Три долгих года Шумилинщина находилась под немецко-фашистской оккупацией

logo
Понедельник, 06.04.2020 12:40 | Рубрика: Обелиск у дороги
02075

Шумилинщину враг оккупировал в начале июля 1941 года. Фашисты расстреляли, сожгли, замучили около двух тысяч жителей, уничтожили 133 населенных пункта из 342, имевшихся перед войной, угнали на каторжные работы в Германию около 800 человек, сожгли вместе с жителями 8 деревень.

Три мучительно долгих года Шумилинщина находилась под оккупацией. На территории района развернулось мощное партизанское сопротивление, существенно подорвали силы врага юные мстители Обольского комсомольского подполья.

Свидетельством кровавых освободительных боев, начавшихся в ноябре 1943-го, стали 58 братских захоронений, одно из которых расположено на республиканской трассе Р‑20. На братском кладбище у станции Ловша в агрогородке Никитиха захоронен 631 военнослужащий. Имена всех бойцов установлены.

Братское кладбище появилось после боя за станцию Ловша в первый день операции «Багратион» 23 июня 1944 года. В журнале боевых действий 6-й гвардейской армии отмечаются «действия час­тей 51-й гвардейской стрелковой дивизии за овладение узлом сопротивления немцев в районе Добрино» (деревня, расположенная вблизи Ловши), который являлся серьезным препятствием на пути к Западной Двине. Командир 51-й гвардейской стрелковой дивизии поставил задачу 158-му гвардейскому стрелковому полку обойти противника и обеспечить продвижение основных сил. Полк скрытно, по кустарникам и болотам, подошел к станции Ловша, неожиданно для немцев ворвался на станцию и овладел ею. Была организована круговая оборона, позволившая отбить несколько контратак противника и содействовать успешному наступлению 23-го гвардейского стрелкового корпуса на Шумилино.

Особенно жестокие бои велись в местах сильных немецких укреплений — вдоль железной и автомобильных дорог, на господствующих высотах. Солдаты и офицеры погибли, сражаясь в боях на территории деревень Ловша, Барсуки, Залужье, Куряки, Юрово, Дворище и других.

В 1960 году сюда перезахоронили останки воинов из захоронений в окрестных деревнях.

Вечный покой освободители нашли в братской могиле шириной два и длиной семь метров. В 1965 году над захоронением воздвигнут четырехметровый обелиск, увенчанный красной звездой. На гранитных плитах высечены имена военнослужащих, а сама братская могила обнесена металлической оградой.

В 2008 году была произведена реконструкция памятника, и братское кладбище обрело обновленный вид. Школьники следят за тем, чтобы место памяти всегда оставалось ухоженным.

«Я этот небесный квадрат не покину…»

Поклониться памяти отца приезжает из России дочь летчика Игоря Посохова Эльвира. Имя этого офицера долгое время значилось в списках пропавших без вести. Вернуть миру героя помог случай…

2 сентября 1962 года около деревни Плиговки неподалеку от трассы Витебск—Полоцк экскаваторщик совхоза «Ловжанский» Иванов вместе с помощником Пименовым производили мелио­ративные работы. В болоте на глубине около двух метров ковш наткнулся на обломки самолета. В кабине сохранилось тело летчика. Узнать погибшего помогли документы и вещи, которые обнаружили при нем, — орден Красного Знамени, пис­толет ТТ, карта, записная книжка, ­письма. Была еще фотокарточка маленькой девочки. Из полетного листа видно, что самолет Ил‑2 в один из июньских дней 1944 года летел выполнять боевое задание на точку 153. Какое — неизвестно, так как направление маршрута не указывалось в целях безопасности.

Благодаря обнаруженному удостоверению выяснилось, что звали погибшего Игорь Павлович Посохов. Копия удостоверения хранится в школьном музее, партийный билет был передан в Шумилинский райком партии, орден Красного Знамени и документы — в райвоенкомат, а затем часть документов — в Витебский историко-краеведческий музей. Примечательно, что тогда житель деревни Плиговки, участник Великой Отечественной войны, собрал каркас затонувшего самолета.

Летчика захоронили на братском кладбище советских воинов недалеко от железнодорожной станции Ловша. О том, что найдены останки отца, Эльвира узнала из объявления советского радио «Последние известия». Дочь летчика вместе со своей матерью Валентиной и племянницей отправилась в Беларусь. Валентина Мироновна отказалась от предложения перезахоронить останки супруга в Москве или на родине в городе Ярославле. С тех пор дочь летчика периодически бывала на братском кладбище в Никитихе. Приезжали на его могилу и рабочие Яро­славского металлообрабатывающего завода, где Игорь Посохов трудился до войны слесарем. Школьники вели переписку с родными летчика.

…Летом 1944-го, перед операцией «Багратион», советская авиация господствовала в воздухе, наносила удары по вражеским коммуникациям, переднему краю противника.

Эскадрилья и вся авиадивизия, в составе которой воевал И. Посохов, выделялись активными боевыми действиями по освобождению Витебска и области. Летчики 335-й штурмовой авиадивизии, которой было присвоено звание Витебской, делали по пять и более боевых вылетов в день.

Задача — разбомбить Полоцкий железнодорожный узел, где было много немецкой техники и личного состава.

Утром 23 июня 1944 года Игорь Посохов вместе с лейтенантом Николаем Платоновым на штурмовиках Ил‑2 вылетели в сторону Полоцка. Наши летчики наносили по врагу бомбовые удары, обстреливали из пулеметов колонны фашистских войск, а в воздушном бою сбили два самолета противника. Блестяще выполнив боевое задание, возвращались на базу. Однако над железнодорожной станцией Ловша их самолеты подверглись сильному зенитному обстрелу. Штурмовик Игоря Посохова загорелся и на огромной скорости врезался в болотный массив.

Из воспоминаний друга Игоря Посохова Николая Платонова: «Мы вылетели с аэродрома, и уже на высоте нескольких десятков метров Игорь скрылся из виду. Он держал связь по радио с командиром соединения. С помощью рации наведения на цель вышли точно. Один заход, другой, третий… Видим, как взрываются под нами ящики со снарядами, орудия, как разбегается пехота… И в этот момент из облаков прямо на нас вывалилась четверка истребителей «Фокке-Вульф». Последняя команда, которую я услышал от ведущего: «Николай, держись!»

Навечно остались на освобожденной земле

На мраморных плитах — 631 фамилия. 631 человеческая жизнь. 631 смерть. Якутск, Тамбов, Саратов, Смоленск, Горький, Вологда, Киров, Курск, Воронеж, Куйбышев… География Победы. Цена нашей с вами свободы. И даже сегодня не о каждом из погибших есть информация, но каждый из них, несомненно, герой.

Александр Левин до войны жил в деревне Еслуновка Манского района Красноярского края, а погиб в деревне Цавьи Шумилинского района —за пять тысяч километров от родного дома. Хотел ли он жить? Конечно, хотел. А еще — любить, мечтать, иметь детей. Но еще больше — избавить землю от фашистского нашест­вия. Потому что без этого невозможно было ни первое, ни второе, ни третье. Он честно и бесстрашно сражался. В армию был призван 9 июля 1941 года. В августе 1943-го гвардии лейтенант Левин был награжден орденом Красной Звезды. В наградном листе содержится описание подвига офицера: «Во время наступления советских войск в Смоленской области 13 августа 1943 года А. З. Левин во главе своего взвода просочился в тыл противника, уничтожил до 40 солдат противника, блокировал 1 ДЗОТ, уничтожил 1 станковый пулемет противника. С группой бойцов захватил 28 немцев в плен». 15 августа Александр Зиновьевич в боях был ранен. А 23 июня 1944 года убит. Похоронен в деревне Цавьи, а в 1960 году прах воина перенесли в братскую могилу на станции Ловша (агрогородок Никитиха).

Командир взвода роты автоматчиков 148-го стрелкового полка 47-й стрелковой дивизии старший лейтенант Александр Зиновьевич Левин посмертно награжден орденом Отечественной войны II степени. В представлении к награждению говорится: «При выполнении боевого задания по прорыву оборонительной полосы противника товарищ Левин показал себя исключительно храбрым и мужественным в борьбе с немецкими захватчиками. Прорвав линию обороны противника, товарищ Левин стал успешно преследовать противника, при этом на пути отступающего противника уничтожил до 11 солдат. Форсировал реку Оболь. Товарищ Левин храбро погиб в борьбе с немецкими оккупантами».

…Рядовой Василий Безуглов, родом из Белгородской области, писал своей сестре Ольге в Курскую область: «Я, сестра Оля, пропишу тебе о своих успехах. Я получил награду — орден Славы и медаль «За отвагу» — и на днях буду вступать в бой. Но не знаю, какое будет счастье. Но все же думаю, что мое счастье должно быть, ибо немецким мерзавцам не быть на нашей земле. Мы их уничтожим всех до одного…»

Рядовой погиб в деревне Вербели 23 июня 1944-го. В тот же день не стало и младшего сержанта Дмитрия Гонды. А еще в апреле он писал близким: «Здравствуйте, родные отец, мать, Поля, Шура! Вначале хочу сообщить, что сегодняшний день считаю самым счастливым за все время войны, потому что получил сразу три письма из дома. Я рад, что вы все живы и здоровы, одно только плохо, что Марию немцы угнали в Германию. Когда я это прочитал, то даже заплакал. Также я очень рад, что вы не сидите без хлеба и имеете немного скота в хозяйстве… О себе напишу в следующем письме. Крепко целую всех. Ваш Митя».

Близкие так и не дождались следу­ющего Митиного письма. И еще более 600 фронтовых треугольников так и не порадовали родных в тылу.

Так маленькая точка на карте необъятного Советского Союза навек связала освободителей, объединила наши страны, города и судьбы. И уже никому и никогда не разорвать эти нити.

За помощь в сборе информации для создания материала благодарим Шумилинский историко-краеведческий музей и выпускника Никитихинской СШ Александра Исаева, написавшего научную работу о жизненном и боевом пути Игоря Посохова (руководитель Наталья Головачева).

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталья ЧЕРНИЧЕНКО.