Пьет и бьет? Значит не любит! Почему пьяные мужья бьют своих жен

logo
Пятница, 05.04.2019 11:56 | Рубрика: Общество
02045

Домашнее насилие в последнее время привлекает все более пристальное внимание правоохранительных органов, соответствующих служб, широкой общественности. Не зря ведь темой, которую обсуждают в популярных телешоу, является рукоприкладство людей, совершенно негодных к нормальной семейной жизни. Вот он, звезда театра и кино, сломал нос первой, потом второй, потом третьей супруге. И каждая, зная о горьком опыте предшественницы, все равно спешила в его объятия, вскоре нарываясь на пьяную ссору и кулак разбушевавшегося под влиянием спиртного мужа. Далеко не все осознают ошибочность известной русской поговорки: «Бьет — значит любит», и последствия бытовых ссор зачастую бывают трагическими, особенно если происходят они на почве злоупотребления алкоголем. Как изменить ситуацию? Об этом наш корреспондент побеседовала с помощником прокурора города Витебска Ириной Шестопаловой.

— Преступления и правонарушения насильственного характера в сфере семейно-бытовых отношений долгое время принято было считать частным делом или личной проблемой конкретной женщины, однако ситуация в настоящее время иная, — отметила Ирина Андреевна. — Административная ответственность за нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психиче­ских страданий, совершенные в отношении близкого родственника либо члена семьи, наступает в соответствии с час­тью 2 статьи 9.1 Кодекса об админист­ративных правонарушениях Республики Беларусь.

В среднем в отделы внутренних дел города каждые сутки поступает от 2 до 6 сообщений о семейных скандалах. Иногда проверки по таким сообщениям завершаются возбуждением уголовных дел.

В целях восстановления и защиты конституционных прав потерпевших, в том числе и в случае отсутствия их заявления о привлечении к ответственности домашнего тирана, административным и уголовным процессуальным законом предусмотрена возможность инициирования этого процесса прокурором.

В этом случае как административный процесс, так и возбужденное уголовное дело прекращению за примирением сторон не подлежат, что является гарантией привлечения виновного лица к установленной законом ответственности.

— Можно ли привести примеры?

— С начала 2019 года прокуратурой города Витебска возбуждено 11 уголовных дел так называемой превентивной направленности и начато 18 административных процессов.

Это как раз те случаи, когда потерпевшее лицо не желало привлекать обидчика к ответственности. Однако, исходя из анализа данных, характеризующих его личность, ситуации в семье, вероятности совершения им более тяжких правонарушений и преступлений, были приняты решения о необходимости начала административных процессов и возбуждения уголовных дел.

Как правило, так называемые семейные дебоширы ранее уже неодно­кратно привлекались к административной ответственности за учинение скандалов, а также за другие правонарушения против общественного порядка и общественной нравственности. А вот жертвами насильственных действий зачастую становятся женщины и пожилые люди.

Так, рабочий одного из предприятий города во время очередного семейного скандала с женой, которая, как он считал, «сидит у него на шее», поскольку не работает и не имеет своего жилья, схватил кухонный нож и приставил его к шее женщины. Он угрожал ее убить, что потерпевшая, исходя из ситуации, воспринимала и ощущала реально. Постоянно замалчивая факты о психологической травле и физическом насилии со стороны мужа, она не обращалась в милицию. Но в этот раз она поняла, что угрозы супруга реальны и, вырвавшись, вызвала сотрудников милиции. Впоследствии по факту угрозы убийством в отношении семейного тирана прокуратурой города возбуждено уголовное дело по статье 186 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Как показывают опросы потерпевших в рамках проводимых прокуратурой проверок, иногда корни семейного насилия кроются в том, что мужчина перекладывает ответственность за свои промахи и неудачи в материальном плане на женщину.

Нигде не работающий, ранее судимый за совершение преступлений насильственного характера, при этом регулярно привлекающийся к админист­ративной ответственности за правонарушения против общественного порядка и общественной нравственности

40-летний житель Витебска перио­диче­ски скандалил со своей женой, работницей учреждения здравоохранения. Срывая зло, вызванное ее материальным превосходством, в ходе очередной ссоры, находясь в состоянии алкогольного опьянения, он несколько раз ударил кулаком ей в лицо, чем причинил закрытый перелом костей носа. Женщина не пожелала привлекать мужа к уголовной ответственности, мотивируя тем, что в очередной раз простила его.

Как было установлено, угрозы, оскорб­ления и факты физического насилия со стороны мужчины были регулярными. Однако поскольку на трезвую голову он всегда просил прощения, обещал исправиться и менял линию своего поведения на противоположную, женщина прощала его и в большинстве случаев не обращалась в милицию. Потом все циклично повторялось. Чтобы пресечь развитие у мужчины чувства безнаказанности, предотвратить совершение им новых противоправных насильственных действий, в том числе представляющих значительно большую общественную опасность, как в отношении потерпевшей, так и в отношении иных лиц, прокуратурой города по данному факту возбуждено уголовное дело по статье 153 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Еще ситуация. Недавно у меня на приеме была молодая женщина, 1990 года рождения, у нее четверо детей. Муж работает в России, содержит семью, но у него вспыльчивый агрессивный характер. В очередной раз завязалась словесная перепалка, посыпались упреки, окрашенные ревнос­тью, и он вместо того, чтобы прекратить скандал, ударил ее головой в нос и сломал его. Женщина вызвала милицию, но затем сказала, что не хочет привлекать мужа к ответственности. Прокуратура города все-таки будет возбуждать уголовное дело против агрессора, так как со слов соседей, родственников известно, что факты насилия имели место и ранее. В данном случае можно говорить и об экономическом давлении, поскольку женщина зависит от него материально. Но иногда поведение жертв не поддается логике. Опять-таки ссора, он ломает ей нос, но она не хочет расставаться с супругом. Спрашиваю: «У вас дети есть?» — «Нет!» — «Вы сколько зарабатываете?» — «700 рублей». — «А он?» — «300 рублей». — «Так почему не уходите, у вас ведь свое жилье имеется?» В ответ женщина говорит о своей психологической зависимости, о том, что ей за сорок и она боится остаться одна… Но если не пресечь действия дебошира, последствия могут быть трагиче­скими. К примеру, с начала этого года произошло одно убийство и 2 факта нанесения тяжких телесных повреждений на почве семейно-бытовых отношений. Хочу обратить внимание на еще одно обстоятельство: большую часть всех преступлений на семейно-бытовой почве совершают лица, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения. Проблема стоит остро. Поэтому принята Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016—2020 годы, а на уровне горисполкома разработана и действует подпрограмма по предупреждению и пресечению пьянства и алкоголизма. В рамках этой подпрограммы субъектами профилактики городского и областного уровней проводятся различные мероприятия, прокуратура также вносит свою лепту, осуществляя надзор и координацию.

— Еще одна уязвимая категория — пожилые люди…

— Это в самом деле так. Причем насилие над ними может совершаться как в физическом, так и моральном, то есть психологическом, плане.

Вот случай. В ходе очередного конф­ликта в потоке нецензурной брани сын произнес фразу: «Ты мне не мать!», чем нанес пожилой женщине глубокую психологическую травму, в результате которой она испытала моральные страдания. По сообщению о семейном скандале прибыли сотрудники милиции, однако рыдавшая мать, не желая доводить дело до суда, в очередной раз отказалась написать заявление на своего сына. С учетом личности этого гражданина (ранее неоднократно привлекался к административной ответственности за правонарушения в состоянии алкогольного опьянения), а также ввиду наличия в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.1 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь, прокуратурой города в отношении его начат административный процесс.

Примеров можно привести много. Еще один гражданин, будучи неодно­кратно судимым за преступления насильственной направленности в отношении своей матери, в ходе очередного конфликта и, подчеркиваю, находясь в состоянии алкогольного опьянения, высказывал в ее адрес упреки и оскорбления за несложившуюся жизнь, перешедшие в угрозы убийством. Он обхватил руками шею матери, находящейся в беспомощном состоянии, и, сдавливая ее, вселил в по­жилую женщину чувство страха и неуверенности в собственной безопасности. Проверкой установлено, что в этот момент она реально воспри­ни­мала угрозу своей жизни и имела основания опасаться ее осуществления. И хотя по­сле случившегося привлекать сына-изверга к ответственности она не пожелала, по данному факту прокуратурой города возбуждено уголовное дело.

— Какие профилактические меры вы считаете эффективными?

— Субъекты профилактики на постоянной основе проводят мероприятия, направленные на предотвращение насилия и раннюю диагностику неблагополучия в семье. Прокуратура города как координатор принимает в них активное участие. Это и выступления в целевых аудиториях (учреждения образования, трудовые коллективы, учас­тие в заседаниях советов общественных пунктов охраны правопорядка (ОПОП), на которые приглашаются лица данной категории), беседы с фигурантами уголовных дел и семейных скандалов, мониторинги и проверочные рейды по месту жительства указанных лиц.

— В чем недостатки этой работы?

— Основная проблема — взаимодействие субъектов профилактики, оно недостаточно четкое. Возьмем, к примеру, обмен информацией. В суде прекращено дело в отношении семейного дебошира, в милиции уже нет оснований для постановки его на учет. Но почему бы не сообщить об имевшем место факте в совет ОПОП? Недавний пример. Муж и жена прожили 40 лет, у них взрослые дети. Несколько лет назад мужчина был судим по статье 147 Уголовного кодекса Республики Беларусь за причинение тяжких телесных повреждений своей супруге. Поведение его не изменилось, он продолжал тиранить жену, совершать в отношении ее физическое насилие. Да, он ходил отмечаться в инспекцию, но с 2013 года ни разу не был приглашен на совет ОПОП, хотя имелись все основания держать эту семью под постоянным контролем. В январе 2019 года в ходе очередной ссоры после совместной выпивки почему-то приревновал свою супругу к неизвестному сопернику, схватил за горло и, не рассчитав свои силы, со словами «Я тебя предупреждал» задушил ее. Когда приехала оперативно-следственная группа, вызванная соседями, мужчина продолжал свои попытки реанимировать убитую. Он не осознавал, что совершил…

— Почему тема насилия в семье сейчас так актуальна?

— Гендерная политика государства меняется. Интересы женщин и интересы мужчин выравниваются. Вспомним, что долгое время насилие в семье считалось частным делом. Но вопрос куда сложнее. Если мальчики смотрят на отца-агрессора, девочки — на мать-жертву, то в дальнейшем, во взрослой жизни, как они будут строить свои семейные отношения? А если к тому же родители выпивали? Универсальная модель семьи, по моему мнению, когда муж и жена — равноправные партнеры, ведут здоровый образ жизни, вместе строят ячейку общества, заботятся, уважают друг друга и в таком же духе воспитывают детей. Однако, к сожалению, часть представительниц слабого пола продолжает считать, что если муж бьет, значит любит, что даже если пьет, разводиться и оставаться одной неприлично. Поэтому, когда возникает реальная угроза их безопасности и жизни, свое веское слово говорит закон.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Беседовала Лариса ВОЛКОВА. Фото из открытых осточников.