Проводник — профессия вечная!

Среда, 10.11.2010 09:03 | Рубрика: Власть и люди
05150
Так считает Надежда Шамшурова — инструктор производственного обучения рабочих массовых профессий Витебского пассажирского участка. Ни автоматизация, ни компьютеризация не заменят живого человека, обслуживающего людей в вагоне, проводника.   Работать в Витебское отделение  Белорусской железной дороги сама Надежда Николаевна пришла почти 35 лет назад.

Родилась она в Лиозненском  районе,  здесь  и по сей день живет ее отец, а вот Надежда стала, можно сказать, родоначальницей  железнодорожной династии: все-таки перетянула мужа, который долго  работал  в локомотивном депо, а теперь тоже на пассажирском участке, сын — поездной электромеханик, проводником стала и дочка. Повезло ей, ведь мама стала, по сути, наставником! Надежда Николаевна по должности своей вводит в эту профессию новичков. Да не просто теории обучает, в учебном классе занятия проводит, знакомит со всеми правилами и  законами, что действуют  на железной дороге, — она по жизни отвечает  за своих подопечных:  проверяет перед рейсом готовность вагонов,  отправляет проводников в путь и встречает из поездки.
— Это только с виду кажется, что  работа у проводника несложная, — делится Надежда Николаевна. — Я сама, когда помоложе была и тоже начинала проводником, объехала и Беларусь, и  Советский Союз, так что по себе знаю, что такое для женщины отправляться в рейс, оставлять семью, да  еще  отвечать, что называется, головой за десятки жизней чужих людей, своих пассажиров.
И уж кому, как не Надежде Николаевне, знать, насколько за десятилетия изменилась  профессия проводника, да и в целом работа железнодорожников.
— Вы не поверите, но самое трудное  — это постоянно контактировать с пассажирами, ведь люди разные встречаются в дороге, — рассказывает инструктор, — и  капризные, и требовательные, и с детьми едут, и старикам помочь нужно удобно устроиться. Но наши девчата молодцы, любые острые ситуации стараются сгладить, где-то нужно и улыбнуться, а то подойти  и пожалеть кого-то. Наши проводники работают на брестском, гродненском направлениях, в поездах Витебск — Друя — Лынтупы и в фирменном Витебск — Минск. Кстати, именно в этом поезде уже намного легче работать стало, так как здесь перешли на электроотопление — вот буквально в эти дни первый рейс такой отправился. Да сегодня и вагоны после капитального ремонта  — как лялечки. В них и микроволновки, и холодильники имеются, и кондиционеры — это многое значит.  Старые вагоны  все больше выводятся из эксплуатации. И форма новая  у всех. Я  еще девчонкой  начинала работать нарядчицей, меня тоже обучала  старшая женщина, которая мне рассказывала, что раньше проводники руководителям при встрече даже под козырек отдавали честь! Недаром же говорят, что на железной дороге дисциплина, как в армии. Вот это, пожалуй, то, что не меняется с годами, — очень строгий порядок. И это замечательно.
Трудовое  утро  Надежды Николаевны  начинается с шести часов, хотя  это намного раньше, чем того требует распорядок. Но просто такой она человек — должна знать, с чего начинается у нее рабочий день,  и не ожидаются ли какие-то проблемы. По сути, очень добрая и внимательная к людям, но все же и довольно требовательная, а в чем-то и жесткая. А вот  как делегат Четвертого Всебелорусского народного собрания, доведись бы ей взять слово, Н.Шамшурова  опять же выступила бы с просьбой обратить внимание на жилищную проблему.  Молодым, незамужним  проводницам, которые только выучились и приступили к  работе, желательно было бы иметь места в общежитиях, а не ютиться по съемным квартирам за большие деньги. Там, глядишь, и  замуж  выходили бы, тогда  общежитие на первых порах станет  для них семейным. А то, что люди, пришедшие на железную дорогу, как правило, остаются ей верны  на всю жизнь, Надежда Николаевна знает по себе!
Наталья ДРОЗДОВА. Фото автора.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Оставить комментарий
Текст сообщения*
Обновить Защита от автоматических сообщений