Водитель витебской маршрутки раскрыл секреты своей работы

logo
Понедельник, 10.12.2018 17:24 | Рубрика: Общество
04592

Время — один из самых ценных и невозобновляемых ресурсов. Сэкономить несколько минуток, когда суматошным утром добираешься до места работы, побыстрее приехать вечером домой — вот, пожалуй, самые распространенные причины, в силу которых горожане активно пользуются марш­рутками, одним из самых быстрых, доступных и комфортных видов общественного транспорта.

Автомобильные пассажирские перевозки 20 лет назад и современный сервис в этом бизнесе, как говорится, две большие разницы, хотя мифы о дребезжащих маршрутках, жадных водителях бытуют до сих пор. Да и за последний год в сфере перевозок произошли изменения в связи с принятием поправок в Закон «Об автомобильном транспорте и ав­томобильных перевозках», которые вступили в силу в январе 2018-го. Какие изменения непосредственно коснулись водителей маршруток, с какими трудностями они сталкиваются в своей работе, узнаем, побывав на линии с Алексеем Мамедовым — водителем маршрутки одного из самых популярных направлений.

За остановку «там» и «тут» — большой штраф

Алексей Мамедов работает в сфере автомобильных пассажирских перевозок почти пять лет. Последнее время — на 73-м маршруте.

— Мой профессиональный водительский стаж отсчитывается с 1987 года, — рассказывает Алексей, когда мы трогаемся с места от остановки «Площадь Свободы». — Начал трудовой путь водителем автобусного парка №1. В начале 2000-х решил попробовать дальнобойщицкого хлеба. Около шести лет колесил по Европе, побывал в Греции, Турции, Болгарии, Румынии, Польше, Литве, Латвии, Португалии, Бельгии, Голландии, Люксембурге, Украине. Познакомился с культурой вождения в других государствах. Отмечу: нам есть что перенять и чему поучиться. Когда пошатнулось здоровье, решил перейти на маршрутку, чтобы ночь проводить дома, а не в рейсе.

За время работы Алексей сменил несколько маршрутов, изучил все тонкости профессии.

Перед выездом на линию каждый раз водитель проходит медицинское освидетельствование, а транспортное средство — технический осмотр. У Алексея Мамедова машина новая, поэтому с техосмотром проблем не возникает.

— Безусловно, сложно, особенно в час пик. Для нас прежде всего важна безопасность пассажиров, поэтому вся работа строится исходя из этого критерия, — объяснил мой собеседник.

Согласно Правилам пассажирских перевозок, приобретенный билет является гарантией страхования граждан от несчастных случаев во время поездки. Каждому пассажиру должен быть выдан бумажный квиток, в котором, кстати, есть информация о перевозчике, чтобы знать, куда обращаться в случае, если, например, пассажир забыл в салоне вещи, документы.

— С оплатой проезда проблем не возникает, зайцев в маршрутках, можно сказать, нет, — рассказывает водитель, пока мы едем на конечную «Юг-7». — Иногда возникают ситуации, когда ребенок не рассчитал, увлекся покупками в киоске или в школьном буфете, на проезд денег не осталось, а домой ехать надо. В таких случаях я всегда на стороне ребенка, часто и за проезд не беру.

В это время один из пассажиров попросил остановиться, не доезжая до остановки «Областная больница».

— Очень часто пассажиры просят выйти в непредусмотренных местах, — рассказывает водитель. — Здесь я непреклонен: останавливаюсь только на оборудованных остановках, ведь штраф за высадку пассажиров в неположенном месте мы платим из своей зарплаты. Хотя был такой случай: в маршрутку с помощью других людей вошла старенькая женщина с палочкой и попросила остановиться, не доезжая до следующей остановки, чтобы ей было ближе идти к поликлинике. Я выполнил ее просьбу.

Сколько секунд горит светофор?

На одном маршруте работают несколько машин. И чтобы не создавать помех коллегам, не заставлять ждать пассажиров, нужно строго следовать расписанию вплоть до минуты.

— Временной промежуток между одной маршруткой № 73 и другой с таким же номером составляет семь минут, а, например, между «единицами» — четыре минуты, между 99-ми — шесть, — рассказал Алексей, — поэтому важно вовремя проехать свой светофор. Если замешкался — значит, будет накладка по времени со следующей маршруткой или автобусом, которые едут в этом же направлении.

Мы подъехали к светофору с красным сигналом на пересечении Московского проспекта и улицы Терешковой. Пока ждали разрешающего сигнала, Алексей увидел, что на перекрестке нет маршрутки № 72, которая в это время обычно тоже здесь. Он проехал перекресток, и все пассажиры, ждавшие транспорт в сторону Смоленского рынка, прошли в его салон, а водитель другой маршрутки опоздал и вынужден был продолжать движение «пустым» еще несколько остановок.

Конкуренция у водителей маршрутных такси, что и говорить, большая, однако выработаны общие внутренние правила и условия работы, комфортные для всех.

— Показатель моей работы — безусловно, выручка за смену, — подводит итог дня Алексей. — Однако есть еще важный фактор, без которого очень трудно быть хорошим водителем, — отношение к людям. Когда утром в салон входят пассажиры, здороваются и ты им с улыбкой желаешь ус­пешного дня, то можно с уверенностью сказать, что этот день окажется удачным.

Сменился оператор

С января 2018 года в связи с изменениями, внесенными в Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», оператор автомобильных перевозок не может сам их выполнять, в его функции входит координация и контроль за работой автомобильных перевозчиков. По этой причине Витебским облисполкомом было принято решение о создании областного коммунального транспортного унитарного предприятия «Оператор перевозок», задачей которого является организация перевозок пассажиров в регулярном сообщении, перевозок пассажиров автомобилями-такси и перевозок пассажиров городским электрическим транспортом (ранее эти функции выполняло ОАО «Витебскоблавтотранс»).

Как пояснил заместитель директора нового предприятия Алексей Долгий, сегодня в городе зарегистрировано 52 перевозчика (из них 17 индивидуальных предпринимателей), которые работают на 29 маршрутах. Автомобильный парк составляет почти 200 единиц.

— Рынок автомобильных пассажир­ских перевозок уже сформирован и устоялся, — отметил Алексей Николаевич. — Многие перевозчики работают по 10—15 лет. За это время существенно возросли требования и к техниче­ским характеристикам транспорта, и к водителям. Каждое маршрутное такси оснащено прибором спутниковой навигации, подключенным к автоматической системе диспетчерского управления оператора. Мы знаем, где находится любой из 200 автомобилей и что с ним в данный момент происходит. Главная цель нововведений — обеспечение безопасности пассажиров. Контроль за этим стоит во главе угла нашей работы.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Ирина АЗЕВИЧ. Фото Олега КЛИМОВИЧА.