В Витебске суд поставил точку в деле 76-летней мошенницы, которая получала две пенсии

logo
Пятница, 31.01.2020 21:56 | Рубрика: Происшествия
04475

В суде Железнодорожного района рассмотрено уголовное дело в отношении витебчанки, которая мошенническим путем длительное время получала две пенсии: одну по выслуге лет, другую по возрасту.

Расследования и суды

Что и говорить, нет, не было и, пожалуй, еще долго не будет для людей, достигших определенного возраста, более острой и даже болезненной темы, чем размер регулярных выплат денежного пособия из ФСЗН. Один доволен им, мол, заработал, заслужил, другой, наоборот, досадует. Третий молчит «в тряпочку», то бишь, носовой платок: ему, имеющему солидный трудовой стаж, неловко озвучивать сумму — настолько она скромная. Четвертый вообще считает, что говорить вслух об этом не стоит: вдруг кто-нибудь позавидует!

Анна Стрельникова (фамилия, имя, как и некоторые незначительные детали произошедшего, изменены. — Авт.), услышав такие разговоры, тоже обычно отмалчивалась, от излишне настойчивых расспросов отмахивалась. Какая там пенсия у человека, почти всю жизнь отработавшего в детском саду? Копейки! Зато когда знакомые пенсионерки, овдовевшие, как и она, рассуждали о том, что на одну пенсию жить куда как тяжелее, чем на две, усмехалась про себя: умнее надо было быть! Уж она-то сумела позаботиться о том, чтобы увеличить на старости лет свои доходы за счет средств Фонда социальной защиты населения. Каким образом? Да просто, как говорят в народе, «ловкость рук — и никакого «мошенства»!

Правда, мошенничество все-таки присутствовало в ее действиях, что и было установлено в ходе следствия и судебного разбирательства. Родилась она в глубинке, но, поучившись в школе, а затем получив среднее специальное образование, решила отправиться покорять просторы необъятного Советского Союза. Жизнь ее с того момента стала такой разнообразной, а трудовая биография — такой запутанной, что специалисты ФСЗН, проводившие весной прошлого года очередную проверку использования средств фон­да и выявившие, что некая А. Стрельникова получает одновременно пенсии по выслуге лет и по возрасту, сначала подумали, что это все-таки два разных человека: настолько отличались представленные ею данные о времени и местах работы.

После того как информация поступила в управление соцзащиты администрации Железнодорожного района, Анну Ивановну пригласили туда для разговора, сначала она не явилась, потом пришла и стала все отрицать. Но разоблачение было неминуемым, и пенсионерка написала явку с повинной. Так как же все происходило на самом деле?

Как показала обвиняемая на суде, когда распался Советский Союз, в 1991 году вместе с внучкой вернулась в Беларусь, в деревню к матери, но гражданства, работы не было. Уехала в Витебск, стала подрабатывать в дошкольных учреждениях няней. Некоторое время жила в Слониме с дочерью и зятем, ему, как бывшему военному, дали квартиру. Вот в этот период, видимо, и решилась Стрельникова на обман. Запаслась поддельными документами, в том числе рукописной копией трудовой книжки, записи в которой свидетельствовали, что она имеет 25 лет педагогического стажа и может рассчитывать на пенсию по выслуге лет. Документы представила в местный отдел соцзащиты, и ей вскоре стали поступать выплаты.

Шло время. Стрельникова вернулась в Витебск, работала сначала ночной няней, затем воспитателем в детском саду. В 1999 году наниматель стал готовить документы для назначения ей пенсии по возрасту. Анна Ивановна призадумалась: нельзя ли увеличить эти выплаты? Махинации с документами настолько легко сошли ей с рук, что она уверовала в собственную безнаказанность. Отправилась к себе, на малую родину. И в местном колхозе правдами и неправдами получила справку, увеличивающую ее трудовой стаж с 38 лет 15 дней до 40 лет 2 месяцев и 5 дней. Естественно, и пенсию ей увеличили. В результате Стрельникова не­обоснованно получила из ФСЗН с 1 сентября 1995-го по 5 июня 2019 года 27484 рубля, что на момент окончания преступления составило 1077 базовых величин и явилось ущербом в особо крупном размере.

Суд. Судебное заседдение

Из сообщения межведомственного архива по личному составу города Худжанды Республики Таджикистан следует, что в просмотренных документах Ленинабадского гороо за 1960—1975 годы сведений о работе и зарплате Стрельниковой не обнаружено. Записи в трудовой книжке не соответствуют рукописной копии, представленной отдел соцзащиты Слоним­ского райисполкома. Как сообщил Городок­ский районный архив, данная гражданка в документах колхоза, в книгах учета труда и расчета с членами хозяйства за период 1959–1961 годов не числится. Также свидетель — руководитель хозяйства — показал на суде, что она во время его работы никакие трудовые обязанности в колхозе не выполняла.

Суд постановил: признать А. Стрельникову виновной в завладении имуществом путем обмана (мошенничестве) в особо крупном размере и назначить наказание в виде лишения свободы на срок три года с отсрочкой исполнения его на 2 года.

К СЛОВУ.

Предположу, что эта история может вызвать не­однозначную оценку. Кстати, такую же она вызвала и у меня: негодование и сарказм в отношении виновной мешались с сочувствием и сожалением (женщина в преклонном возрасте, болеет). Несколько лет назад республиканская пресса и Интернет рассказали о жительнице одного из регионов Беларуси, которая, давно похоронив старенькую мать, выдавала ее за живущую и получала ее пенсию. Обман выявился только тогда, когда представители местной администрации пришли поздравить бабушку со столетием, а дочь не смогла предъявить юбиляршу. Тогда, не скрою, многие мои знакомые даже приветствовали подобные действия. Но, если вдуматься, обман есть обман, ничего в нем хорошего нет. А вот к хорошему привыкаешь быст­ро. Мы и в самом деле давно привыкли, что пенсии выплачиваются регулярно, без задержек, что они, пусть медленнее, чем нам хочется, и все-таки растут. Но ресурсы ФСЗН в «старе­ющей» Беларуси небезграничны, и если из него начнут пытаться «зачерпнуть» лишку многие, он может и обмелеть.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Лариса ВОЛКОВА. Фото из открытых источников.