Витебские медики освоили методику лечения больных ожирением с помощью введения внутрижелудочного баллона

logo
Вторник, 11.07.2017 09:44 | Рубрика: Здоровье
06576

Первое в нашей области такого рода эндоскопическое вмешательство проведено на прошлой неделе в Витебском областном клиническом специализированном центре. Это стало возможным при содействии российских коллег из Северо-Западного федерального медицинского исследователь­ского центра имени В. А. Алмазова (Санкт-Петербург), где работает научно-исследовательская лаборатория хирургии метаболических нарушений. Ее заведующий кандидат медицинских наук Александр Неймарк приехал в Витебск.

И, прежде чем выполнить вместе с нашими специалистами Сергеем Бухтаревичем и Олегом Куницким установку внутрижелудочного баллона 38-летнему пациенту весом 170 килограммов при росте 165 сантиметров, прочитал для врачей центра лекцию по бариатрической хирургии и ответил на их вопросы. Кстати, самый крупный пациент российских врачей весил 258 килограммов.

Число больных ожирением в мире постоянно растет, сверх­актуальной эта проблема вслед за западными странами стала и для нас. И неизбежно вместе с увеличивающимся весом к людям приходят тяжелые заболевания: сахарный диабет 2-го типа, атеросклероз, гипертоническая болезнь и другие. Становятся инвалидами и рано умирают молодые и трудоспособные! Вот почему витебские медики не остаются в стороне от борьбы с проблемой ожирения. Более естественный путь ее решения — меньше есть и больше двигаться, к сожалению, во многих случаях не срабатывает. Ведь люди, которые набирают очень большой вес, попадают в зависимость от все большего приема пищи и впадают на этой почве в бессознательное состояние. Желудок, способный вмещать 3-4 литра еды, уже нельзя назвать органом с нормальной анатомией. Тогда и приходит на помощь бариатрическая хирургия. Этот метод появился около 60 лет назад, а получил мощный толчок к развитию с освоением лапароскопических технологий.

Установку желудочного баллона необходимо производить в стационаре. Наблюдают за пациентом 2-3 последующих дня. Тем, кто без проблем переносит фиброгастроскопию, она делается даже без внутривенного наркоза. Пятнадцатиминутная манипуляция, и до­ставленный в желудок с помощью эндоскопа силиконовый шарик заполняется до идеально круглой формы в среднем 500 миллилитрами окрашенного физиологического раствора, чтобы можно было в ходе «эксплуатации» контролировать его герметичность по цвету мочи. В нашем случае использовался баллон российского производства, а есть еще и французские изделия с воздушным наполнением и в три раза дороже.

Срок пребывания инородного тела в желудке пациента, чтобы ограничивать таким образом объем принимаемой пищи, обычно полгода (столько в его кислой среде надежно служит баллон). Извлекается он тем же способом, но под эндо­трахеальным наркозом во избежание аспирационной пневмонии. За это время мотивированный на сброс веса и оздоровление организма пациент должен привыкнуть к употреблению нормального количества здоровой пищи (хирургия — лишь инструмент достижения заветной цели). И придерживаться его после извлечения баллона, закрепить, как говорят специалисты, нормальное пищевое поведение. Иначе все вернется на круги своя.

И во многих случаях возвращается. Как показывает практика петербургских врачей, которые сделали более 200 подобных вмешательств, на втором этапе лечения нередко приходится прибегать к продольной резекции слишком объемного желудка. Метод тоже отработанный, риск операций небольшой, после них необходимо дальнейшее ведение пациентов хирургом и эндокринологом. Операционный эффект сохраняется, если усилия прилагает сам человек. На этом специалисты делают особый акцент, ни в коем случае не призывая тучных людей скорее бежать к хирургу, хотя и отмечают, что радикальное лечение показано всем, кто имеет индекс массы тела более 40 (при диабете планка ниже — 35). Осознанный подход, тщательное обследование перед лечением и индивидуальная подготовка обязательны. Выполнение всех последующих рекомендаций дает избавление от ненавистного жира. А с этим приходит улучшение здоровья, психологическое обретение себя.

И несколько слов о финансовой стороне вопроса. В России бариатрическая хирургия — сугубо платное лечение. Но, по словам Александра Неймарка, оно очень быстро окупается, поскольку пациент перестает тратить много денег на избыточную еду. Скорее эти расходы надо рассматривать как инвестиции в свое здоровье.

Уже на следующий после вмешательства день я позвонила главному врачу спеццентра Валерию Денисенко, чтобы узнать, как чувствует себя пациент. «Хорошо, — ответил Валерий Ларионович, — уже бегает, борется за здоровую жизнь». Пожелаем успеха этому первенцу хирургии против ожирения в нашей области. И врачам, которые неустанно внедряют прогрессивные методы лечения. Мы будем следить за его ходом и позже расскажем читателям о результатах.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Вера МУРАШКИНА.