«Наша работа заключается в том, чтобы взыскать долг». Как в Беларуси судебные исполнители работают с неплательщиками

logo
Понедельник, 05.12.2016 16:37 | Рубрика: Общество
16618

Конец трудового дня. Люди спешат с работы, забегают в магазин купить продукты — и скорее в свои теплые жилища. Поглядывая на часы, судебные исполнители Октябрьского отдела принудительного исполнения Кристина Милей и Ольга Титенкова поясняют: в это время должников легче застать дома.

Штрафы, алименты, кредит

Многие из тех, кто не спешит расплатиться с государством и даже с собственными детьми, тянут за собой финансовый шлейф до тех пор, пока однажды в дверь не постучат судебные исполнители. В связи со спецификой службы отношение к ним чаще всего недоброжелательное. По сути, большую часть имеющихся в отделе дел, или, говоря профессиональным языком, производств, можно закрыть без визита к должнику — напомнить ему об имеющемся долге уведомлением и, понадеявшись на гражданскую сознательность человека, ждать в отделе с оплаченной квитанцией. Однако не все спешат рассчитаться — то ли материальное положение не позволяет, то ли есть еще какая-то причина. Это и предстоит выяснить судебному исполнителю, посетив гражданина на дому. Но основная задача людей в форме — взыскать долг. А значит, приходится иметь дело с проявлениями человеческой безалаберности, агрессии... Поэтому исполнители, а в основном это девушки, стараются ходить по двое — такая вот взаимовыручка, а в исключительных случаях, когда заблаговременно известно, что может ожидать в доме должника, подключаются сотрудники Октябрьского отдела охраны. Тогда жильцы ведут себя мирно и не скандалят. А так могут и обругать, и за дверь вытолкать.

— Бывает, люди начинают препираться: я, мол, не согласен со штрафом, — рассказывает Кристина Милей. — Но мы не тот орган, который определяет правомерность наказания. Наша работа заключается в том, чтобы взыскать долг.

Значит, сделать это нужно любыми судьбами. У каждой из девушек свой участок, по которому ежемесячно возбуждается около 200 исполнительных производств. Большая часть — о взыскании штрафов, остальное — алименты, долги, банковские кредиты, счета медвытрезвителей, задолженности по коммуналке… Список практически бесконечный, а потому и суммы совершенно разные — от мелочевки до 35 тысяч долларов.

Адреса и адресаты

Часто судебным исполнителям приходится посещать мрачные подъезды, где еще на входе чувствуется: здесь живут злоупотребляющие алкоголем. На их квартиру укажет каждый жилец дома, а вот попасть внутрь бывает непросто. Как раз по такому адресу мы и прибыли.

— В домофон звонить бесполезно, звонок тоже не работает — электричество отключено за неуплату, — поясняет Ольга Титенкова, когда в подъезд нас впустила выходящая из него женщина.

Поднимаемся на этаж, стучим в дверь. Напрасно. И с таким ежедневно приходится встречаться по нескольку раз, вздыхают девушки. Выходим и направляемся в соседний подъезд. На этот раз беспрепятственно попадаем в жилище должницы. Она оштрафована на 18 рублей за административное правонарушение. Проблема в том, что женщина не работает. Описать в доме нечего. Но самая весомая причина неуплаты, как говорит дама, — проблематично принести квитанцию об оплате в отдел. Мол, ноги болят. «Так пусть сын принесет», — подсказывают исполнители. Их словно никто не слышит — женщина продолжает что-то лепетать в оправдание.

Следующий адрес — чистая аккуратная квартира. Сам должник в ней не проживает. По словам матери, общаться приходится редко, но о визите судебных исполнителей она ему сообщит. Штраф у мужчины за неправильную парковку. Мать говорит, что сын оплатит обязательно.

На улице интересуюсь у судебных исполнителей: могло быть такое, что человек не знал о существовании штрафа? Конечно, нет, поясняют они, поскольку был составлен соответствующий протокол, где тот поставил свою подпись. А что касается штрафов по фотофиксации, то водитель вряд ли пропустит вспышку. Кроме того, центр фотофиксации рассылает заказные письма с уведомлением о совершенном правонарушении и дает время на добровольную оплату штрафа. Так что не­ожиданностей в принципе быть не может.

— Когда исполнительный лист не находит адресата, человек там или не проживает, или долгое время отсутствует, например, уехал на заработки в Россию, — говорит Кристина Милей, — в месячный срок мы должны выяснить, где он находится. Если есть возможность — созваниваемся, находим в соцсетях, в крайнем случае объявляем в розыск.

Все равно платить по счетам некоторые не спешат. Если человек официально трудоустроен, небольшие суммы взыскивают по месту его работы. Зачастую таким образом исполняются алиментные обязательства. При накопившейся задолженности с горе-родителя могут удерживать до 70 процентов заработка. С папами, которые тунеядствуют или принципиально не хотят иметь дело с собственными детьми и их мамами, сложнее. Их трудоустраивают, чтобы хоть какую-то копейку ребенку вернуть, накладывают запрет на выезд за границу, лишают водительских прав. Каких это стоит усилий — отдельный разговор.

Заходим к еще одному нарушителю ПДД. Долж­ник говорит, денег нет и оплатить штраф нечем. Оценив обстановку в доме, судебные исполнители принимают решение наложить арест на имущество, а конкретнее — микроволновку. Мужчина переживает, но не возмущается. Долг, кстати, на нем числится с января. Забегая наперед, отметим, что на следующий день после описи находятся-таки деньги: мужчина принес в отдел квитанцию и «вызволил» микроволновку.

Овчинка выделки не стоит

— Иногда это действенная мера, а порой — единственная возможность вернуть долг, — поясняют судебные исполнители ситуацию с арес­том имущества.

И не всегда вернуть его назад у должника получается. Например, на человеке «висит» долг 5 тысяч долларов. У него есть машина, которую при помощи уполномоченных органов после описи оценили в 10 ты­сяч. Тогда транспорт отправляется на реализацию, а после продажи нужная сумма возвращается в счет долга. Поскольку услуги всех задействованных при этом организаций тоже имеют свою стоимость, производятся соответственные вычеты. В результате на руки человек получает очень мало. А накладывается арест не только на бытовую технику, мебель, машины, но и на банковские счета и квартиры.

Непростая работа у судебных исполнителей. Но девушки не унывают: привыкли к постоянной нагрузке. Единственное, чего нельзя принять как должное, — человеческая безответственность. Как, например, могут дети повесить свой долг на престарелых родителей, а мама с папой лишить ребенка удовольствия смотреть мультфильмы? Малыши ведь не понимают, почему чужие тети забирают у них телевизор…

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Татьяна СЕРЕБРЯКОВА.