Cквернословие: откуда такая напасть?

Среда, 29.06.2011 09:12 | Рубрика: Общество
25524

Зимой и летом, средь бела света…


Конец рабочего дня. На одной из остановок общественного транспорта многолюдно, и всем хочется как можно скорее оказаться в салоне автобуса или троллейбуса, чтобы добраться до дома. Наконец, долгожданный транспорт подан, двери за вошедшими закрываются, небольшое столпотворение пассажиров рассасывается, они потихоньку рассредотачиваются по салону. И вдруг — как взрыв, как пулеметная очередь: громкая тирада матерных слов, которая пущена в людей. Хоть и не смертельно, но больно — морально и почти физически. А просто, как оказалось, несколько мужчин не смогли разойтись у входной двери, и кто-то кого-то обвинил в нерасторопности или сделал замечание. Суть не в этом! Но один из пассажиров посчитал себя настолько оскорбленным, что и выдал на-гора весь свой запас матерных слов и выражений. В автобусе меж тем повисла мертвая тишина: молчали женщины, парни, убеленные сединами мужчины… И только подоспевшая кондукторша начала успокаивать матерщинника: «Ну, тихо, тихо…». А тот, кто буквально «огрел» матом как пощечиной всех находившихся в салоне, нагло завалившись на освободившееся сиденье (именно так, хотя рядом стояли и пожилые женщины, и старики, и молоденькая мама с ребенком), все еще продолжал «выпускать пар». Ну как же, его величество затронули!
К сожалению, такую картинку можно наблюдать не только в общественном транспорте: матерящихся мы встречаем и слышим повсюду, в любое время года, суток, практически в любой компании. Вот и в редакцию позвонила наша читательница Наталья Федорова, которая с возмущением высказалась на эту же тему: когда же с такой напастью, как мат, будет, наконец, покончено в обществе?
— Вы понимаете, уже просто невозможно стало спокойно находиться в общественном транспорте, в магазине, ходить по улицам города, чтобы не услышать грязную нецензурную брань! — говорила Наталья Ивановна. — Да, ненормативная лексика всегда существовала, но ведь кричать на этом «языке» считалось постыдным. А сейчас, что самое страшное, остервенело матерятся молодые — юноши, девушки, подростки, дети… И не только в своем кругу, но и, что называется, принародно: сидя за столиками в кафетериях, распивая пиво во дворах. И не стесняются! Однажды я заставила заведующую одного из магазинов вызвать милицию, чтобы сотрудники приехали и оштрафовали молодых людей, которые громко матерились. И та засомневалась. Так интересно, существует ли все-таки закон, который охранял бы нас от мата хотя бы в общественных местах?
Оставим пока вопрос читательницы открытым — мы к нему еще вернемся, а сейчас попробуем порассуждать: что же происходит в нашем обществе и что делать, чтобы оно стало более культурным?

Теряем себя как народ


Елена УКРАИНЕЦ, специалист по продаже ОАО «Конструкторское бюро «Дисплей»:
— У нас мата не услышишь. Наверное, все-таки это зависит от среды. В коллективе работают интеллигентные люди, которые никогда не позволят до такого опуститься. Впрочем, как и в семье. Моя дочь учится в медуниверситете, я знаю ее круг друзей, знакомых, в их общении нет такой привычки — использовать нецензурную брань. Все зависит от образования, от воспитания: если родители не позволяют себе при детях выражаться нецензурно, то и дети не будут ругаться. А вот как бороться с матом и помогут ли какие-то наказания, штрафы? Не знаю, вряд ли… Это, наоборот, скорее еще лишний повод матюгнуться! И просто еще от одной задолженности пострадает семья.
Ольга РУСИЛКО, заведующая кафедрой белорусского языка ВГУ имени П.М.Машерова:
— Я выросла в деревне, где, конечно, мат не в новость. Но, знаете, сколько помню себя, при детях старались не выражаться. Мой отец — простой человек, как говорится, от сохи, от земли, но он тоже никогда не ругался дома — ни при женщинах, ни при детях. Этого, я бы сказала, вообще в нашей деревне стеснялись, не принято было.
Хочется привести еще одно высказывание Дмитрия Лихачева, который сказал: «Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело. Общая деградация нас как нации сказалась, прежде всего, на языке. Без умения обратиться друг к другу мы теряем себя как народ».
В суде Витебского района мне показали десяток административных дел, возбужденных по статье 17.1 Административного кодекса Республики Беларусь, которая так и звучит: «Мелкое хулиганство (в том числе и нецензурная брань), оскорбительное приставание к гражданам и другие действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций и спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, влекут наложение штрафа в размере от 2 до 30 базовых величин или административный арест (до 15 суток)».
Вот проживающие в Сосновке брат и сестра, которые односельчанами и администрацией Новкинского сельсовета характеризуются отрицательно, ведут антиобщественный образ жизни, пьянствуют. В один из дней сосед сделал им замечание, когда они дома собрали шумную компанию, а до этого уже один раз горели, так как курили в состоянии алкогольного опьянения. За нецензурную брань, угрозы физической расправы с соседом брат был привлечен к административной ответственности — штраф 70 тысяч рублей.
Деревня Задубровье. В состоянии алкогольного опьянения 33-летний неработающий мужчина решил свести счеты с сожителем бывшей подруги. Драка в подъезде, нецензурная брань стоили ему штрафа в размере двух базовых величин.
А вот судебное разбирательство по заявлению в милицию доярки одного из хозяйств Витебского района в отношении сожителя, который в пьяном виде устроил ей скандал прямо на ферме, угрожал и выражался нецензурной бранью. Впрочем, что взять с простого деревенского жителя, если сегодня матом пропитана вся окружающая нас жизнь! И даже серьезные, деловые люди не стесняются называть вещи своими именами. И что уж говорить про подростков, которые в этой среде не хотят оставаться белыми воронами.
Владимир ПРОНЬКО, заместитель начальника управления охраны правопорядка и профилактики УВД Витебского облисполкома:
— Действительно, статья 17.1 КоАП часто применяется в случаях проявления мелкого хулиганства в общественных местах, при семейных конфликтах и скандалах. Кроме того, применяется еще и статья 9.3 этого кодекса — за умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в некорректной форме. Такое оскорбление влечет также наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин. Тот же кондуктор, пассажир, заведующий магазином — одним словом, любой гражданин имеет право подать заявление в милицию на человека, ругающегося матом, но при этом еще должна быть установлена личность человека, нарушающего общественный порядок. Если такой мелкий хулиган задержан в магазине, транспорте и так далее, то при задержании на место нужно вызвать сотрудника милиции.

Это мы так лечимся?!


Такой вывод недавно сделала одна известная газета. Как утверждают авторы, некоторые современные ученые живучесть мата объясняют прямой связью брани с «химией»: организм вырабатывает гормоны счастья эндорфины, которые действуют на организм человека как мощное болеутоляющее. Кроме того, трехэтажная ругань, как правило, это результат нашей «адреналиновой реакции», когда в кровь выбрасывается еще и гормон стресса — адреналин. Он вызывает сокращение мышц, сужение кровеносных сосудов, увеличивает частоту сердцебиения и дыхания, одним словом, принимает все меры для противодействия опасности. Эта «адреналиновая реакция» когда-то помогала нашим пращурам оказывать отпор при нападении врага, а сегодня служит защитой в стрессовых ситуациях. Отшлифованные не одной сотней тысяч лет бранные слова якобы стали способом «обмена» информацией. И сегодня современный человек использует ненормативную лексику вовсе не для ругани, а как убедительное средство выражения эмоций минимальными и упрощенными способами.
Известный популяризатор науки, публицист, литературовед, историк культуры Дмитрий Лихачев очень верно подметил в своих «Письмах о добром»: «Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она затягивает». Он считал, что бесправие, в котором человек жил веками, унижало людей. Вот сейчас кому-то и кажется, что вседозволенность — кратчайший путь из унизительного положения. «Но это самообман, — писал Дмитрий Сергеевич. — Тот, кто чувствует себя свободным, не будет отвечать матом».
Недавно в руки попала небольшая книжица, изданная в 90-х годах, тиражом всего в 2 тысячи экземпляров — «Витебская частушка», в составлении которой приняла участие заведующая кафедрой литературы ВГУ имени П.М.Машерова В.Поклонская, много лет занимающаяся сбором фольклора Придвинского края. Валентина Николаевна включила в сборник и похабные частушки, в основном они эротические, любовные. Объясняя это, она в предисловии к сборнику цитирует русского философа Павла Флоренского, который увязывал частушечную эротику с природой и эволюцией жанра, восходящего еще к особенного рода греческим песнопениям, к традициям народной смеховой культуры. Да, юмор грубоват, порой с бессмыслицей, но лихой, озорной.
И это намного безобиднее того сквернословия, которое мы сегодня встречаем на страницах литературных произведений. Очень любят мат использовать в своих песенках рэперы, нередко слышим мы нецензурную ругань с экранов телевизоров в наскоро испеченных сериалах. Это считается бравадой, своеобразным творческим приемом. Вот только всегда ли оправдано? Вспомните, как тонко обыграна такая народная привычка к мату в фильме «Председатель». Трубников в исполнении великолепного артиста Михаила Ульянова говорит: «Бабы, закройте уши!», и затем мы только видим, как усмехаются простые мужики, как испуганно взлетает стая ворон с деревьев, а на безмолвном экране — крупным планом лицо распаленного председателя, распекающего колхозников за расхлябанность.

Дурное дело нехитрое


По мнению Фрейда, человек, который первым вместо камня бросил в своего противника бранное слово, заложил основы оскорбления. Так мат стал символическим замещением физической агрессии, позволяющим разрядить конфликт в бескровной форме. Стоит ли удивляться, что матом нынче не ругаются, а разговаривают. Причем, что особенно страшно, этому подвержены девочки, младшие школьники. Подросток быстро усваивает: если мат — лексика старших, запрещенная для ребенка, то приобщаться к вожделенному взрослому миру, как к запретному плоду, можно, нарушив это табу. Тем более, что дурное дело — нехитрое! Точно так же, как дети впервые затягиваются сигареткой (пример отца или матери), лихо сплевывают на пол (как любимый кумир-футболист), так они начинают и грязно ругаться.
Психолог Сергей Степанов, опираясь на свой опыт и опыт рядовых учителей, утверждает, что проблема мата намного сложней, чем простая зависимость от среды или подражания. Мат напрямую связан с уровнем агрессии вообще в обществе. А школьный мир на поверку оказывается одним из самых агрессивных. Отношения в нем зачастую пропитаны противоборством — учителей и родителей, учителей и учеников, учеников друг с другом… Когда же большинству подростков будет с кого «делать жизнь» и они в самом деле захотят брать пример с того, кто несет в мир радость, свет, любовь, доброе слово, мат постепенно вернется туда, откуда и пришел — в лексику подзаборного сброда.
Отец Александр КОВАЛЕВ (Свято-Успенский храм):
— Церковь обличает людей, которые, выражая свои мысли в состоянии неправедного гнева, ярости, используют брань. В этом проявляется их культурная бедность, порой — даже нравственная нищета. Очень многие люди знают лишь некоторые заповеди божьи — «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй»… Да, десять заповедей — это как столпы, на которых зиждется мир, но на самом деле, если мы откроем священное писание, то увидим, что их намного больше — свыше 600. Одна из них гласит: «Я господь Бог твой и не будет тебе других богов, кроме меня. Если ты любишь Бога, — говорит Господь, — возлюби как Бога всем сердцем, всей душой и другого человека». И в этом случае христианин никогда не позволит себе облить грязными словами кого бы то ни было, ибо матерными словами он оскорбляет самого Бога, Божью матерь, родителей другого человека.
Если человек не находит слов, чтобы выразить свои мысли, значит, есть большая проблема в образовании. А образование — не только процесс обучения. Это поиск подобия образа Божьего. Откройте Библию, богословскую литературу — какая красота и богатство языка в молитвах! К сожалению, нужно отметить, что средства массовой информации, а особенно телевидение, сегодня пропагандируют такой образ жизни, такое поведение людей, что нецензурная брань, а также курение, пьянство, наркомания и другие пороки становятся нормой жизни.
Семья — одно из важнейших звеньев в воспитании детей, именно здесь закладывается в ребенке иерархия ценностей. Но, заметьте, как сегодня родители говорят в отношении своих детей: «завести», «вырастить», «пристроить в жизни»… Я сам многодетный отец и знаю, что ребенка надо родить, воспитать, вывести в общество и отпустить его, как космос, который бы сам уже организовывал, собирал вокруг себя людей, чтобы он нес свет.
Наталья ДРОЗДОВА. Рис. Петра КОЗИЧА.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Оставить комментарий
Текст сообщения*
Обновить Защита от автоматических сообщений
 
Комментарии (2)
0
Гость
Агрессия в обществе достигла уровня опасности и Разговаривать уже бесполезно. Порядок в таком случае наводится силовыми методами. Закон есть пора приводить его в действие не только на ферме. Словесный террор необходимо подавлять или мы уже нелюди
Ответить
0
Гость
Да ладно проблему из пальца высасывать... У нас достаточно людей, считающих себя культурными и даже интеллигентными, с которыми разговаривать еще хуже, чем с матерщинниками!
Ответить