Штрихи к портрету: директор витебской гимназии №1 Валентина Широкова

logo
Пятница, 30.12.2016 15:17 | Рубрика: Общество
06489

Для директора витебской гимназии №1 Валентины Широковой 2016 год был примечателен такими важными событиями, как получение звания «Почетный гражданин города Витебска» и празднование 25-летия учебного заведения, дела всей ее жизни.

Перед юбилейным торжеством с В.Широковой десятиклассники (слева направо):
А. Дамирчян, М. Витковский и Я. Алексеева.

Валентина Трофимовна до сих пор не может привыкнуть к столь высокому титулу и говорит, что, когда узнала о предстоящем присвоении звания, смущена была невероятно. Несколько унять сомнения помогло только то, что для себя решила: это не столько ее личная заслуга, сколько итог признания труда всего коллектива, знак внимания местной власти и всего общества к учительскому труду, понимания его важности и значимости для будущего государства.

Мы встретились с ней уже после праздничного юбилейного мероприятия гимназии, когда начались каникулы. Но в каждом классе здесь шла привычная работа, вернее, подготовка к областным предметным олимпиадам.

Директор очень тепло отзывается о своих коллегах, предшественниках и ветеранах педагогического труда, что очень четко прослеживалось и в ходе юбилейного праздничного мероприятия, которое прошло в заполненном актовом зале медицинского университета. Говорили о многом. За 25 лет пройден действительно большой путь по совершенно непроторенной дороге, учебное заведение нового типа создано и успешно развивает способнос­ти и таланты детей, превращая их за годы учебы в гимназии в твердые знания, готовность к взятию новых жизненных высот. И из всего множества затронутых тем я попыталась лишь несколькими штрихами нарисовать портрет руководителя и педагога Валентины Широковой.

Только возвышать учителя

— Я очень горжусь своими коллегами, — подчеркивает Валентина Трофимовна, — радуюсь, что они всегда поддерживают позитивный настрой, со вкусом одеты, во всем являются примером для детей. А ведь жизнь учителя очень сложна. В нашей гимназии это чувствуется особенно. Мы участвуем во всевозможных конкурсах, олимпиадах, конференциях, в том числе и международного уровня, и так далее. Детей к таким соревнованиям-состязаниям надо подготовить. А это дополнительная работа, потому педагоги с личным временем, затратами сил и эмоций не считаются. Чем их отблагодарить, как оказать знаки внимания и понимания? Премиями? Безусловно, но они очень небольшие. Активно используем меры морального стимулирования. В 2015 году 33 педагога награждены почетными грамотами. Учитель-методист Алла Моралина стала лауреатом звания «Человек года Витебщины — 2015». Три педагога поощрены премией Специального фонда Президента Республики Беларусь за личный вклад в развитие способностей талантливой молодежи. Список можно продолжать. А еще я стараюсь отблагодарить коллег за труд предоставлением во время каникул дней отдыха, методических дней, чтобы они могли сделать какие-то личные дела, отдохнуть, просто иметь возможность почитать. И делаю это в такой форме, чтобы учителю ни в коем случае не пришлось просить отгул с дрожащими руками. Наши педагоги знают, что всегда, стараясь много работать ради развития и успехов детей, при необходимости они получат от администрации такую же безусловную поддержку и благодарность за труд, поиск и творчество.

Не рубить с плеча

— Всегда говорила и говорю, что любую работу нужно выполнять спокойно и продуманно, — подчеркивает собеседница. — Новации меня насколько привлекают, настолько и пугают, ведь сначала надо все взвесить, узнать, просчитать, сверить с чужой, может быть, даже зарубежной практикой. Наработано в мире очень много. Внедрять новые подходы в образовании нужно тем более очень осторожно: изменение количества лет обучения, введение огулом, в каждой школе, профильных классов и последующая отмена профильного обучения, затем иные подходы к тестированию, измерению конечных знаний учащихся… Мы ведь работаем с детьми, живым, еще незрелым материалом. Так что стараемся смягчать возможные последствия каких-то внешних решительных изменений, не торопиться, не навредить. Но не все в силах педагогов на местах.

Впрочем, у нас много и внутренних новаций. Например, после того, как убра­ли профильное обучение, в гимназии мы правдами и неправдами оставили обучение на повышенном уровне. И не на третьей ступени, в 10-11-х классах, а с 8-го класса, потому что нам без этого никак. И в момент возвращения к профильному обучению мы тут же изъявили готовность поучаствовать в эксперименте по допрофильной подготовке. Министерство образования разрешило это лишь десятку школ в республике. Два года участвовали в этом эксперименте, а в этом году у нас уже инновационная площадка по новым учебным планам. Это лишь один пример продуманного подхода педколлектива к работе.

Право на требовательность

У заслуженного учителя Республики Беларусь Валентины Широковой очень мягкий голос, она ни при каких обстоятельствах не повышает его, но относит себя к руководителям требовательным. Почему у нее есть такое право? А потому что директор в первую очередь очень требовательна к себе. Она может взять ответственность на себя, не станет ссылаться на то, что, мол, что-то не выполнил заместитель и так далее. Директор умеет и отсечь что-то из излишних внеш­них, порой не очень рациональных требований. Вся работа рассчитана на получение наивысшего результата в образовательной, воспитательной сферах. И когда он просчитан и достижим, так и будет, даже если надо преодолеть невероятные трудности.

Коллектив тогда состоится, когда видение стратегии есть у его руководителя, утверждает Валентина Трофимовна. Плюс к ее реализации надо умело подключать и расставлять кадры. Это еще одна из формул успеха гимназии №1.

Достучаться до ребенка

Конечно, во многом заданный результат педагогов гимназии №1 достигается за счет отбора учащихся — дети сдают в 5-й класс вступительные экзамены, они должны быть изначально мотивированными на напряженную учебу. Но, как говорит Валентина Трофимовна, натасканности на успешную сдачу экзаменов избежать не удается. И впоследствии мотивированность надо поддерживать всеми возможными средствами.

— Главное — уважительное отношение к ребенку, педагогу, родителю, работа в одной команде, — считает руководитель. — Ученика в сложных ситуациях надо поддержать, не унизить перед всеми в случае какой-то проблемы, а пригласить к себе, выслушать, понять, достучаться до его души. Поверьте, до наших детей можно достучаться! Это отнюдь не значит, что мы не применяем меры наказания (безнаказанность развращает), что не ругаем ребят. Но делать это надо так, чтобы человеческое достоинство не было задето. С этим важным и высоким чувством наши дети должны выходить во взрослую жизнь и всегда сохранять его при любых жизненных испытаниях, с глубоким уважением относиться к другим людям, независимо от их статуса.

Любовь к своей гимназии

У Валентины Трофимовны большой послужной список, богатая профессиональная биография. Она на два года была командирована для работы в школе Германии. Работала и в городском отделе образования, и в институте усовершенствования учителей. Но всегда хотела вернуться в школу, к преподаванию своих любимых предметов — русского языка и литературы. И вернулась, возглавив гимназию в 1994 году и сменив ее первого директора и создателя (на базе СШ №15) Феню Михайловну Хурс. Опыт управленческой работы тоже был полезен, она делает выводы и из негативного результата. Но, говорит, самые счастливые моменты жизни — это когда идет к ребятам, ведет уроки. О времени, затраченном на подготовку многочисленных бумаг, рутинную административную работу, жалеет. А любовь к своему предмету, любовь к гимназии ее переполняет. И уже кажется, улыбается Валентина Трофимовна, что она нигде, кроме гимназии, до этого и не работала.

Также горячо любят свое учебное заведение ребята, его выпускники. Это очень рельефно проявилось в ходе реализации к 25-летию проекта «Лента времени». Более 200 выпускников разных лет, а всего их полторы тысячи, написали письма-признания в любви к гимназии и педагогам. На юбилейном вечере их озвучивание было таким трогательным, искренним, что понимаешь: именно в такие моменты педагоги и получают самую дорогую оценку своего труда.

Валентина Трофимовна утверждает, что не имеет права показывать свою слабость, усталость, пессимистичное настроение: пусть люди лучше тебе завидуют, чем жалеют. Но слезы радости, умиления она скрыть не в силах. Рассказывает, что заплакала тогда, когда на праздновании 80-летия Жореса Алферова в Санкт-Петербурге, в присутствии самых известных ученых мира, Жорес Иванович очень лестно говорил об уникальности первой витебской гимназии и талантах ее воспитанников.

Вот и перед началом праздничного вечера в ВГМУ встречавшая многочисленных гостей директор не смогла скрыть слезы при виде своего выпускника 2013 года, прославившего недавно гимназию на весь мир, золотого олимпийского чемпиона по прыжкам на батуте Владислава Гончарова.

Кстати, празднование прошло так же тепло и творчески, как протекает и вся повседневная жизнь гимназии. Было много гостей, добрых слов, подарков, чествований педагогов. Валентина Трофимовна сердечно благодарила и коллег, и детей, и родителей, и руководителей области и города — всех, кто на протяжении этих 25 лет способствовал плодотворной работе учебного заведения. Торжество стало и прекрасной демонстрацией всего того, что дает детям гимназия, развивая их музыкальные, танцевальные, певческие, ораторские и иные способности и таланты. Словом, гимназия №1 под руководством Валентины Трофимовны Широковой первая всегда и во всем. Пусть так это будет и дальше!

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Вера МУРАШКИНА. Фото Олега КЛИМОВИЧА.