Директор Музея Марка Шагала Ирина Воронова удостоена премии Витебского облисполкома в номинации «Лучший музейный работник»

logo
Суббота, 13.10.2018 10:46 | Рубрика: Культура
03357

Ежегодно во второе воскресенье октября в Беларуси отмечается День работников культуры. 14 октября поздравления в свой адрес примут те, благодаря кому наша жизнь расцвечена яркими красками. Сегодня в Витебске порядка двух тысяч человек делают ее интересной, насыщенной, они работают в библиотеках и музеях, в центрах народного творчества, театрах, любительских клубах, школах искусств, филармонии, выставочных залах, воспитывают молодые дарования в коллективах художественной самодеятельности…

Жизнь музейного работника — это ежедневный кропотливый труд, считает Ирина Воронова.

Усилиями этих людей областная столица уже давно снискала славу крупного культурного центра.

Директор Музея Марка Шагала Ирина Воронова ныне признана лучшим музейным работником и удостоена премии Витебского облисполкома за высокие творческие достижения в области культуры и искусства.

Музейная жизнь, образно говоря, тайна за семью печатями. Человек с воображением, наверное, скажет, что она наполнена шорохами ушедшего времени, на страже которых стоят верные рыцари — хранители старины.

— Такие романтические представления, конечно, приятны, — с улыбкой реагирует на посыл Ирина Сергеевна и добавляет: — На самом деле, музейная жизнь, как айсберг, посетителю видна только верхушка, а вот именно невидимая «глыба» и есть та самая «тайна». Жизнь музейного работника — это ежедневный кропотливый труд по изучению фондовых материалов, коллекций для создания объективной исторической картины, лишенной вымыслов, мифов, интерпретаций. За каждой музейной этикеткой на предмете должна стоять достоверная обоснованная информация. В нашем случае очень важна также работа по расширению диапазона знаний о Марке Шагале, изучению биографии художника, его окружения и многое другое…

Ирина Воронова возглавила Музей Марка Шагала в Витебске три года назад, но за плечами у нее очень большой опыт работы. Кстати, это как раз тот случай, когда у человека путь в профессию начинался с детских лет. Она родом из Барани, но поездки на родину отца в Вологду сопровождались походами в Кирилло-Белозерский музей-заповедник, где ее родная тетя работала главным хранителем. Кстати, в этом крупнейшем музее России Ирина Воронова затем и проходила свою студенческую практику. А окончила она истфак БГУ. Когда узнала, что в 1992 году там открыта новая специальность «Музейное дело», сомнений, куда поступать, не было. После окончания молодого специалиста пригласили в Музейный комплекс истории и культуры Оршанщины научным сотрудником фондового отдела, занималась коллекциями икон и старопечатных книг, живописи и графики, затем была назначена главным хранителем фондов, а в 2008 году возглавила это крупное объединение оршанских музеев.

— Ирина Сергеевна, а какими судьбами в Витебске? — поинтересовалась, поскольку знала, что в Орше она работала до 2011-го.

— Именно, судьба (смеется). Во время «Дажынак» в 2008 году в Орше тогдашний министр культуры Владимир Матвейчук и я проводили презентацию новой картинной галереи имени Виктора Громыко для Президента Беларуси. Перед этим мы вели большую подготовительную работу, нужно было оформлять картины, а у нас специалистов не было. И тогда управлением культуры облисполкома было поручено директору областного краеведческого музея Глебу Савицкому оказать поддержку. Оказал… и стал моим мужем. Так что, можно считать, что и семья моя родилась в музее. Два года мы жили на два города, а потом я переехала в Витебск, — с улыбкой рассказала Ирина Сергеевна. А на вопрос, не вошло ли музейное дело теперь в семью, в которой два директора, два профессионала, ответила уже вполне серьезно:

— О, нет. У нас сразу была принципиальная договоренность о невмешательстве в дела подчиненных музеев, наложен запрет на обсуждение рабочих тем дома. Но, конечно, если специалис­там краеведческого музея нужен был совет по экспонированию выставки за рубежом, сотрудники Музея Марка Шагала делились опытом. Мне же Глеб Владимирович оказал психологическую поддержку и как профессионал, и как муж, когда назначали директором Музея Марка Шагала.

Ирина Сергеевна решалась на этот шаг нелегко, зная, насколько высоко держит планку музей, насколько значимо в музейном мире, и не только Беларуси, имя Людмилы Хмельницкой, бывшего директора, понимая, что предстоит поднимать новый тематический пласт. Но с другой стороны она, как любой опытный профессионал, знала и себе цену, потому что давно прошла проверку музейной практикой.

Удивительно, но назначена на должность по согласованию с председателем горисполкома Виктором Николайкиным Ирина Воронова была в Международный день музеев, 18 мая, в этот же день, кстати, Иринины именины.

— Какое-то чудесное сов­падение. Я не суеверный человек, но тогда подумала, что это хороший знак, — отметила Ирина Сергеевна. — Взялась за дело. Во многом мне помогла Людмила Хмельницкая, и хотя я человек отчаянный, как всякий Овен, без нее бы, наверное, не справилась. Мы и сейчас поддерживаем с ней контакт.

За три года Ирина Воронова не просто изучила коллекцию шагаловского музея, мир художника, она продолжила традиционные проекты и делает все, чтобы сохранить статус Музея Марка Шагала в Витебске, в который приезжают исследователи и туристы со всего мира.

Как и прежде, на высоком уровне проходят Международные Шагаловские чтения, она гордится, что с 2015 года восстановлены и уже дважды проведены Международные Шагаловские пленэры, а в 2016 году музей стал первым в Беларуси, где при помощи польских партнеров внедрен аудиогид для незрячих и слабовидящих.

За три года Музей Марка Шагала организовал четыре выставки фондовой графики за рубежом — в замке Ксёнж , в рамках международного проекта «Вроцлав — культурная столица Европы» в Польше и в Латвии, в Даугавпилсе. Кстати, в настоящее время там, в Арт-центре имени Марка Ротко, экспонируется графика из цикла Шагала «Библейские мотивы». И все выставки имеют отличные отклики.

— Ирина Сергеевна, какие перспективы в работе открываются на предстоящий год? — спрашиваю у Вороновой. Она отвечает не задумываясь:

— Есть договоренность с Арт-центром Марка Ротко о проведении двух выставок у нас. И, конечно, продолжим сотрудничество с консульством Латвии в Витебске. Поступили интересные предложения из Астраханской государственной картинной галереи имени Павла Догадина, где хранятся оригиналы Шагала. И мы прорабатываем сейчас вопрос об участии астраханцев в Шагаловских чтениях-2019. Самое главное: обсуждается возможность выставки в Беларуси работ Мастера из коллекции семьи по предложению внучки художника Мерет Мейер.

Планов громадье. Что же дает энергию? Ирина Сергеевна отреагировала сразу:

— Наверное, как и всякому музейщику, ощущение сопричастности к истории, общение с художественными подлинниками. И эта энергия — источник бесконечного интереса к своему делу.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталия КРУПИЦА. Фото Олега КЛИМОВИЧА.