Валерий Леонтьев: «Уходить со сцены мне еще рано»

Валерий Леонтьев на юбилейном фестивале «Славянский базар в Витебске» возглавлял жюри XXV Международного конкурса молодых исполнителей эстрадной песни. Он также участвовал в бенефисе Максима Галкина, в открытии и закрытии фестиваля, успешно прошел и его сольный концерт в Летнем амфитеатре.

">
logo
Понедельник, 08.08.2016 14:41 | Рубрика: Славянский Базар в Витебске
22406

Валерий Леонтьев на юбилейном фестивале «Славянский базар в Витебске» возглавлял жюри XXV Международного конкурса молодых исполнителей эстрадной песни. Он также участвовал в бенефисе Максима Галкина, в открытии и закрытии фестиваля, успешно прошел и его сольный концерт в Летнем амфитеатре.

Родился Валерий Леонтьев в 1949 году в деревне Усть-Уса Коми АССР. Окончил режиссерское отделение Ленинградского института культуры имени Н.К.Крупской.

Стал известен в 1979 году после того, как получил I Премию на Всесоюзном конкурсе в Ялте за лучшее исполнение песен стран социалистического содружества.

Творческий союз с композитором Д.Тухмановым принес В.Леонтьеву Гран-при фестиваля «Золотой Орфей» (1980 год, Болгария). Получить поистине всенародное признание помогла работа с такими композиторами, как Р.Паулс, А.Пахмутова, А.Морозов, И.Крутой и другие.

Кроме многих успешных сольных программ, более 20 раз становился победителем в номинации «Певец года». В 1998-м на Площади звезд в Москве заложен именной знак Валерия Леонтьева. В 2000 году стал обладателем специального приза «Бог эфира». Входит в состав жюри Национального музыкального проекта «Главная сцена». Имеет государственные награды. В 2009 году удостоен Специальной награды Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко «Через искусство — к миру и взаимопониманию», имя певца увековечено на Площади звезд Международного фестиваля «Славянский базар в Витебске».

До сих пор все сольные программы народного артиста России В.Леонтьева проходят при полном аншлаге, на которые приходят зрители всех возрастов. Он по-прежнему в прекрасной физической и вокальной форме, так же молод, бодр и энергичен. Поэтому и на запланированном «Звездном часе» интерес журналистов к нему был повышенным.

— Вы давно на сцене. Много работаете, конечно же, очень устаете. Были ли мысли уйти со сцены? И что помогает восстанавливать силы?

— Да, когда устаешь, хочется все бросить. Но выспишься и снова готов ко встрече со зрителями. Я никогда не думал, что задержусь на эстраде на 40 лет. Но пока уходить рановато, уже втянулся, да и потенциал свой еще не исчерпал. Я из тех динозавров, которые начали петь в двадцатом веке и продолжают делать это в двадцать первом (смеется). Не уставать помогают какие-то успехи, а восстановить силы — общение с хорошими людьми, интересные книги, телепрограммы…

— А помните свое первое выступление в статусе профессионала?

— Конечно, помню. Было это холодной, можно сказать, лютой зимой 1972 года в деревне Лойма Республики Коми. Концерт проходил в здании бывшей церкви, которую переделали под клуб. Благо, что там остались печки. Отрыли в сугробах дрова, растопили печку, когда температура поднялась выше нуля, стали ждать зрителей, пришли человек тридцать. И я исполнял те песни, что звучали в эфире, пел, как перед огромным залом. И как теперь говорят — концерт прошел с большим успехом.

— Почему из вашего репертуара исчезают те или иные песни? И что, на ваш взгляд, нужно молодым исполнителям, чтобы быть востребованными, как и вы, более 40 лет?

— Уходят так, как уходят песни, связанные с трагическими событиями. Если о них напоминают на концертах, то возвращаюсь. Всегда надо чувствовать время и место, где и какие песни исполнять. Вот и в Витебске я исполнил всего три новые. И это, как показало время, потому, что публика ждет то, что ей близко. Ведь люди платят деньги, чтобы услышать, что им нравится. И они имеют на это право. Как, например, в 90-х годах я записал альбом «По дороге в Голливуд». Специально к нему было сделано сложное шоу, отснят клип. А зрители не приняли его, они вежливо хлопали в ожидании, когда будут «Светофор» и «Дельтоплан». Артисты ведь всегда в плену зрительских симпатий. А молодым для успеха, конечно же, нужен талант, искра божья, единомышленники, команда, а еще огромное желание петь. И надо уметь преодолевать трудности и переживать неудачи.

— У вас очень разнообразный график гастролей. Отличается ли публика одного государства от другого?

— Особых неожиданностей нигде не было. В Прибалтике более сдержанный зритель, только через 30 — 40 минут ситуация выравнивается. И особый какой-то репертуар не готовлю. Постоянно меняю сольные программы, обновляю, чтобы зритель не думал, что я застоялся. Ему надо показать, что ты работаешь, а не сидишь на пятой точке. Просто следует доносить до публики все в правильных пропорциях. А что может получиться, если обрушить на ее голову сразу, например, 20 новых композиций? Можно это и не комментировать. Надо постоянно чередовать 3 — 5 новых и не больше. Кстати, в Витебске зритель очень доверчивый, всегда на подъеме, придает артисту настроение своим приемом. Люблю сюда приезжать.

— Вас называют самым интеллигентным артистом даже коллеги. Верите ли в дружбу между артистами?

— Вполне. За все время ни с кем не подрался, не поскандалил, старался помочь, если кому-то это было нужно. Всегда откликался на приглашения принять участие в бенефисах и творческих вечерах коллег. И мне платили тем же. Вот и в прошлом году, когда в Сочи на «Новой волне» проходил мой бенефис, ни один артист не отказался участвовать в концертной программе. Все с удовольствием исполняли мои песни, переживали, поддерживали, силой их никто на сцену не тащил.

Правда, из-за гастрольных графиков так поддерживать дружеские отношения, как это принято у обычных людей, т.е. ходить вместе в рестораны, выезжать на пикники, ходить друг к другу в гости, не получается. Но переписываемся, болтаем по скайпу. У меня много друзей, и большинство не имеют отношения к шоу-бизнесу. Мне очень повезло с друзьями.

— В СМИ обычно появляются неприятные новости об артистах. Что такого неприятного или смешного появилось о вас в последнее время?

— В последнее время ко мне интерес пропал. Не было для этого повода. Вот в 90-е годы, когда желтая пресса становилась на ноги, пытались это делать многие, но не очень-то получалось. Тогда даже возник анекдот: встретились двое коллег-журналистов, и один просит другого, мол, помоги найти кандидатуру для интервью, утром надо сдать. А тот говорит: есть у меня знакомый, который поможет связаться с Леонтьевым. Нет, отвечает, провальное это дело. С Леонтьевым и ночь проговоришь, но ничего не скажет.

— Есть ли у вас песни, которые навеяны какими-то личными переживаниями? Вот, говорят, «Разноцветные кибитки» появились из-за романа с Марылей Родович?

— Я обожаю Марылю Родович, я ею восхищаюсь. Марыля — хороший человек и талантливый артист. Но романтических отношений никогда не было. С удовольствием вот и сейчас «отжюрил» в ее компании на конкурсе.

А что касается «было — не было», то на этот счет вспомнил такой случай. Как-то на концерте мне напоминают о песне, которая якобы называется «птичка, птичка». Больше ничего вспомнить не могут, но когда стали разбираться, то это оказалась «Ягодка моя...».

— Есть ли места в мире, где вас не узнают?

— Сколько угодно, ведь за рубежом я выступаю перед русскоязычной публикой, но лучше, чтобы узнавали…

— Вы смело идете к людям, выходите в зрительный зал. Это же очень опасно.

— Бывает, что и опасно. Как-то было — налетает на меня женщина, хватает за волосы, еле удалось оторваться. Но в основном мои поклонники — адекватные люди. А общение с публикой для меня очень важно.

— Слышали, что поклонники, зная вашу любовь к чтению, дарили книги на концертах. В Летнем амфитеатре вам также дарили какие-то пакеты. А что в них?

— Я пока не разбирал их, отсыпался. Но вроде были и книги. Раньше это делали чаще. Одна из последних, что подарили, — издание, посвященное Никола Тесла. Прочел с удовольствием. На гастроли всегда тащил в чемоданах книги.

Но сейчас в духе времени предпочитаю различные гаджеты, хотя обожаю шуршание страниц. Условия переездов часто не позволяют читать книгу в бумажном варианте.

— А как приспосабливаетесь к различным гаджетам, техническим новинкам?

— Конечно, чем старше, тем это делать труднее. Но я освоил их в необходимом для меня объеме. Мир помешался на этом. Как-то на отдыхе наблюдал забавную ситуацию. Представьте молодую парочку: вместе молча завтракают, молча идут на пляж, все делают не общаясь. Вижу их на пляже, находятся рядом, но не отрываются от телефонов и постоянно что-то пишут. Заинтересовался, стал ходить мимо, заглянул через плечо. Оказалось, что они переписываются друг с другом. До чего дошло!

— А если бы попали на необитаемый остров, что взяли бы с собой?

— Я бы взял все необходимое, чтобы смотреть сериалы. Лет 17 назад подсел на них. Куда бы ни шел, до последнего смотрю очередную серию. Люблю про звезды, галактики…

— А вот не хотите поменять свой имидж?

— Как-то сделал это на одном из концертов в Юрмале: поменял стиль одежды, постригся. Но многим это не понравилось. Да, я думаю, что каждый должен иметь такой имидж, какой ему больше идет. Многие стилисты отмечали, что теперешний имидж мне не стоит менять.

— Вы в хорошей физической форме. Сколько времени уделяете спорту?

— Столько, насколько позволяет время. Когда 50 минут, когда 15. А вот в Витебске из-за жесткого графика работы на это не было времени. Но спорт всегда у меня в почете.

— Многие звезды открывают вокальные школы. Например, есть такая у Аллы Пугачевой и других артистов. Планируете ли вы создать свою школу звезд?

— Нет, мне подобное неинтересно. Я не умею учить, у меня нет такого желания и даже мыслей на этот счет не возникало. Мне хочется еще петь самому.

— В этом году на «Славянском базаре» вы были председателем жюри молодых исполнителей. Что проще, на ваш взгляд: быть в жюри или конкурсантом?

— Конкурсантом быть сложнее, а членом жюри — ответственнее. Перед выходом на сцену сам всегда волнуюсь. Но вот посмотрел на нынешних конкурсантов — многие исполнители, несмотря на отсутствие опыта, умеют скрыть и волнение, и переживания. Как итальянка Элеонора Веккью, например. Вела на сцене себя уверенно, даже нагловато. И я был очень удивлен, когда узнал, что она сильно переживала, не верила в себя и после выступления в первый конкурсный день собирала чемоданы.

Я также всегда сильно переживал и в начале выступления, и свои поражения. Вспоминаю, как эмоционировал на конкурсе на Кубе, в начале 80-х. Если на «Славянском базаре» есть и третье, и второе, и первое места, и Гран-при, то там была лишь одна премия — Гран-при. Условием было — перед конкурсом в течение месяца объехать с концертами многие города и селения Кубы. Всегда закрывал эти концертные программы, зрители принимали на ура. А на конкурсе я пролетел, очень было обидно…

— Как вы относитесь к возмущению зрителей Летнего амфитеатра: мол, засудили... Да и со стороны других была подобная реакция. Это касается конкурсантки из Израиля.

— Каждый, кто сидит в зрительном зале, по-своему воспринимает выступление, а жюри оценивает конкурсанта профессионально. У меня в данной ситуации возник другой вопрос: кто отбирает на конкурс таких молодых исполнителей, которые никакого отношения к эстраде не имеют. Уже на этом этапе была допущена серьезная ошибка. Певцов с хорошими голосами было немало, но им нужно идти на кастинг в театр оперетты, а никак не на конкурс эстрады. Вот поэтому жюри и выставило низкие оценки обладательницам великолепного академического голоса из Израиля и Чехии — им нечего делать на конкурсе эстрадной песни. Им нужно строить другую карьеру. У жюри на этот счет не было разногласий. Как и в определении победителя: у Алексея Гросса все соответствовало требованиям эстрадного искусства, не было вульгарности, дешевки. Он произвел и на зрителей, и на жюри хорошее впечатление. Насчет его победы ни споров, ни противоречий не возникло. Победа Алексея Гросса — заслуженная.

На мой взгляд, в идеале, чтобы и члены жюри соответствовали жанру конкурса, а не были исполнителями романса, и тем более мюзиклов.

— Идет кампания по выборам в Государственную Думу. За кого из оппозиции вы отдали бы свой голос? И как относитесь к запрету выезда на конкурс в Юрмалу некоторых российских артистов?

— В любой стране оппозиция должна быть. Над заданным вопросом никогда не задумывался. Самое главное, хотелось бы, чтобы Государственная Дума принимала логичные законы, полезные для всех.

Что касается запрета поездок некоторых артистов в Юрмалу на конкурс, то, конечно же, это не желание зрителей, населения Латвии. У меня там есть немало друзей. И если они позовут, я несомненно поеду.


© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Нина Тулинова.