Трибуна депутата: «Жизнь в округе всегда в поле зрения»

logo
Четверг, 19.05.2016 15:55 | Рубрика: Официально
06391

В педагогической среде Михаила Волкова знают как учителя-новатора, чья авторская методика преподавания дает поразительные результаты. Учитель математики высшей категории из Витебска за более чем 35-летний период педагогической деятельности подготовил 186 победителей и призеров за­ключительного этапа республиканских олимпиад и 18 победителей международных (мировых) олимпиад по математике. Он заслуженный работник образования Республики Беларусь, кавалер ордена Франциска Скорины, неодно­крат­­но был отмечен премиями Специального фонда Президента за вклад в развитие одаренных детей и молодежи.

Михаил Николаевич за годы своей педагогиче­ской деятельности дал путев­ки в жизнь сотням талантливых школьников, был и остается педагогом-новатором, практический опыт которого является достоянием республики. Будучи избранным депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Михаил Волков с головой ушел в новую для него деятельность. На его счету немало конструктивных предложений, которые призваны способствовать развитию и усовершенствованию системы образования страны и, что немаловажно, поднятию престижа профессии учителя. Избиратели же Витебского-Чкаловского избирательного округа №18 знают Михаила Волкова не только как профессионала с большой буквы, но и как неравнодушного к судьбам людей, принципиального депутата.

Во время очередного приезда Михаила Николаевича в свой избирательный округ мы поговорили с ним о законопроектах, которые сейчас находятся в порт­фелях депутатов Палаты представителей, выяснили, с какими проблемами обращаются избиратели и как народный избранник помогает их решать.

— Михаил Николаевич, часто ли бываете в своем округе и как налажена обратная связь депутата с избирателями?

— По графику каждый депутат Палаты представителей проводит в своем избирательном округе неделю ежемесячно. Раз в месяц я провожу приемы граждан по личным вопросам, за мою депутатскую деятельность их было 42. За это время поступило около 200 обращений, более чем треть из них была решена положительно. Моя принципиальная позиция такая: внимательно выслушать каждого избирателя, вникнуть в суть проблемы и принять все возможные меры в рамках действующего законодательства для ее решения. Человек должен почувствовать, что к нему относятся с пониманием, уважают его права и законные требования. В работе с избирателями огромную помощь оказывают мои помощники Валентина Бруева и Светлана Голубкова, трудившиеся в свое время в различных структурах обл­исполкома. Они ежедневно дежурят в избирательном округе, поэтому не один избиратель в отсутствии депутата не останется без помощи. Также хочу отметить, что на каждом приеме обязательно присутствует опытный нотариус Оксана Каморник. К примеру, большинство социальных, трудовых, земельных во­просов, с которыми к нам приходили люди, были рассмотрены прямо на мес­те. Консультация специалиста помогла обратившимся понять законность своих притязаний и грамотно составить план дальнейших действий, поэтому никакого формализма в работе. Только кон­кретная помощь, если претензия гражданина обоснована, либо компетентное разъяснение, если человек обращается с просьбой, противоречащей действующему законодательству.

— Что особенно волнует людей?

— Социально-бытовые проблемы, волнуют людей и вопросы трудоустройства, землепользования, строительства жилья. К примеру, к нам обращались молодые семьи, строившие себе квартиры в микрорайоне Медцентр, с претензией на завышенные цены. Вместе с представителями администрации Первомайского района, УКСа горисполкома выезжали на место и выяснили, что жалоба обоснованная. Проблема разрешилась в пользу заявителей. Приходят граждане и с предложениями депутатам по принимаемым законопроектам. К примеру, волновал избирателей вопрос ускорения принятия закона о животных, поступали просьбы внести поправки в жилищный кодекс. К таким обращениям отношение особое, ведь даже маленькая недоработка в законе может отразиться на людях. Все предложения обязательно передаются в соответствующие комиссии Палаты представителей, где их компетентно рассматривают. Мы, депутаты, в своем роде связующее звено между народом и исполнительными органами.

— Именно поэтому одно из направлений деятельности депутата — это встречи в трудовых коллективах предприятий и организаций округа?

— Действительно, на таких мероприятиях, кроме вопросов общественно-политического и социально-экономического характера, активно обсуждаются проблемы предприятий, влияющие на эффективность производства, стабилизацию их финансового положения, что помогает лучше понимать, чем живет регион сегодня. Например, только за сентябрь-октябрь текущего года состоялось 19 таких встреч, в которых приняли участие около трех тысяч человек.

— Михаил Николаевич, избирая парламентариев, мы ждем от них в первую очередь плодотворной законотворческой деятельности, способствующей динамичному развитию страны. Расскажите, пожалуйста, об этом.

— В стране продолжают решаться масштабные задачи по модернизации производства, интенсивному развитию промышленных и аграрных предприятий, транспортной сети, торговли и многого другого. Работа парламента также многовекторна. Каждое предложение рассматривается, идут серьезные обсуждения, потом оно вырастает в проект, над которым трудятся рабочие группы. После чего он выносится на первые чтения, в процессе их вносится масса предложений, каждое всесторонне рассматривается. Далее проект идет в Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. Здесь смотрят на соответствие закона международным актам, вносятся поправки, изменения. В стране продолжается системная работа по законодательному обеспечению в республике законности и правопорядка, прорабатываются многие социальные вопросы, не забыта ни одна сфера жизнедеятельности — образование, здравоохранение, экономика, торговля и другое.

— А какие предложения вносили конкретно вы?

— Поскольку являюсь заместителем председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке, то основные предложения развиваю в этих направлениях. К примеру, неоднократно озвучивал некоторые проблемы, существующие на данный момент в системе образования. В частности, по моему мнению, недопустимо срывать уроки под различными предлогами: дежурство учеников по школе, проведение в учебное время встреч школьников с известными людьми, медосмотров, трудовых десантов, посещения театров и так далее. Такая практика приводит к снижению качества образования и уровня знаний учащихся. Пагубно на них влияет и явная загруженность педагогов «бумажной» работой. Учителя постоянно составляют отчеты, заполняют базы данных, создают папки, которые никем никогда не будут востребованы. У них просто не остается времени на качест­венную подготовку к уроку. В то время как для грамотной организации учебного процесса достаточно составлять календарный план по предмету, развернутый план урока и заполнить классный журнал, при необходимости на государственном уровне дополнить его новыми разделами и строками для улучшения информативности. Также считаю, следует запретить привлечение учителей к выполнению функций, не связанных с образовательным процессом. Это касается ремонта школы, распространения билетов, патрулирования улиц. Почему учитель должен следить за исправностью системы противопожарного оповещения в семьях своих учеников, за наличием продуктов в их холодильнике?

— Учителя также озвучивают данные проблемы. Но волнует педагогов и материальная составляющая. Как вы предлагаете решить этот вопрос?

— Одно из решений такое: необходимо пересмотреть систему оплаты платных услуг. Сейчас в час педагог получает за них 24 тысячи рублей, остальные деньги уходят даже не на счет учебного заведения, а в отделы образования. Поэтому у учителей часто нет заинтересованности. Я же предлагаю заработанные деньги распределять между конкретным педагогом (40 процентов от полученной суммы) и учреждением образования (60 процентов) — эти средства пойдут на оплату коммунальных платежей и улучшение материально-технической базы школы. Однако вместе с тем хочу отметить, что каждый учитель в своем классе должен проводить только бесплатные дополнительные занятия. Я всегда поступал именно так и считаю, что помогать своим же ученикам за деньги аморально. С другой стороны, если в школе работает профессионал высокого уровня, с которым хотят заниматься дети, он может оказывать платные услуги ученикам других классов и школ.

— Над чем еще вы сейчас работаете?

— В данный момент идет работа над Кодексом о культуре, Министерство образования вносит изменения и дополнения в Кодекс Республики Беларусь об образовании. Депутаты нашей комиссии активно участвуют в этом. В том числе вносят ряд предложений, корректировок, замечаний.

— Вы как учитель какие видите проблемы в системе образования?

— К примеру, считаю, что целесообразно, если изучение новых тем будет заканчиваться третьей четвертью, в четвертой же — итоговое тематическое повторение пройденного. Это дает возможность более качественно изучить школьный материал. Мы знаем, что базовое образование является обязательным для всех, а вот 3-я ступень (10-11-й классы) — нет. Так почему же не создать условия, при которых в 10-й класс придут учиться лишь мотивированные дети или дети с недостаточной мотивацией, но способные к изучению программы. Поэтому предлагаю, чтобы для поступления в 10-й профильный класс ученики сдали экзамены по профильным предметам. Если ученик не сдал их на нужный балл, следует назначить один день для пересдачи. При отсутствии должного результата во второй раз пусть продолжает свое обучение через систему профтехобразования. Здесь ничего страшного нет. Всегда есть возможность позже поступить в вуз. Многие известные врачи, инженеры, ученые получали высшее образование после профессионально-технического. Думаю, такой подход, во-первых, поможет компенсировать недостаток поступающих в ссузы, а в будущем — решить проб­лему с рабочими кадрами в стране. Вместе с тем уровень учеников 10-11 классов повысится, а следовательно возрастет и уровень абитуриентов, студентов и выпускников вузов.

— Как вы оцениваете свою работу?

— Я не перестаю повторять, что если человек состоялся в профессии, то и в депутатской деятельности будет трудиться с той же самоотдачей, решать многие вопросы, исходя из своего жизненного и профессионального опыта. Не все получается, ведь свой отпечаток на нашу жизнь накладывает экономическая ситуация, сложившаяся не только в нашей республике, но и в других странах. Исходя из этого, не можем решить многие вопросы и в моем округе, которые требуют значительных финансовых за­трат. Это возведение поликлиник в микрорайонах «Юг-7а» и Билево, строительство школьного и дошкольного учреж­дения в том же Билево. Но избиратель должен понимать, что исполнительная власть делает все, чтобы решить данные вопросы. И мы, депутаты, также этому способствуем. Я верю, что экономиче­ская ситуация в стране должна измениться в лучшую сторону, и эти социальные объекты будут построены. Для чего есть достаточно весомые предпосылки.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Мария БУДКЕВИЧ.