Помогать учиться творчеству

Среда, 24.11.2010 10:00 | Рубрика: Образование
06653
Олег Костогрыз, член Белорусского Союза художников, творческого объединения «Витебская акварель» — выпускник художественно-графического факультета 1986 года (на снимке слева). Спустя три года альма-матер приняла бывшего студента, окончившего университет с красным дипломом, в новом качестве. И вот уже двадцать лет он преподает на худграфе композицию, графику, живопись.
С доцентом кафедры изобразительного искусства Олегом Костогрызом мы встретились в эстампной мастерской, где он консультировал своих студентов.
Олег Костогрыз — один из тех педагогов, на занятия к которому студентов влечет интерес, идут к нему с удовольствием. Как и он в свое время приходил на живопись к Анатолию Чмилю, на графику — к Леониду Антимонову.
— Я считаю, что мне повезло, они прекрасные педагоги и художники, — поделился Олег Даниилович.
Он уверен, что в педагогике самое главное не статусная позиция «учитель—ученик», а контактность, сложившиеся доверительные человеческие  отношения, которые позволяют преподавателю дать студенту нечто большее, чем грамота, азы будущей профессии.
— Пишут нынешние студенты не хуже, чем мы в свое время, — говорит с улыбкой Олег Даниилович. — Может быть, у нас академический рисунок был покрепче, но в композиции они очень интересны, более раскрепощены, потому что нет жестких требований и ограничений, как раньше. Тем важнее понимать, что многое зависит от культуры самого студента. А обязанность педагога — объяснить на примерах происходящего в искусстве, что есть ответственность художника за то, что он делает.
— В чем же заключается ответственность художника? — интересуюсь.
— Часто говорят, художник творит свой мир. Но я полагаю, что это просто красивая фраза, — остро реагирует Олег Даниилович. — Мир один, тот, в котором мы живем, и художник в моем понимании, не творец своего мира, а зеркало этого. Но зеркало может быть и кривым! А кривое зеркало может показать  уродливый образ! Важно понимать, что свобода творчества — это не вседозволенность. Ошибочно полагать, что существует право на абсолютную свободу. Гармония — это высшая целесообразность, красота — это функциональность в самом широком смысле слова. Профессионала ведет необходимость и сдерживает ответственность. Единой формулы ответственности, конечно же, быть не может. Жаль, что в искусстве немало безответственных и непрофессиональных людей.
В своем творчестве Олег Костогрыз обращается к общечеловеческим темам, его произведениям свойственна философская, иногда романтическая направленность. Он пишет маслом, акрилом, акварелью, работал в свое время над монотипией, занимался гравюрой.
Недавно в Художественном музее проходила юбилейная выставка живописи Олега Костогрыза, посвященная его 50-летию. И это была новая встреча с  художником, работы которого витебскому зрителю памятны по участию в проектах объединения «Витебская акварель», а также в сборных выставках в Центре современного искусства. Среди них — «Четыре весенних слова», «Мифологиум» и «Человек играющий», где он примкнул к близким по духу Олегу Захаревичу, Сергею Сотникову и другим художникам. Особенность этих проектов в том, что концепт каждой новой выставки определяет один из участников. И «Человек играющий» — выбор Олега Костогрыза. «Таким образом, в экспозицию «Человека играющего» были включены работы Павла Татарникова и Юрия Яковенко, ведущих белорусских графиков, представляющих Беларусь на европейских выставках, — поделился Олег Костогрыз. — Я не мог упустить  возможность впервые показать их в Витебске».
Олег Костогрыз считает, что просмотр выставок такой  же урок, как и занятия в факультетской  мастерской. Здесь он ведет учебные занятия, индивидуальную работу со студентами. Здесь же готовятся студенческие выставки графики, проводятся мастер-классы.
Олег Даниилович является  автором учебно-методических пособий «Графика. Образ, композиция, стиль», «Графика. От линии к образу» и ряда других.
Не случайно руководство художественно-графического факультета предложило открыть в рамках университетской программы учебно-творческую мастерскую под руководством Олега Костогрыза. Его наработки позволяют это сделать. Такой эксперимент станет первой попыткой создания на факультете авторских мастерских-классов и отправной точкой в формировании нового образа витебского худграфа.
Наталия КРУПИЦА.  Фото автора.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Оставить комментарий
Текст сообщения*
Обновить Защита от автоматических сообщений