в развитие культуры Беларуси».

Есть Светлана Окружная в облике своих героев, запечатленная на фотоснимках, в кинолентах и памяти зрителей. Их великое множество, этих сценических особ. Они совершенно разные, но все подкупают своей неповторимой аурой. От каждой исходит яркий свет души, мощный энергетический заряд характера. Ничего удивительного: эти судьбы проживает на подмостках один и тот же человек, призвание которого – Актриса. Гляньте фотогалерею на сайте коласовцев – что ни персонаж Светланы Окружной, то незаурядная личность.

Первая в «пантеоне» ее героев – Анютка во «Власти тьмы» Льва Толстого. Уже тогда, в начале 1970-х, молодую актрису принимают в свой круг как равную среди равных коласовские корифеи. Были успешные, поистине исторические для коллектива гастроли Коласовского театра в Москве, где авторитетные люди назвали Анютку в исполнении Светланы Окружной образом исключительно толстовским. Тогда же следуют ее этапные роли – Катрин в спектакле «Матушка Кураж и ее дети» Бертольда Брехта, Четвертак («А зори здесь тихие…» Бориса Васильева), Дочь («Затюканный апостол» Андрея Макаёнка). Критики назвали Светлану Артемовну одной из лучших в Советском Союзе исполнительниц роли Дочери в этом спектакле.

Она всегда была востребована у ведущих режиссеров страны, которые работали с Коласовским театром. У Бориса Эрина сыграла Франку в «Хаме» Элизы Ожешко. У Александра Смолякова – Маргариту в шекспировском «Генрихе IV». У Александра Дольникова – Любу в «Московском хоре» Людмилы Петрушевской.

На международном фестивале «Славянские театральные встречи» Франка из «Хама» в исполнении Светланы Окружной отмечена как лучшая женская роль (лучшая мужская – роль Павла, исполненная Владимиром Кулешовым в том же спектакле). Благодаря этим же ролям они оба – замечательные сценические партнеры и большие друзья по жизни – стали лауреатами премии профсоюзов БССР.

Светлана Окружная творила в золотые для Коласовского театра десятилетия. Кроме названных знаменитых постановщиков, ей предлагали большие роли не менее известные режиссеры Валерий Мазынский, Валерий Маслюк, Семен Казимировский, Дмитрий Диджиокас, Николай Пинигин, Виталий Барковский, Рид Талипов.

Роль Эмилии Марти в «Рецепте Макропулоса» Карела Чапека, сыгранная Светланой Окружной после долгого перерыва, который был вызван несчастным случаем с ее сыном, стала триумфальным возвращением актрисы на коласовскую сцену. А потом была Жанна Д 'Арк в спектакле «Жанна» по пьесе Жана Ануя «Жаворонок» – не просто одна из вершин ее творчества, но и глубоко личная роль, в которой воплотилось все то, что пришлось пережить и преодолеть.

Перечислять можно было бы еще долго. Но как не вспомнить Лауру в спектакле «Отец» Августа Стриндберга – Семен Казимировский, уже проживая в Швеции, помог группе коласовцев во главе со Светланой Артемовной, которые начали самостоятельно готовить постановку, открыть для белорусской сцены основоположника современной шведской литературы. Или – Шарлотту из чеховского «Вишневого сада» (об этой актерской работе Светланы Окружной высокого отзывался Роман Виктюк). Как не назвать роль Екатерины Ивановны в одноименном спектакле по пьесе Леонида Андреева. Роль Лауры принесла Светлане Окружной звание лауреата международного театрального фестиваля «Белая Вежа», а Екатерины Ивановны – лауреата международного фестиваля «Славянские театральные встречи». Оба спектакля – «Отец» и «Екатерина Ивановна» – были признаны лучшими на международном театральном фестивале в турецком городе Трабзоне (2004-й и 2005 год). Хочется вспомнить и Вассу в одноименной постановке по пьесе Максима Горького «Васса Железнова», где актриса создает совершенно оригинальный образ железной «бизнес-леди» дореволюционной России.

Все это лишь часть этапных актерских работ Светланы Артемовны, обогатившие сокровищницу коласовской да и вообще белорусской сцены.

Вспоминается и «Квартет» по пьесе Рональда Харвуда – милая, камерная, душевная и… последняя постановка выдающегося белорусского режиссера Рида Талипова, где в исполнении Светланы Окружной мы увидели совершенно очаровательную Сесили Робсон с наушниками от плейера в ушах… Актрису и режиссера связывала творческая и человеческая дружба. Реальность оказалась созвучной тихой, но пронзительной ноте «Квартета»: преждевременный уход Рида Сергеевича из жизни можно считать окончанием золотого века Коласовского театра.

Да, есть Светлана Окружная в облике своих многочисленных героев. Но есть и собственно Светлана Окружная – настоящая, то есть вне своего святого ремесла лицедейства. А это не менее значимая и трогательная история.

В ее счастливую театральную судьбу вплетены тяжелые испытания. Автомобильная катастрофа, несчастный случай на репетиции, ранение сына и жизнь ради самого дорогого человека… Каждый раз казалось, что возвращения на сцену не будет. Но свет ее звезды был по-прежнему яркий – актриса возвращалась на сцену, потому что иначе было бы неправильно, несправедливо, да и быть по-другому не могло.

Светлана Окружная была членом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь двух созывов, дважды ее избирали делегатом Всебелорусского народного собрания. Она полностью отдавала себя общественной деятельности, чужое горе воспринимала как свое собственное.

Божий дар творца Светланы Артемовны Окружной удивительным образом гармонирует с высокой культурой ее души. Это тоже Божий дар – жертвенность Матери, потребность жить по совести, способность мужественно переносить удары судьбы и всегда делать людям добро.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Виталий СЕНЬКОВ.