Учитель. Доверие. Успех. Валентина Широкова мечтала создать школу, в которой было бы хорошо всем

Четверг, 04.10.2018 18:22 | Рубрика: Образование
07550
Валентина Широкова мечтала создать школу, в которой было бы хорошо всем — и учителям, и ученикам — не только для получения знаний, но и для жизни, радости и света. Как воспитать успешную личность? Как молодому гению не растратить свои таланты, а нынешнему выпускнику после школьной скамьи не разочароваться в жизни? Своими взглядами на образование, воспитание, профессию поделилась успешный педагог, опытный руководитель — директор витебской гимназии № 1 Валентина Широкова.


Успех воспитания складывается из доверия педагога к ученикам, его любви к своему делу и трудолюбия, считает Валентина Трофимовна. А она, как заслуженный учитель Беларуси, Почетный гражданин Витебска, «Человек года Витебщины-2012», знает, что говорит.

С 1994 года Валентина Широкова возглавляет гимназию, где могут действительно научить и воспитать достойную личность. Чтобы раскрыть секрет, как гимназии удалось завоевать и более 26 лет поддерживать высокий имидж, нужно вернуться к началу пути ее руководителя.

Где бы ни работала Валентина Широкова после окончания Гомельского госуниверситета — в институте усовершенствования учителей, городском отделе образования — она всегда мечтала вернуться в школу, к преподаванию русского языка и литературы. Многое в ее представлении о профессии изменила работа в школе в Германии, где она два года успешно преподавала русский язык (для чего пришлось вы­учить немецкий). Ее опыт работы с детьми в немецкой школе стал ярким подтверждением того, что доверительное отношение к детям может делать чудеса.

— При индивидуальном подходе можно максимально раскрыть способности и сделать успешным любого ребенка в той или иной области, — говорит Валентина Трофимовна. — Только это огромный, кропотливый труд. В моей практике было, что в начале школьной жизни ученики не были гениями, но работали над собой, прогрессировали, добивались высоких результатов и сейчас стали успешными специалистами. И наоборот — гении, отличники не всегда могут реализовать себя, если не работают над собой.

— Валентина Трофимовна, какие личные качества нужно иметь педагогу, чтобы воспитать успешную личность?

— Трудолюбие и настойчивость, веру в ученика, понимание ответственности за ребенка, умение завоевать авторитет. Для того, чтобы человек состоялся в жизни, важны и многие другие факторы — здоровье, отношения в семье, материальный достаток.

— Вы в школе были лидером?

— Да, была уж слишком активна. Мама даже ругала меня за это. Всегда была очень целеустремленной, ставила перед собой высокую планку и стремилась, чтобы все получалось хорошо. У меня развито чувство самолюбия, всегда хотелось быть успешной. Уж так я устроена.

— Часто нам, делая выбор, нужно разглядеть свой шанс или суметь вовремя отказаться. У вас был выбор между должностями завуча и директора?

— Да. Должность директора очень ответственна. Но поскольку я не могла знать, будет ли мой будущий начальник поддерживать меня в моих начинаниях и новаторских идеях, решила, что лучше самой, как говорится, стоять у руля. Ведь я мечтала создать свою школу.

В этом году практически все из 86 выпускников гимназии № 1, из которых 29 — золотые медалисты, поступили в лучшие вузы республики, сдав централизованное тестирование на высокие баллы. По его результатам гимназия вновь оказалась в числе лидеров. Треть из тысячи ее учащихся — отличники.

— В успехе гимназии есть заслуга всех ее педагогов, работа которых помимо умственных за­трат требует максимальной отдачи душевных сил и энергии. Как вы настраиваете коллектив?

— Мне очень повезло с коллегами — это творческие, активные, оригинальные и просто интересные люди. В коллективе поддерживаем атмосферу взаи­моуважения, мотивируем педагогов. С большой любовью принимаем молодых учителей, и их очень любят дети. Начинающие педагоги должны чувствовать, что их не бросили на гвозди, что они защищены — коллегами, администрацией. Жизнь меня многому научила в этом плане. Когда я сама работала вдали от семьи, которая жила далеко, в Гомельской области, то всег­да боялась подойти к директору попросить выходные, чтобы съездить домой. И тогда дала себе зарок: если буду руководителем, сделаю все, чтобы подчиненные не боялись ко мне подойти и сказать о своих проблемах. Надеюсь, так и получается. А еще лучше самой увидеть, что кому-то требуется моя помощь и поддержка. Тогда в ответ коллеги, когда нужно, заметят мое огорчение и озабоченность и при необходимости подставят плечо. Так и формируется наш коллектив — как одна семья. Нужно, чтобы в школе работали счастливые и самодостаточные люди. Даю возможность учителям отдохнуть на каникулах, всегда стараюсь входить в их положение. Сотрудники уходят из гимназии только на заслуженный отдых или в связи с переездом, текучести кадров практически нет.

— Валентина Трофимовна, кто из педагогов является для вас авторитетом?

— Я очень люблю Василия Сухом­линского, чьи принципы в педагогике основываются на доверии к ученику. Если человеку доверяешь, он готов сделать вдвое больше. И это касается всех сфер нашей жизни. Многие педагоги, в том числе Януш Корчак, Ян Амос Коменский, Шалва Александрович Амонашвили, доказали, что в мире все построено на любви. В книге «Как любить детей» Януш Корчак изложил принципы гуманистической педагогики, основанной на любви к ребенку, принятии его личности, склонностей и интересов. И это почти столетие назад! Помню свою первую учительницу Елену Петровну Ушкалову, которая стала для меня примером теплого, внимательного отношения к ученикам...

— Для учеников всегда важен образ учителя. Как вы думаете, от этого зависит восприятие предмета?

— Несомненно. У нас принято всегда хорошо выглядеть, быть прилично одетым, причесанным, конечно, иметь (или, по крайней мере, показать) хорошее настроение. Большую роль играет голос учителя, интонация. Ведь учитель — не тот, кто учит, а тот, у кого учатся.

— Вам приходится повышать голос на работе?

— Редко. Но я не столько повышаю, сколько говорю с другой интонацией, которую уже знают и ученики, и педагоги, и другие работники.

— Вы строгий руководитель и педагог?

— Да. Иначе быть не может. Но я знаю, что говорят обо мне: строгая, но справедливая. И это так. Спасибо, что меня понимают.

— Какие качества вы цените и что не терпите в людях?

— Обязательность и ответственность, требую, прежде всего, этого от себя и от других. Не приемлю непрофессионализм в любой работе, ненадежность человека, и, конечно, очень больно в душе, когда — нож в спину. Люблю открытых людей. Я сама такой человек.

— Валентина Трофимовна, расскажите о гимназии — чем был ознаменован для нее прошлый учебный год?

— Был, как и все предыдущие, ус­пеш­­­ным. Особенно порадовали наши ученики. На заключительном этапе республиканской олимпиады они получили 10 дипломов. Одиннадцати­классник Марк Корнейчик стал победителем двух международных олимпиад: завоевал золотую медаль на XIV Международной Жаутыковской олимпиаде и серебряную — на олимпиаде в Японии (по информатике). Это победа и его педагога Вероники Павловны Лактиной. Ученицы 10-го класса Полина Юшковская и Валерия Судиловская стали победителями республиканского конкурса Juniorskills Belarus 2018 по основам профессиональной подготовки учащихся. Работа шестиклассника Кирилла Герасимова «Футбол — интеллектуальная игра?» победила в международном конкурсе научных разработок школьников и студентов «Шаг в науку» в Чехии.

— Как гимназия восприняла новшества в системе образования, коснувшиеся поступления в 5-е классы?

— Мы продолжаем работать как гимназия, изучаем на повышенном уровне английский язык, с 8-го класса учащиеся распределяются по профильным классам, так как мы работаем по экспериментальному учебному плану Минобразования. Новшества коснулись отмены экзаменов в 5-е классы. В начальную школу к нам поступают дети из нашего микрорайона, остальные — в порядке очереди. Ежегодно у нас работают подготовительные курсы для 5-6-летних детей, и учителя рекомендуют родителям способных ребят подавать документы в гимназию. А состоятельность нового подхода к гимназическому образованию покажет время.

— Валентина Трофимовна, у вас получилось создать школу своей мечты?

— Исполнилась моя мечта или нет — судить ученикам. Для меня большое счастье, когда ребенок говорит: «Я так хочу в школу!», значит, ему здесь хорошо. Самое важное, что наша гимназия дает ребенку, — свободное владение иностранным языком и развивает личностные качества, которые помогают ему стать человеком мира. Это подразумевает хорошие знания по предметам, владение компьютерными технологиями. Гимназисты много путешествуют по странам Европы по образовательным программам. В нашей гимназии есть все возможности для развития творческих идей и начинаний и учащегося, и педагога. Все кабинеты оснащены современным интерактивным оборудованием, есть уникальный астрономический комплекс, 3D-принтер, хорошая спор­тивная база.

— Кем бы вы могли себя представить в жизни, если бы не были учителем?

— Учителем!!!

— Педагогу в любом возрасте нужно оставаться молодым, иначе не найдешь контакт с молодежью. Как этого достичь?

— Нужно соответствовать времени, находиться в постоянном развитии, быть открытым для всего нового и интересным детям, чтобы они принимали тебя. А еще — не думать, что ты всего достиг, не прекращать работать над собой. Дети дают нам колоссальный заряд бодрости и огромную энергию, общаясь с ними, учитель всегда остается молодым.

Автор: Татьяна СОЛОВЬЕВА. Фото Олега КЛИМОВИЧА.
Оставить комментарий
Текст сообщения*
Обновить Защита от автоматических сообщений