Сербского музыканта и кинорежиссера, известного в мире автора фильмов «Черная кошка, белый кот», «Жизнь как чудо», «Время цыган», «Аризонская мечта» и других фильмов, обладателя Золотой пальмой ветви Каннского кинофестиваля «Славянский базар в Витебске» принимал впервые.
Известие о приезде Эмира Кустурицы, этого великого мастера иносказаний, создателя аллегорических картин, невольно вызвало к жизни сравнение с творчеством нашего Марка Шагала. Оно мимолетное, это первая внезапная ассоциация, показалось: Кустурица очень подходит нашему городу!
В Дом кино, где прошла презентация последнего фильма кинорежиссера «По Млечному пути», Эмир Кустурица пришел пообщаться со зрителями и журналистами. И на вопрос, успел ли он побывать в Музее Марка Шагала, Эмир ответил шуткой: «Я много работал, как Шагал!», но визит в музей запланировал.
— Когда моя дочь узнала об этой поездке, она воскликнула: «О, ты едешь в Витебск, где родился Шагал!» Я счастлив, что здесь нахожусь, потому что люблю вашу страну, — добавил Эмир Кустурица. К слову, он приезжал несколько лет назад в Минск на фестиваль «Листопад».
Фильм, прошедший в рамках кинопрограммы, — это третье обращение кинорежиссера к больной для него теме войн 1990-х в Югославии. И вместе с тем, кино снято в свойственной ему фантазийной, притчевой манере. Зрители увидели на экране историю любви сельского чудака Косты и красавицы-итальянки, зародившейся на губительной почве боснийской войны, историю, основанную на реальных событиях и множестве фантазий кинорежиссера. Женскую роль в фильме исполнила итальянская кинозвезда Моника Беллуччи, а Косту сыграл сам Эмир Кустурица.
Первым делом он поинтересовался, понравилось ли кино.
К возгласам «Да!» свой комплимент добавила актриса драмтеатра имени Якуба Коласа Раиса Грибович, которая устремилась к Эмиру Кустурице с букетом цветов: «Вы замечательный режиссер, вызываете восхищение! Дайте-ка я вас обниму! Мечтаю сняться в ваших фильмах!» Не удивительно!
Кинорежиссер поделился размышлениями о своем кино, современном кинематографе, ответил на несколько вопросов.
— Фильм, который вы увидели, сделан на интересе, это сказка, романтическая реакция на войну. Современное кино — это новые формы и технологии. На кино сейчас очень сильно влияет Голливуд. Это такая эстетика, которой я не понимаю. Впечатления человеческой душе дают авторские фильмы, они требуют большой работы души. Многим современным картинам это не присуще. Авторское кино будет жить, уверен, но какое будущее у кинематографа — я не знаю.
— Как вам запомнилась работа в дуэте с Моникой Беллуччи?
— Моника всегда работала так, что именно красота ее была в центре. В авторском кино все по-другому. И она делала все, чтобы выразить характер, импрессию жизни. И камера именно это фиксировала. Моника была впечатлена, она мне призналась, что никогда в жизни так не работала, как со мной.
— В основу фильма положено какое-то литературное произведение, или это ваш фантазийный сценарий?
— Это мой сборник «Иностранец в браке», он послужил основой.
— Вы сравниваете кино с архитектурой. Почему?
— Потому что режиссер «строит» фильм. Видит все его конструкции, формы, которые люди потом не просто рассматривают, а чувствуют и изучают душой. Режиссер — архитектор души.
На вопрос о ближайших планах, Эмир ответил, что сразу из Витебска отправится в свою сербскую деревню Дрвенград, где в очередной раз организует фестиваль русской классической музыки «Большой» (этот праздник состоялся 14 —17 июля).
Действительно, плотный график. В Витебске Балканы зажигали. С большим, почти трехчасовым концертом в Летнем амфитеатре выступил не только организатор вечеров классической музыки, но и панк по определению, музыкальный хулиган Эмир Кустурица с проектом «Некурящий оркестр», а также его соотечественник, ныне живущий в Париже, хорошо известный музыкант Горан Брегович со «Свадебно-похоронным оркестром».
К моменту выхода Эмира Кустурицы и «Некурящего оркестра» во втором отделении, зал уже был хорошо наэлектризован Гораном Бреговичем и его «Свадебно-похоронным оркестром».
Все танцевали и пели вместе с Бреговичем, а на выступлении Кустурицы с оркестром хотелось просто беситься, а еще смотреть и смотреть на сцену. Потому что каждый номер был похож на сочиненное им кино — хулиганское, фантазийное, с сумасшедшинкой и невероятными аллегориями!
Это был супер-концерт, с драйвом от свалившейся свободы выражения чувств и эмоций — подарок всем, кто забыл, что значит быть детьми, играть, фантазировать. И, пожалуй, самый карнавальный «хит» в амфитеатре.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.