Ютились в землянках, в стройбригадах работали женщины. Как восстанавливали жилфонд Витебщины после Великой Отечественной войны

logo
Четверг, 06.02.2020 12:40 | Рубрика: Беларусь помнит
03679

«Бьется в тесной печурке огонь...» Уже первые эти строчки напоминают всем знаменитую песню «В землянке». Она была написана в 1941 году, и с тех пор в народную память землянка вошла как своеобразный памятник и спутник Великой Отечественной войны.

Впрочем, тепло «от негасимой любви» жило и в землянках «тыловых», да еще долго, долго в мирное время – после Победы, землянки оставались символом послевоенного неустроенного домашнего очага. Дело в том, что не только народное хозяйство Витебской области претерпело масштабные разрушения, большая часть жителей Витебщины осталась без жилья. Особо пострадавшими оказались Витебский район, где было разрушено и сожжено 98 процентов жилья, Суражский – 93, Дубровенский – 86, Лиозненский – 84 и Меховский – 60 процентов. Поэтому одной из важнейших задач после освобождения Витебской области от немецко-фашистских захватчиков помимо возрождения экономики и сельского хозяйства было восстановление и постройка новых домов, расселение людей в пригодные для жилья помещения. Для этого в освобожденных районах на первых порах сооружались землянки, временно приспосабливались под жилье различные помещения, и одновременно началось восстановление разрушенных и строительство новых домов.

За первый после оккупации год в Витебской области было восстановлено и построено более 10 тысяч жилых домов. Однако, несмотря на принимаемые меры, на 20 июля 1945 года в области все еще проживало в землянках без малого 17 тысяч семей!

В сельской местности строительство жилья затруднялось отсутствием строительных организаций. Имели место случаи, когда строительные бригады состояли исключительно из женщин. Например, в колхозе имени Чкалова Оршанского района строительная бригада состояла из 6 женщин, которые в 1945 году построили 8 домов и изготовили 11 срубов. Создавались строительные бригады и из комсомольцев. Так, в 1944 году в одном из колхозов Уновского сельсовета Лиозненского района была создана комсомольско-молодежная строительная бригада, состоящая из 12 человек, возглавил ее 17-летний комсомолец Николай Кузьменков. За период с 1944 по 1947 годы бригада возвела 48 домов, молотильный сарай, конюшню на 50 голов, два амбара, свинарник, и все семьи, проживающие в землянках, были переселены в собственные дома. За достигнутые успехи бригаде были вручены Красное Знамя Центрального комитета ЛКСМБ и денежная премия в размере 2 тысяч рублей, а бригадир был награжден медалью «За доблестный труд».

В первую очередь колхозы строили жилье для семей фронтовиков и партизан, погибших в войну, военнослужащих и инвалидов. Семьи, имевшие трудоспособных, частично или полностью возводили дома сами. Кстати, первоначально именно в 1947 году правительство СССР планировало завершить строительства домов для сельского населения, проживающего в землянках. Однако это задача оказалась невыполнимой: не хватало рабочей силы, транспорта, строительных материалов и даже такого простейшего инструмента как топоры и пилы. Как свидетельствуют архивные документы, качество строительства домов было низким. В большинстве из них не было печей, вторых оконных рам, пола, дверей.

Как правило, в землянках проживали в основном семьи, не имеющие трудоспособных лиц. Так, например, в списке семей, утвержденных Городокским райисполкомом на строительство домов за счет государства, на 1947 год значилась Екатерина Сидоровна Крощенко, которая проживала в землянке с двумя детьми в возрасте до 16 лет, а четыре ее сына погибли на войне; в Меховском райисполкоме в списке значилась Елизавета Миновна Ефименко, муж и четыре сына которой погибли на войне, три сына погибли и у Татьяны Осиповны Детковой, как и у Марии Романовны Нагибовой. В список семей на строительство домов Лиозненским райисполкомом была включена Мария Николаевна Шахмет, у которой три сына погибли на фронте, один – в партизанах, а два сына еще находились в рядках Советской Армии.

Проживали люди в землянках и в самом Витебске. Так, в решении исполкома Первомайского райсовета депутатов трудящихся от 1 октября 1947 года указано, что на территории района проживают в землянках 27 семей, в том числе работники фабрики имени КИМ, СМУ № 5 и других организаций.

И запланированный срок перевода людей из землянок к 1951 году также не был выполнен. Вообще, на территории БССР проблема с отсутствием жилья самой острой была в Витебской области, как наиболее пострадавшей в годы оккупации. Об этом свидетельствует постановление Совета Министров БССР от 17 июня 1952 года «О завершении строительства жилых домов для семей, проживающих в землянках и на подселении», в котором указано: «На 1 июня 1952 года еще осталось проживать в землянках и на подселении: в Витебской области – 863 семьи, в Гомельской – 397 семей, в Могилевской – 354, в Полоцкой – 248, в Пинской – 145, в Бобруйской – 95, в Минской – 76 семей».

Последнее из обнаруженных решений Витебского облисполкома, в котором упоминается слово «землянка», датировано 5 ноября 1957 года.

Урон, нанесенный фашистскими агрессорами нашей стране, и в частности Витебской области, был настолько огромным, что переселение людей из землянок завершилось только в конце 1950-х годов. В 1958 году в Витебской области продолжали проживать на подселении 1330 семей и 3270 – во времянках. Низкий поклон людям, перенесшим тяготы послевоенной жизни, в нечеловеческих условиях вырастившим детей и тяжелым физическим трудом возродившим из пепла экономику нашей страны!

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Елена Михайловна БОНДАРЕВА, заведующий отделом информационно-поисковых систем и автоматизированных архивных технологий Государственного архива Витебской области.