«Учебник — это канва. Мы делаем постановки в стиле рэп!». «Человек года Витебщины-2018» Валентина Пересторонина учит детей французскому в гимназии №9

logo
Понедельник, 11.02.2019 16:45 | Рубрика: Общество
06765
Преподаватель французского языка витебской гимназии № 9 Валентина Пересторонина по итогам прошлого года получила почетное звание «Человек года Витебщины‑2018».


Тонкий, эрудированный человек, профессионал высокого класса, который благодаря своим личным качествам может найти подход к любому ребенку, легенда гимназии — так говорят о ней коллеги.

Коренная витебчанка, Валентина Федоровна около тридцати лет преподает французский для учеников 5—11-­х классов гимназии № 9, которая является единственной в области с углубленным изучением данного языка. До этого на протяжении 13 лет преподавала английский в других школах Витебска и района. Свою жизнь со школой связала после окончания Минского государственного педагогического института иностранных языков (ныне — Минский лингвистический гос­университет), куда поступила сразу после 10­-го класса. Во время учебы в институте начала контактировать с франкоговорящими носителями языка: повезло, что попала к преподавателям из числа репатриантов, для которых французский язык был родным, и они поставили «родное» произношение. В дальнейшем в этом плане очень повезло ученикам самой Валентины Пересторониной, которым она передала эти великолепные навыки, являющиеся основой в изучении языка.

2017­-2018 учебный год был для Валентины Пересторониной очень урожайным на победы. Шесть ее учениц успешно прошли областной этап олимпиады по французскому языку — это Виталина Межевич, Анастасия Королева, Дарья Пронина (10-­й класс), Ангелина Белоусова, Екатерина Белова, Полина Вишневская (11-­й класс). Три из них победили на республиканском этапе — А. Королева, В. Межевич и П. Вишневская (она же победила на республиканской конференции научно­-исследовательских работ). Только учитель и ученики знают, какой титанический труд стоит за этими победами.

— Изучать язык в условиях отсутствия языковой среды очень сложно, — поясняет Валентина Федоровна. — Как вы думаете, сколько раз нужно пропустить языковую структуру через различные виды восприятия и воспроизведения, чтобы усвоить? В среднем 400 раз — услышать, воспроизвести устно и письменно.

В 2006 году в гимназии при поддержке Посольства Франции в Беларуси была открыта билингвистическая секция, где на французском преподают историю, литературу Франции и социально-­экономические науки для учащихся 8—11­-х классов (в республике всего восемь таких секций). Выпускники получают сертификаты уровня В2, удостоверяющие высокую степень знания языка.

В том же году был создан франкофонный театр, которым руководит Валентина Пересторонина вместе с преподавателем Верой Корнелюк. Коллектив ежегодно участвует в республиканском смотре франкофонных театров, на котором дважды завоевывал главный приз — диплом лучшего актера или актрисы и поездку на стажировку во Францию с проживанием в семье. В 2018 году лучшей актрисой стала Полина Вишнев­ская, в предыдущие годы лучшим актером — гимназист Андрей Кулиев, которого В. Пересторонина обучала с 1­-го класса. За время существования коллектив удостаивался дипломов «Яркий актерский ансамбль» (его получил первый состав театра) и «Самый смелый спектакль» (где актеры работали с куклами). По словам руководителя, участие в фестивале помогает детям мотивироваться, ощутить востребованность знаний языка.

— Для изучения языка хороши различные методы, учебник — это лишь канва, на которую нужно опираться. А как подать материал для лучшего усвоения, как сформировать произношение — это уже полностью творчество учителя, — считает Валентина Пересторонина. — Мы поем, танцуем, читаем стихи, ставим спектакли, делаем постановки в стиле рэп, играем, готовим научные работы, презентации. В преподавании приветствуются все виды деятельности, способствующие формированию реального представления о культуре страны, жизни людей, а это в свою очередь помогает развитию разносторонней личности.

В. Пересторонина воспитала не только десятки победителей олимпиад, но и просто успешных людей, и рада достижениям каждого. Многие выпускники выбирают специальности, не связанные с французским, где язык становится одним из ин­струментов, помогающих в жизни. Полина Вишневская в 2018 году стала студенткой факультета искусствоведения Санкт­-Петербургского госуниверситета. Тимофей Ляшкевич, сдав физику, математику, химию на французском, поступил в лицей в Лионе, готовящий к поступлению в самые престижные вузы Франции. Выпуск­ник прежних лет Алексей Железовский, окончив лингвистический вуз, а затем Академию управления при Президенте Республики Беларусь, работает на химическом комбинате в Светлогорске и когда общается по-английски и по­-французски, то удивляет своих партнеров.

Три ученицы Валентины Федоровны преподают французский в гимназии № 9 — это Елена Козлова, Светлана Сержантова и Оксана Земко.

Еще с начала 1990-­х в СШ № 36 (которой раньше являлась гимназия) практиковался обмен с французским лицеем, преподаватели имели возможность пожить в семьях и пообщаться с носителями языка. Валентина Пересторонина регулярно проходит стажировку во Франции. Это помогает ей понять лучшие стороны Беларуси и нашего образа жизни.

— Иностранцы имеют такое же количество проблем, как и мы, — поделилась размышлениями Валентина Федоровна. — К слову, люди европейского мышления ценят то, что имеют, восхищаются тем делом, которое делают, пусть даже обтачивают камни. Французы, приезжая в Беларусь, с восторгом смотрят на наши колодцы, деревянные резные заборчики. Побывав в разных странах, я осознала, что здесь, на Родине, у меня есть все, что мне нравится, — привычная еда, климат, работа, друзья, окружение, любимое дело.

Кроме десятков учеников, Валентина Федоровна воспитала двух дочерей, которые получили прекрасное образование, живут и работают в Минске.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Татьяна СОЛОВЬЕВА. Фото Олега Климовича.