Началась подготовка к введению в Беларуси дифференцированной оплаты за электроэнергию

Пятница, 28.09.2012 12:57 | Рубрика: Социум
18704


В настоящее время, несмотря на значительный рост цен (более чем в 4 раза) на топливно-энергетические ресурсы для организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги населению, тарифы на такие услуги за последние несколько лет увеличились незначительно. Это объясняется проводимой в стране социально ориентированной политикой государства, направленной на сдерживание роста платежей за жилищно-коммунальные услуги в привязке к темпам роста заработной платы и других доходов населения.

К примеру, установленные тарифы на электрическую энергию для населения (в среднем 3,5 цента США/кВт×ч или 290 руб./кВт×ч) возмещают менее 35 % затрат энергоснабжающих организаций на ее производство и доставку потребителю. В результате население не возмещает энергоснабжающим организациям затраты на оказание данной услуги на сумму порядка 500 млн. долл. США.

Учитывая низкий уровень тарифов на электрическую энергию, у населения отсутствует экономический стимул для рационального использования электрической энергии и проведения мероприятий по экономному ее расходованию. Для страны импортирующей значительное количество топливно-энергетических ресурсов очень важным является заинтересовать граждан к их экономии.

Понимая важность ликвидации таких ценовых диспропорций, Правительство Республики Беларусь в своих программных документах о деятельности на 2011 – 2015 годы утвердило необходимость обеспечения к 2015 году полного возмещения установленными для населения тарифами на электроэнергию затрат энергоснабжающих организаций, связанных с оказанием услуг по электроснабжению.

С этой целью предлагаются к общественному обсуждению два варианта формирования государственной тарифной политики в области электроснабжения населения, при этом по каждому из вариантов прогнозируется к 2015 году увеличение тарифов на электрическую энергию для населения до уровня, обеспечивающего полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание услуг электроснабжения:

Вариант 1.

Внедрение в республике дифференцированной оплаты населением услуг электроснабжения в зависимости от объемов потребления (по аналогии с действующим в республике механизмом оплаты населением жилищно-коммунальной услуги водоснабжения) с поэтапным повышением уровня «базового» тарифа на электрическую энергию в привязке к темпам роста заработной платы и других доходов населения. При этом предлагается установить «льготные» объемы потребления электроэнергии на абонента (семью) в зависимости от количества зарегистрированных в жилом помещении граждан, от сезона года и от типа установленной в жилом помещении плиты для пищеприготовления (электрическая или газовая), которые будут оплачиваться по «базовому» тарифу (действующий по состоянию на 1 сентября 2012 г. тариф - 250,6 руб./кВт×ч для жилых помещений с электрической плитой и 295,0 руб./кВт×ч для жилых помещений с газовой плитой).

Для семей устанавливаются следующие «льготные» объемы электропотребления:































































Состав

семьи
«Льготный» объем на семью в месяц, в квартире (жилом доме)

с электроплитой, кВт×ч
«Льготный» объем на семью в месяц, в квартире (жилом доме)

с газовой плитой, кВт×ч
с 1 апреля по
30 сентября
с 1 октября по

31 марта
с 1 апреля по

30  сентября
с 1 октября по

31 марта
1 чел. 120 135 70 80
2 чел. 140 155 85 95
3 чел. 160 175 100 110
4 чел. 180 195 115 125
5 чел. 200 215 130 140
6 чел. 220 235 145 155
7 чел. и более 240 255 160 170

Электроэнергия, потребленная сверх установленных «льготных» объемов, будет оплачиваться по более высокому тарифу, до 2015 года – по тарифу обеспечивающему полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание услуг электроснабжения (по состоянию на 1 сентября 2012 г. - 595,9 руб./кВт×ч).

Данный тариф также будет применяться в квартирах (жилых домах), где отсутствуют зарегистрированные граждане.

Предлагаемый Вариант 1 потребует:

подготовительной работы по сбору информации о количестве зарегистрированных в жилых домах (квартирах) граждан, в связи с чем, внедрение указанного варианта возможно не ранее 1 января 2013 года;

ежемесячной актуализации информации о количестве зарегистрированных в жилых домах (квартирах) граждан;

дополнительных человеческих и финансовых ресурсов на сопровождение системы дифференцированной оплаты населением услуг электроснабжения, связанных с необходимостью проведения энергоснабжающими организациями дополнительных сверок показаний приборов учета электрической энергии у потребителей, проверок платежей, контроля и актуализации баз данных по абонентам энергоснабжающих организаций.

При этом в целях исключения значительных объемов перерасчетов оплаты за потребленную электрическую энергию, связанных с регистрацией (перерегистрацией) граждан, населению потребуется своевременно информировать организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, председателей правления жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, председателей товариществ собственников, председателей сельских (поселковых) исполнительных комитетов обо всех изменениях в составах семей граждан.

Как это будет применяться на практике?

Рассмотрим следующий пример:

В квартире, в которой установлена электрическая плита, проживает семья из трех человек. В январе эта семья потребила
200 кВт×ч электроэнергии. В соответствии с данными, приведенными в таблице, для семьи из трех человек, проживающей в квартире оборудованной электрической плитой для периода с 1 октября
по 31 марта установлен «льготный» объем электропотребления 175 кВт×ч. Таким образом, за январь семья должна будет оплатить 175 кВт×ч по «базовому» тарифу (250,6 руб./кВт×ч), а 25 кВт×ч (разницу между потребленными 200 кВт×ч и «льготным» объемом 175 кВт×ч) оплатить по более высокому тарифу (595,9 руб./кВт×ч). В результате стоимость оплаты за электроэнергию составит 58 750 рублей (175×250,6 + 25×595,9 = 58 750). По сравнению с действующей системой оплаты услуг электроснабжения прирост в оплате для рассматриваемой семьи составит 8 630 рублей (175×250,6 + 25×595,9 - 200×250,6 = 8 630).

При этом если рассматриваемая семья предпримет дополнительные меры по энергосбережению и рациональному расходованию электрической энергии, которые позволят снизить электропотребление на 25 кВт×ч, то семейный бюджет не только сохранит упомянутые 8 630 рублей, но и сэкономит расходы на оплату услуг электроснабжение на 6 270 рублей.

Указанная система дифференцированной оплаты населением услуг электроснабжения не будет распространяться на:

семьи, в которых есть граждане, имеющие льготы по оплате потребленной электроэнергии;

семьи, которые относятся к многодетным семьям и детским домам семейного типа;

семьи, которые осуществляют расчеты за электрическую энергию по тарифам, дифференцированным по временным периодам (зонам суток);

семьи, проживающие в жилых домах ведомственного жилого фонда, общежитиях;

членов садоводческих товариществ, дачных и гаражных кооперативов.

Вариант 2.

Сохранение действующей системы расчетов с поэтапным более интенсивным повышением до 2015 года тарифов на электрическую энергию для населения.

Характерной особенностью указанного варианта является простота системы расчетов за потребленную электрическую энергию без установления предельных объемов электропотребления, сверх которых будет применяться тариф обеспечивающий возмещение экономически обоснованных затрат. Кроме того будет отсутствовать необходимость постоянной актуализации информации о количестве зарегистрированных в жилом помещении граждан.

С целью проведения мониторинга общественного мнения предлагаем гражданам в режиме on-line высказать свое мнение (проголосовать) относительно выбора варианта дальнейшего совершенствования тарифной политики в области электроснабжения населения на одном из следующих официальных интернет-сайтах:

Министерства энергетики Республики Беларусь – http://www.minenergo.gov.by;

государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго» – http://www.energo.by;

республиканского унитарного предприятия электроэнергетики РУП «Витебскэнерго» - http://www.vitebsk.energo.by.

Также высказать свое мнение (проголосовать) по рассматриваемому вопросу можно посредством обращения на «прямые телефонные линии» и «горячие линии».

График проведения «прямых телефонных линий»:

Витебский областной исполнительный комитет:

05.10.2012 с 10.00 до 12.00 по телефону (8-0212) 20-42-60

РУП «Витебскэнерго»:

21.09.2012 с 16.00 до 17.00 по телефону (8-0212) 49-21-59

19.10.2012 с 16.00 до 17.00 по телефону (8-0212) 49-21-59

График проведения «горячих  телефонных линий»:

Понедельник – пятница с 10.00 до 12.00 по телефонам:























































































Витебск (8-0212) 47-66-32 Новолукомль (8-02133)5-17-14
Городок (8-02139)4-10-26 Орша (8-0216)21-34-74,183
Лиозно (8-02138)4-12-40 Дубровно (8-02137)4-13-63
Шумилино (8-02130)4-90-30 Сенно (8-02135)4-13-63
Бешенковичи (8-02131)4-13-63 Толочин (8-02136)2-13-63
Полоцк (8-0214)41-88-93 Барань (8-0216)25-24-40
Новополоцк (8-0214)55-15-92 Глубокое (8-02156)2-81-84
Верхнедвинск (8-02151)5-33-63 Докшицы (8-02157)2-13-63
Лепель (8-02132)4-04-76 Поставы (8-02155)4-13-63
Россоны (8-02159)4-13-63 Браслав (8-02153)2-24-96
Ушачи (8-02158)2-13-63 Миоры (8-02152)4-13-63
Чашники (8-02133)4-13-63 Шарковщина (8-02154)4-13-63

Проголосовать за предложенные варианты можно по следующим телефонам:

(80212)49-20-51 – за введение дифференцированной оплаты населением услуг электроснабжения в зависимости от объемов потребления (вариант 1);

(80212)49-20-52– за сохранение действующей системы расчетов (вариант 2).

Также свои предложения по внедрению в республике дифференцированной оплаты населением услуг электроснабжения Вы можете направить по электронной почте  -  opros@ vitebsk.energo.by

Нам важно Ваше мнение!

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Оставить комментарий
Текст сообщения*
Обновить Защита от автоматических сообщений
 
Комментарии (1)
0
Гость
Доброго времени суток, уважаемые …!

На днях на нескольких региональных и республиканских сайтах я наткнулся на рекламу «прямой линии» по вопросам введения в Беларуси дифференцированной оплаты за электроэнергию.
И понравился такой задорный клич – «Республика, ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!» Ну что ж просили – получите! Я решил потратить 2 часа своего личного времени на анализ всей информации и вот что у меня получилось! Предупреждаю, что руководители, которые привыкли отвечать на жалобы наших несчастных пенсионеров, готовьтесь: сие моё гневное откровение будет вам колоть глаза!
Я сам человек образованный, получил в 2009 году диплом инженера-химика-технолога, 1 курс у нас была дисциплина «энергосбережение в быту и на производстве» на занятия по которой я ходил всегда с приподнятым настроением! И перечитал прилично различной литературы. Так что все свои слова и доводы постараюсь аргументировать, а не кидать слова на ветер!
И так. Прочитав предлагаемые варианты дифференцированной оплаты, у меня возник вопрос о компетентности людей, которые предлагают внедрить такого рода систему! Эти варианты почти полностью «слизаны» от недавно внедрённой «дифференцированной оплаты» за потребление воды, которая имеет ряд недостатков ( не учитывает сельский фактор). К примеру сельский житель имеет скот (который хочет пить), огород (который в сухие дни нужно поливать), водоём находится далеко, да и грунтовые воды глубоко залегают, дождевой воды тоже много не напасёшься. Т.о. центральное водоснабжение является единственным источником воды. На него «добрые» дяди ставит счетчик и говорят - «используешь более 4 кубов на человека, будешь платить по полной»!!! Это что касается воды, а теперь переключаемся на энергию, а точнее ТЭР (электроэнергия, отопление, газ).
Тот факт что в сфере ЖКХ залегают просто ЧУДОВИЩНЫЕ запасы экономии ТЭР думаю знают не многие! Снижать энергоёмкость ВВП страны за счет энергосбережения в системе ЖКХ можно и нужно снижать быстро и много! Но тут же встаёт первый «тормоз» этого энергосбережения: пресловутые «планы по экономии ТЭР». Т.е. «сверху» многим организациям и заводам приходят планы по снижению энергопотребления на 3-5% в год. И как хочешь, но выполняй! И порой никого не интересует, как руководство организаций будет это делать и за счет каких средств и резервов, есть постановление «сократить на -5% потребление ТЭР» и всё! Самое интересное ТО, что такие постановления приходят каждый ГОД уже в течении минимум 10 лет! И многим удаётся из года в год рапортовать об выполнении этих показателей!!! За 10 лет да по 5%, складывается впечатление что у нас давно изобретён вечный двигатель или продукцию вот-вот научимся делать из воздуха! Хотите знать в чем вся соль (хотя многие уже знают об этом , но молчат)? На многих предприятиях (особенно советских времён) при грамотном подходе (анализ данных, проработка нескольких вариантов, их обоснованный и точный расчет, выделение денег на модернизацию)к проблеме экономии ТЭР и повышении производительности труда за короткий промежуток времени (2-3года) можно достичь реальных показателей по экономии ТЭР в 15-50% (в зависимости от изначального состояния дел). И самое ужасное и парадоксальное то, что никто так не хочет делать! Причиной тому является: сократив за короткий промежуток времени потребление ТЭР у организации не будет дальнейшего «резерва» для экономии, а ведь постановления о дальнейшем сокращении ТЭР на -5% будут и дальше приходить!
А экономить уже нечего! И невыполнение распоряжения приводит к штрафам и выговорам! И по сему многие, так сказать, растягивают «удовольствие», «экономя» то минимальное требуемое количество ТЭР за которое не отругают!
Для начала я выскажу свою позицию по тарифам! Я двумя руками ЗА то, что население должно оплачивать полную стоимость потребляемых благ и оказываемых услуг: воду, электроэнергию, отопление, природный газ, вывоз мусора и т.д.
Акустические датчики
Как пример: в стране начали недавно (около 2-х лет назад) в подъездах и карманах устанавливать акустические датчики, регулирующие освещение. Вложения в их производство и монтаж – мизерные, а «выхлоп» от этой штучки КОЛОСАЛЬНЫЙ! Время жизни лампочки увеличивается в РАЗЫ, потребление энергии снижается на порядок!

Я недавно (1,5 года назад стал жить самостоятельно в своей квартире). Вот вам мои пятиминутный расчет. Подъезд 9 этажей, на каждом этаже имеется 3 источника света (площадка и 2 «кармана»). Берём минимальные параметры 1 лампочки = 40Вт (хотя в карманах частенько горят и 60Вт). 9*3*40=1080Вт потребляют лампочки за 1 ч. освещения. В зимнее время их время работы составляет 12ч. Получаем 12*1080=13кВт. А если учесть психологию людей (я за свет в кармане не плачу – пусть горит), которые оставляют гореть лампочки в карманах постоянно и не выключают свет когда он им не нужен, то эти 13 кВт можно спокойно увеличивать на 50%, то получается 19,5кВт потребления электричества в сутки с одного подъезда на 36 квартир только на освещение, а представьте сколько таких подъездов по стране?! ! При установки акустических датчиков время работы лапочки за сутки сокращается в среднем в 35 раз в карманах и в 10-15 раз на площадках. До установки датчика лампочка накаливания работала 2-3 мес. а после установки датчика работает уже больше года (к сожалению срок службы лампочек порой является единственным мотиватором установки данных датчиков в карман, а не забота граждан об экономии электроэнергии – ведь «Мы не платим за свет в кармане ») ! Задумались, ДА?
А теперь колкие замечания и вопросы!
Слабая реклама таких датчиков! (Я узнал о них не от своего ЖЭСа, а из интернета. Через 5 мес. показали по Республиканскому телевидению).
В карман установить такой датчик можно почти моментально (стоимость около 4$, быстро и удобно), а вот установить их на площадку нам обещают больше года!!!
Почему снабжение такими благами XXI века идёт сверх низкими темпами?
Насколько мне известно, право на производство и их реализацию имеет (по всей РБ) только ОДНА фирма! Только пятилетний ребёнок поверит что так и должно быть и тут нет ничего подозрительного!
В Новополоцке есть завод «Измеритель» в своё время он выпускал продукцию, предназначенную для космических программ СССР и электроники для военных целей. И не ужели он не состоянии справиться с производством датчиков движения и звука, многотарифных счетчиков электроэнергии, счетчиков учета тепла, тепловизоров, и прочей полезной для экономии ТЭР дребедени?!!! А сколько таких заводов по республике, они ж ведь могут решить эту проблему за 1-2 года, а не за 5-10 лет как хочется этого некоторым!!!

Вы сами сможете ответить на 5-й вопрос – почему так медленно внедряется эта малозатратная и быстроокупающееся технология если вспомните про -5%!

Есть одна простая истина – если вы хотите что-то внедрить, изменить, сделать и это-то что-то потребует активности и отклика у населения, то нужно хорошенько подумать как простимулировать народ, заинтересовать его в этом. А стимулировать лучше всего рублём или скидками.

Газ.
За кубометр природного газа в Литве платят 0,8 евро. В Беларуси — всего-то 933 рубля (0,08 евро), то есть снова примерно в 10 раз меньше.
Как только я начал обустраивать свою квартиру – я установил счетчик на газ. Про громоздкие, страшные и некрасивые индивидуальные счетчики учета потребления газа я ничего не могу сказать – мне просто ответили что есть ТОЛЬКО такие! Украинские счетчики есть, но они стоили в 1,5-2 раза дороже, были компактнее и красивее, но меня предупредили что после очередной поверки счетчика он ко мне с вероятностью 95% уже не вернётся!
И так. Установил мне счетчик и стал я платить за газ в 4 раза меньше! Вопрос:
1. Почему такие большие нормы «потребляемого» газа на прописанного человека в квартире, где нет счетчиков учета потреблённого газа?
2. Куда и за что я платил (а многие жители и до сих пор платят) 75% от прежней суммы?
3. Что-то я не слышал что бы Беларусь покупала газ у России в 10 раз дешевле чем Литва!!!
Тогда получается что наши предприятия переплачивают за газ? Вы слыхали о перекрестном субсидировании?
Отопление.
На эту тему можно говорить много и долго, но постараюсь быть кратким. Хочется начать с того что зимой и ранней весной я без труда могу найти где проложены в земле около моего дома и по всему городу теплотрассы. Правильно зелёненькая травка на фоне снежных сугробов всё красноречиво показывает! И кто платит за эти неоправданные теплопотери??? Наверное тот - кто оплачивает свет в карманах и на площадках!
По отоплению я встречал 4 рода домов:
1. Дом с собственным печным отоплением (частный сектор)
2. Дом с радиаторами, которые замурованы в стенах.
3. Дом с выносными радиаторами
4. Дом с выносными радиаторами, с регуляторами подачи теплоносителя и с счетчиками потребляемого тепла.

Кротко о каждом.
Тут всё просто хозяин сам занимается отоплением своего дома и знает что он платит за дрова и эти дрова отапливают только его дом. Он заинтересован, чтобы дом как можно дольше держал тепло, сожженные дрова отдавали максимум тепла в дом и минимум тепла улетало в дымоход.
Мой случай. Радиаторы замурованы в НАРУЖНИЕ стены и только одному Богу известно сколько тепла уходит на отопление квартиры, а сколько тепла уходит на обогрев перекрытий и улицы!
Интересно то что Я, поставивший энергосберегающие стеклопакеты на окна, потративший 1500$ на утепление балкона (на улице -25, а на необогреваемом балконе 〖+5〗^0 С), установивший 2 теплых двери в квартиру и заменивший на более плотную дверь в карман (исключив тем самым сквозняки), отрегулировал вентиляцию в квартире – оплачиваю за отопление РОВНО столько же, сколько и мой сосед ниже, у которого в дверях щели, окна стоят с момента сдачи дома (26 лет). О справедливости в данной ситуации говорить и не приходится! А вот если бы таких рачительных и бережливых жильцов проситмулировали скажем 20% скидкой на оплату отопления, то сами понимаете к чему бы это могло привести!
Тоже интересный момент. Если с отоплением все хорошо и он стоит первым по движению теплоносителя, то Житель такого дома не может уменьшить расход теплоносителя в радиаторах в своей квартиры, даже если ему очень жарко и в доме очень сухой воздух. Хозяин вынужден постоянно открывать окна и проветривать помещения, на радиаторы вешать мокрые полотенца. Всё это приводит к неоправданным теплопотерям. А жильцы стоящие последними в системе отопления зачастую «подмерзают» они на свой страх и риск меняют старые и неэффективные чугунные радиаторы на более совершенные и эффективные алюминиевые или стальные. И как Вы считаете одинаково ли они будут платить за отопление? Конечно ДА! Т.к. счетчики тепла стоят только на подъезд либо вообще на целый дом. То что счетчик покажет « раскинут» на всех жильцов и будьте добры оплатить!!! А ведь я уверен что и в этом случае можно применить стимулирующие методы: за заменённый и новый радиатор с регулятором, за установку «тёплых окон» и т.д.
Кажется все новые построенные дома и дома после кап. ремонта должны быть именно такими! Каждый жилец сам регулирует сколько ему нужно тепла для комфорта. Уехал на дачу – прикрыл подачу тепла, лег спать тоже уменьшить можно, у кого дети маленькие – сделайте потеплее всё элементарно! А тепловые счетчики на каждом радиаторе подсчитают сколько именно ВЫ и ваша семья потребила тепла и оплатите ТОЛЬКО её, а не щели и сквозняки у соседей! Но нет!!!! У моего отца именно такая картина. Новый дом с описанной системой отопления, но платят всё равно по старинке! Почему у них отказываются принимать оплату по данным индивидуальных счетчиков тепла? И тут всплывает перед глазами зелёная травка на фоне снега, и покосившееся дверь ведущая в теплоузел дома и ободранная теплоизоляция на трубах и много чего ещё, что мы привыкли не замечать, потому что так было всегда! И оказывается что за всё это платят МЫ!

А ведь так хочется помечтать про идеальный дом в котором всё сделано по уму и ты платишь только за то что потребила твоя семья! Что в доме стоят энергосберегающие окна (и даже на площадках), что в квартирах стоят алюминиевые радиаторы с тонким слоем краски и повышенной теплоотдачей, на кухне стоит красивый газовый счетчик, в коридоре висит многотарифный электрически счетчик учета потребляемой электроэнергии, что пройдя по коридору за тобой сам выключается свет, что торец дома, чердаки и подвалы укрыты термошубой.
Что-то я совсем отошел от мысли.
Вот какие ценники у соседей: В морозные месяцы отопительного сезона «коммуналка» за 2-комнатную квартиру в Вильнюсе обходится примерно в 160—290 евро, причем большую часть суммы «съедает» графа «отопление». Это если речь идет о квартире в старом жилфонде. Жители новостроек могут регулировать отопление в квартире и добиваться значительной экономии. Конечно многие могут тут же парировать, - «Так у них зарплаты намного выше наших»!!! И они будут в чем-то правы. А вот как Вам такая информация:
В Литве расчеты за коммунальные услуги могут доходить до 70% зарплаты, а в Польше до 50%. И, тем не менее, по официальным данным, среднестатистический европеец тратит на коммуналку около 8% от потребительских расходов. Латвия и тут отличилась от прочей Европы: счета за квартиру достигают 50% от всех доходов жителя. А лично у меня на коммуналку уходит 5% от зарплаты. Вот и думаю неужели я так много зарабатываю, работая на государственном заводе? Скорее коммуналка у нас такая низкая, что влечет за собой не желание самого населения пытаться экономить – а зачем если наэкономить много не получится!
Вот тут и нужно поднимать тарифы до реальных размеров, но не просто поднимать, а …. об этом чуть дальше.
Сейчас клиенты крупнейшего в стране поставщика тепла Vilniaus energija за киловатт-час тепловой энергии платят 0,08 евро. Тепло в прибалтике получают из того же Российского газа, что и МЫ, но цены на конечную продукцию отличаются в разы!!!
Вода
Стоимость кубометра воды в Париже составляет примерно от 3 до 5,5 евро. Опрос, проведенный во Франции в июне этого года, показал, что 22% жителей страны считают плату за коммунальные услуги непомерной.
Около 40тыс. руб. за 1 куб воды!!! Вот так и цены у Французов!!! А с чего складывается цена на Воду?
Попробую перечислить: откачка воды из артезианских скважин, её транспортировка до города, очистка и фильтрация, доставка до потребителя и все сопутствующие расходы! Так по идее для разных регионов стоимость воды должна быть разной, а у нас везде одинаково что в Витебской, что в Брестской области! Чудеса!!! А кто видел хоть раз своими глазами смету расчета стоимости 1 куб.метра воды??? откуда берутся эти цифры? По воде я считаю что горожане должны оплачивать её полную стоимость! Благо пресной воды в стране хватает, а вот экономно её расходовать уже давно пора и научить этому нас сможет только 100% оплата за потреблённую воду.
Электричество
Электроэнергия в Литве стоит также недешево. Жители, которые пользуются одним тарифом, платят 0,1 евро(1200руб.). Для сравнения: в Беларуси киловатт-час стоит 295 рублей для квартир с газовыми плитами 0,026 евро что примерно в 4 раза дешевле, чем у западных соседей. А те жители Литвы, которые пользуются тарифами двух временных зон, платят 0,12 и 0,07 евро за киловатт-час.
Очень радужно и перспективно смотрится оплата электроэнергии по нескольким суточным тарифам!
Т.е. все знают что эл/энергия ночью и днём намного дешевле чем в период с 17:00 до 22:00. В некоторых европейских странах за сутки сменяют друг друга 3 тарифа!!! От этого выигрывают только энергетики, а точнее энергосистема т.к. выравниваются пики нагрузок потребления электроэнергии!
Я вот недавно купил новую стиральную машинку с функцией отложенного старта. Она может включиться ночью и всё постирать к утру, необходимо только заранее уложить бельё и засыпать порошок. Стирает она очень тихо и не мешает ни мне ни соседям! Мультиварка, тоже хорошее изобретение – с вечера закинул крупы, а к твоему подъёму она включится и приготовит тебе на завтрак кашу! Но тариф у нас один на все сутки и «выхлопа» от этого нет! А в Европе люди так экономят!
Я спросил у своего энергосбыта: могу ли я установить себе электронный многотарифный счетчик?
Вы бы видели глаза той женщины, которой я задал этот вопрос! Мне показалось что она сейчас вызовет психиатричку и меня заберут в дур.дом! Оказалось что для установки такого счетчика нужно собрать n-ое количество бумажек, но оплачивать я всё равно буду по единому тарифу! Для работы многотарифных счетчиков нужно укомплектовать ими весь подъезд!!! И тут я хотел было позавидовать жителям новых многоквартирных домов, которым изначально устанавливают двухтарифные счетчики. Но вот я спрашиваю жильцов таких домов,- «по каким тарифам вы оплачиваете эл/энергию»? На что они мне отвечают 1кВт=295руб. т.е. по такому же тарифу как оплачиваю и я!!!! Таких домов уже настроили целый микрорайон, а килоВаты считают по старинке!!!! ГДЕ ЛОГИКА??? Кто всё это тормозит и упорно сопротивляется жить как в развитых странах??? И когда всё это осмысливаешь у тебя просто опускаются руки и не хочется ничего делать!
Потому что ты невольно осознаёшь, что эту систему не победить! Не победить тех закоренелых чиновников и управленцев, которые заставляют нас жить по старому! Просто у них психология такая «Пока я тут работаю всё будет как и было, потому что всего нового я боюсь – там нужно думать и размышлять»!
Основные проблемы (на мой взгляд) связанные с экономным потреблением ТЭР и их оплатой:
Поставщик услуг по снабжению жильцов водой, теплом, эл.энергией у нас ОДИН, а при монополии сами понимаете ни о каком развитии и улучшениях не может быть и речи!
Население у нас малообразованно в плане энергосбережения.
Нет стимулов для экономии ТЭР среди населения.
Сохранившееся с СССР перекрёстное субсидирование, когда за нас платят предприятия завышенными для них тарифами и налогами.
С того же СССР нас приучили что для оплаты коммуналки хватит и половины аванса.
Отсутствие квалифицированных и инициативных кадров, а так же отсутствия каких-либо рычагов управления у них для изменения ситуации на местах и в регионах – всё управление идёт с «верху». И все ждут когда начальник «сверху» даст указание.

Как можно попытаться исправить ситуацию:

Обучить население базовым способам энергосбережения в быту.
Поэтапное увеличение доли возмещения потребляемых ТЭР населением (рост должен быть сопоставим с ростом зарплат).
Стимуляция для предприятий и организаций (на законодательном уровне) энергосбережения. Тут главное не мелочиться! К примеру организация получит в виде премии 50% стоимости от сэкономленных ТЭР в первые 2-3 года, 25% в течение ещё 3 лет и т.д.
Выпустить массу много широко доступной литературы по энергетическому менеджменту. Которой смогут воспользоваться и рядовые граждане (обычные брошюрки с доступной для обывателя информацией) и инженеры на предприятиях.
Отменить планы по энергосбережению. Все должны быть САМИ заинтересованы в этом и простимулированы различными премиями и СУЩЕСТВЕННЫМИ выплатами. На предприятии инженер после внедрения рац.предложения, позволяющее экономить 2 млрд. руб. в год за счет уменьшения потребления ТЭР получит премию всего в 7,5млн. руб!!!
Еще одна европейская примета – доверие к поставщикам комуслуг. «У нас все счетчики стоят в специальной пристроечке возле дома. Работники фирм – поставщиков услуг – сами снимают с них показания и присылают счета хозяину. А он уже выставляет счета нам.
В целом система ЖКХ в Западной Европе отличается своей подвижностью. В Великобритании и Франции жители не платят за подогрев воды: практически в каждом доме установлены бойлеры. Поэтому они рассчитываются только за энергию для нагревателей – электричество или газ. Интересно, что эти услуги зачастую оказывает один поставщик. И если потребители недовольны его работой, они могут запросто перезаключить договоры с другим и на более выгодных условиях (например, выбрать тарифы в зависимости от времени суток). Государство в эти расчеты не вмешивается. Поэтому прибыль поставщика напрямую зависит от его конкурентоспособности и качества оказываемых услуг.
Дорогие журналисты, надеюсь на ВАС! Надеюсь что мой 3-х часовой поверхностный труд и «мысли в слух» не пропадут даром…
Ответить