Ежегодно во второе воскресенье октября в Беларуси отмечается День работников культуры. 14 октября поздравления в свой адрес примут те, благодаря кому наша жизнь расцвечена яркими красками. Сегодня в Витебске порядка двух тысяч человек делают ее интересной, насыщенной, они работают в библиотеках и музеях, в центрах народного творчества, театрах, любительских клубах, школах искусств, филармонии, выставочных залах, воспитывают молодые дарования в коллективах художественной самодеятельности…
Усилиями этих людей областная столица уже давно снискала славу крупного культурного центра.
Директор Музея Марка Шагала Ирина Воронова ныне признана лучшим музейным работником и удостоена премии Витебского облисполкома за высокие творческие достижения в области культуры и искусства.
Музейная жизнь, образно говоря, тайна за семью печатями. Человек с воображением, наверное, скажет, что она наполнена шорохами ушедшего времени, на страже которых стоят верные рыцари — хранители старины.
— Такие романтические представления, конечно, приятны, — с улыбкой реагирует на посыл Ирина Сергеевна и добавляет: — На самом деле, музейная жизнь, как айсберг, посетителю видна только верхушка, а вот именно невидимая «глыба» и есть та самая «тайна». Жизнь музейного работника — это ежедневный кропотливый труд по изучению фондовых материалов, коллекций для создания объективной исторической картины, лишенной вымыслов, мифов, интерпретаций. За каждой музейной этикеткой на предмете должна стоять достоверная обоснованная информация. В нашем случае очень важна также работа по расширению диапазона знаний о Марке Шагале, изучению биографии художника, его окружения и многое другое…
Ирина Воронова возглавила Музей Марка Шагала в Витебске три года назад, но за плечами у нее очень большой опыт работы. Кстати, это как раз тот случай, когда у человека путь в профессию начинался с детских лет. Она родом из Барани, но поездки на родину отца в Вологду сопровождались походами в Кирилло-Белозерский музей-заповедник, где ее родная тетя работала главным хранителем. Кстати, в этом крупнейшем музее России Ирина Воронова затем и проходила свою студенческую практику. А окончила она истфак БГУ. Когда узнала, что в 1992 году там открыта новая специальность «Музейное дело», сомнений, куда поступать, не было. После окончания молодого специалиста пригласили в Музейный комплекс истории и культуры Оршанщины научным сотрудником фондового отдела, занималась коллекциями икон и старопечатных книг, живописи и графики, затем была назначена главным хранителем фондов, а в 2008 году возглавила это крупное объединение оршанских музеев.
— Ирина Сергеевна, а какими судьбами в Витебске? — поинтересовалась, поскольку знала, что в Орше она работала до 2011-го.
— Именно, судьба (смеется). Во время «Дажынак» в 2008 году в Орше тогдашний министр культуры Владимир Матвейчук и я проводили презентацию новой картинной галереи имени Виктора Громыко для Президента Беларуси. Перед этим мы вели большую подготовительную работу, нужно было оформлять картины, а у нас специалистов не было. И тогда управлением культуры облисполкома было поручено директору областного краеведческого музея Глебу Савицкому оказать поддержку. Оказал… и стал моим мужем. Так что, можно считать, что и семья моя родилась в музее. Два года мы жили на два города, а потом я переехала в Витебск, — с улыбкой рассказала Ирина Сергеевна. А на вопрос, не вошло ли музейное дело теперь в семью, в которой два директора, два профессионала, ответила уже вполне серьезно:
— О, нет. У нас сразу была принципиальная договоренность о невмешательстве в дела подчиненных музеев, наложен запрет на обсуждение рабочих тем дома. Но, конечно, если специалистам краеведческого музея нужен был совет по экспонированию выставки за рубежом, сотрудники Музея Марка Шагала делились опытом. Мне же Глеб Владимирович оказал психологическую поддержку и как профессионал, и как муж, когда назначали директором Музея Марка Шагала.
Ирина Сергеевна решалась на этот шаг нелегко, зная, насколько высоко держит планку музей, насколько значимо в музейном мире, и не только Беларуси, имя Людмилы Хмельницкой, бывшего директора, понимая, что предстоит поднимать новый тематический пласт. Но с другой стороны она, как любой опытный профессионал, знала и себе цену, потому что давно прошла проверку музейной практикой.
Удивительно, но назначена на должность по согласованию с председателем горисполкома Виктором Николайкиным Ирина Воронова была в Международный день музеев, 18 мая, в этот же день, кстати, Иринины именины.
— Какое-то чудесное совпадение. Я не суеверный человек, но тогда подумала, что это хороший знак, — отметила Ирина Сергеевна. — Взялась за дело. Во многом мне помогла Людмила Хмельницкая, и хотя я человек отчаянный, как всякий Овен, без нее бы, наверное, не справилась. Мы и сейчас поддерживаем с ней контакт.
За три года Ирина Воронова не просто изучила коллекцию шагаловского музея, мир художника, она продолжила традиционные проекты и делает все, чтобы сохранить статус Музея Марка Шагала в Витебске, в который приезжают исследователи и туристы со всего мира.
Как и прежде, на высоком уровне проходят Международные Шагаловские чтения, она гордится, что с 2015 года восстановлены и уже дважды проведены Международные Шагаловские пленэры, а в 2016 году музей стал первым в Беларуси, где при помощи польских партнеров внедрен аудиогид для незрячих и слабовидящих.
За три года Музей Марка Шагала организовал четыре выставки фондовой графики за рубежом — в замке Ксёнж , в рамках международного проекта «Вроцлав — культурная столица Европы» в Польше и в Латвии, в Даугавпилсе. Кстати, в настоящее время там, в Арт-центре имени Марка Ротко, экспонируется графика из цикла Шагала «Библейские мотивы». И все выставки имеют отличные отклики.
— Ирина Сергеевна, какие перспективы в работе открываются на предстоящий год? — спрашиваю у Вороновой. Она отвечает не задумываясь:
— Есть договоренность с Арт-центром Марка Ротко о проведении двух выставок у нас. И, конечно, продолжим сотрудничество с консульством Латвии в Витебске. Поступили интересные предложения из Астраханской государственной картинной галереи имени Павла Догадина, где хранятся оригиналы Шагала. И мы прорабатываем сейчас вопрос об участии астраханцев в Шагаловских чтениях-2019. Самое главное: обсуждается возможность выставки в Беларуси работ Мастера из коллекции семьи по предложению внучки художника Мерет Мейер.
Планов громадье. Что же дает энергию? Ирина Сергеевна отреагировала сразу:
— Наверное, как и всякому музейщику, ощущение сопричастности к истории, общение с художественными подлинниками. И эта энергия — источник бесконечного интереса к своему делу.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.