За семь лет витебчанка Анна Макаренко вырастила на подоконнике около 15 ки­лограммов цитрусовых

logo
Пятница, 30.12.2016 15:27 | Рубрика: Общество
03413

У каждого из нас Новый год ассоциируется с зеленой елью и ароматными оранжевыми мандаринами. В преддверии празд­ника мы бежим в магазин, на рынок, чтобы выбрать главные атрибуты зимнего торжества. А вот витебчанке Анне Макаренко далеко ходить не нужно. И мандарины, и елка растут у нее дома на протяжении уже нескольких лет. Можно сказать, что в этой семье Новый год — круглый год.

— Любовь к цитрусовым появилась семь лет назад, когда была беременна первым сыном Стасом,— рассказала молодая мама. — Тогда меня восхитил необычный комнатный цветок, жасминовидная гардения, которую случайно увидела на рынке и тут же купила. Ее листья по структуре напоминали мандариновые. А потом наткнулась на статью в журнале о выращивании цитрусовых в домашних условиях.

Первое дерево, которое Анна вырастила сама, был лимон сорта Мейер.

— Как выяснилось, окультуренные цитрусовые деревья, которые могут передавать материнские признаки и приносить вкусные плоды, выращиваются не из косточек, как считают многие, а из укорененного или привитого черенка. Косточка подарит лишь декоративное растение. Иногда они могут плодоносить, но не раньше, чем через 15—20 лет. И, как правило, к употреблению в пищу такие фрукты не годятся.

Ветеринар по образованию, Анна очень увлеклась новым хобби. Интернет, книги, журналы, общение на форумах с цитрусоводами-любителями… В прошлом году в ее домашней оранжерее было уже более 20 растений! Это лимоны, мандарины, грейпфруты, померанцы, апельсин, лайм…

— Это миф, что цитрусовым необходима жара. Летом температурный максимум для них — 25 градусов, зимой — 8—10. И если в холодную пору на нашем застекленном балконе им было комфортно, то света все же не хватало. Сначала придумывала дополнительное освещение, несколько раз в год подкармливала деревья, обрабатывала листья, да что там, с каждым беседовала (улыбается)! Времени и сил это занимало немало. Поэтому с появлением второго ребенка пришлось значительно сократить «плантации». Да и увлечение это не из дешевых.

К примеру, любимец Анны, редкий лимон пестролистный сорта Сангинелло, который она долго ждала из итальянского питомника известного цитрусовода Оскара Тинтори, стоил 50 евро.

— Его плоды вы не встретите ни на одном рынке, ни в одном магазине страны. Дерево Таити можно увидеть лишь в ботаническом саду в Минске или столичном лимонарии, — рассказывает Анна. — Кроме этого, редкие экспонаты в моем ароматном ансамбле: мандарин Лиметта Пурша, апельсин Ванильный, кум­кват Маргарита, цитрон пальчатый Рука Будды. Многие из них — коллекционные. А какие плоды дает поль­ский лимон Пандероза! Один из них был весом 594 грамма.

Кстати, дождаться домашних фруктов не так-то и просто. Первые плоды «новички» могут дать через два года. Вызревают они 9 месяцев. Анне и ее любимым мужчинам, супругу и двум сыновьям, повезло. К этому Новому году один из мандаринов принес12 плодов. 31 декабря два наиболее спелых, витебчанка обязательно снимет с деревца для сыновей.

— Конечно, ими не наешься. Это, скорее, для души. Но, признаться, они всегда отличаются от покупных фруктов. Очень ароматные! — говорит она.

За семь лет Анна Макаренко вырастила на подоконнике около 15 ки­лограммов цитрусовых. А еще — ель Араукария высотой больше метра.

— Появилась она у нас шесть лет назад. Каждый год вырастает ровно на один ярус. Дети от деревца без ума: оно не колется, не осыпается, как настоящее, а по аромату нисколько не уступает лесному, — говорит Анна.

А вообще в семье Макаренко к Новому году принято украшать сразу две ели. Живую Арау­карию ставят в детской, искусственную — в гостиной.

— Я не приемлю срезанных растений, цветов, деревьев, —говорит витебчанка. — Зачем рубить, если можно создать живое чудо у себя дома!

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Диана СИМОНОВИЧ. Фото автора.