На воздушной «дороге жизни», совершая полеты в Афганистан, работал штурман 339-го военно-транспортного авиаполка Геннадий Молявко

logo
Четверг, 20.02.2020 12:56 | Рубрика: Афганский излом
010885

Во время афганской войны, проявляя мастерство и мужество, летчики военно-транспортной авиации успешно выполняли задания по вводу и выводу советских войск, обеспечивали работу сложного армейского хозяйства.

Семилетнему Матвею есть кем гордиться. Его прадедушка, Алексей Семенович Медведев, прошел всю Великую Отечественную войну, был награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды (дважды), Отечественной войны II степени, медалью «За взятие Кенигсберга». Дедушка мальчика – Геннадий Васильевич Молявко – воин-интернационалист, ветеран прославленного 339-го военно-транспортного авиационного полка.

Для своего времени самолет Ил-76 был лучшей в мире машиной военно-транспортной авиации. Этот гигант и сегодня, модернизированный по последнему слову техники, исправно несет службу. Именно так уважительно отзывается о надежном «боевом друге» летчиков и десантников майор Геннадий Молявко.

Геннадий Васильевич родом из Лепеля. Уже с седьмого класса средней школы, сделав свой выбор однажды и навсегда, целенаправленно готовился к армейской службе. Окончил Ворошиловградское (ныне Луганское) высшее военное авиационное училище штурманов имени Пролетариата Донбасса и в 1981 году был направлен в Витебск. Для Геннадия Молявко 339-й военно-транспортный авиационный полк стал единственной воинской частью на все долгие годы службы.

Уже на практике молодой лейтенант добросовестно постигал секреты штурманского дела. Профессия эта чрезвычайно ответственная. Успешное выполнение заданий в целом (боевых, правительственных или для нужд народнохозяйственного комплекса), в том числе обеспечение доставки или точности десантирования бойцов, грузов, безопасность членов экипажа, а нередко и 250 пассажиров на борту (десантников, гражданских лиц) – все это во многом, а порой и главным образом зависит от мастерства штурмана, его знаний, навыков, интуиции.

В каких странах побывал Геннадий Васильевич, поднимаясь в воздух с родного витебского аэродрома? «Легче сказать, где нас не было», – улыбается ветеран. Летал на Кубу, во Францию (а именно – в Париж), Анголу, Эфиопию, Монголию, Китай и другие страны. А еще – в Индию и США, доставляя спецоборудование во время визита Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева. Особенно сложные посадки и взлет на аэродромах в горячих точках, где нет должного навигационного сопровождения. Бог миловал от катастроф. При посадке на аэродром Каира, когда доставляли на родину из Эфиопии 225 военнослужащих, возникла серьезная нештатная ситуация. Экипаж во главе с майором Моисеевым, пережив колоссальное напряжение, с честью выдержал это испытание.

Штурман корабля, затем отряда и наконец 2-й эскадрильи – таковы должности Геннадия Васильевича за все время службы в полку. Например, поднимается в воздух эскадрилья – все 10 машин с интервалом взлета 1 минута 30 секунд. На земле, когда служил в своей наивысшей должности, Геннадий Васильевич отвечал за штурманскую подготовку летчиков всех девяти самолетов (в десятом, головном, летит он сам), в воздухе – за свой корабль и эскадрилью. После приземления расслабляться нельзя, пока не вырулят на стоянку все крылатые гиганты.

С 1984 года старшего лейтенанта Геннадия Молявко привлекали к «афганской» работе. Летал туда с пассажирами на борту и после вывода войск, когда не было армейского обеспечения безопасности полетов. Во время боевых действий доставляли на аэродром Кабул личный состав, боеприпасы, оружие, топливо, продовольствие, технику, хозяйственные грузы. Сегодня мы узнаём многое про то, как работали на афганских «дорогах жизни» наши героические советские люди – в воздухе, когда летели в самолетах, и на земле, когда ехали в колоннах.

«Заход по-афгански» – так называется сложный и опасный маневр посадки самолета при вхождении над землей в зону безопасности – пятикилометровую территорию вокруг Кабула, контролируемую подразделениями советских войск. На расстоянии четырех километров от высокогорного кабульского аэродрома груженая махина Ил-76 с высоты 8000 метров, с вертикальной скоростью более 30 метров в секунду (нормальная – 10 метров в секунду), по спирали в два витка, с креном в 45 градусов против обычных 20, отстреливая инфракрасные пиропатроны на случай выпущенного душманом «стингера», должна была благополучно сесть на землю. Быстро разгрузиться, принять на борт людей – и снова в воздух по тому же принципу, чтобы уступить место следующему самолету (на Афган работала вся советская ВТА).

А дома ждали супруга и дочь, не зная, что глава семьи летает на войну. Переживали, поскольку работа летчика сама по себе сопряжена с опасностью. И радовались, когда Геннадий Васильевич возвращался из очередной командировки. Да и то сказать: сразу становится веселее, когда в доме за дело берутся настоящие мужские руки.

Член городской организации «Братство» Белорусского союза ветеранов войны в Афганистане, Геннадий Молявко свято почитает духовные устои своего боевого содружества. Каждый год 15 февраля вместе со всеми склоняет голову перед памятником «Боль». А внучок подрастает в атмосфере воинской доблести. Как же иначе, если у Матвея прадедушка и дедушка – героические люди!

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Виталий СЕНЬКОВ. Фото Владислава АНДРЕЕВА.