В мировом прокате — новая картина о войне, об одном из ее эпизодов — восстании в лагере смерти Собибор

logo
Четверг, 24.05.2018 11:02 | Рубрика: Культура
01076

Фильм о том, как советским военнопленным Александром Печерским был организован массовый побег из нацистского ада, поставил популярный артист театра и кино Константин Хабенский.

О н же написал сценарий, в основу которого легла документальная книга Ильи Васильева «Александр Печерский. Прорыв в бессмертие», и сыграл главную роль.

Фильм «Собибор» снимался в Литве усилиями кинематографистов четырех стран — России, Литвы, Германии, Польши. Именно в этих странах затем прошли торжественные премьеры законченной картины. Снимал фильм литовский оператор Рамунас Грейчюс. В кастинге артисты из России, США, Литвы, Польши, Австрии.

Константин Хабенский, приступая к работе над фильмом, знал, что уже была осуществлена игровая версия той же истории английским режиссером Джеком Голдом под названием «Побег из Собибора», но то была телевизионная картина. Она известна во всем мире благодаря двум «Золотым глобусам» за лучший фильм и лучшую мужскую роль (Рутгер Хауэр). Во многом удачная, но в ней были естественные для западной ленты недостатки.

К. Хабенский пошел по самому трудному пути. Он не стал делать просто приключенческий фильм о побеге заключенных. Ему нужна была атмо­сферная картина. Поэтому понадобились огромные усилия всех без исключения членов съемочной команды, состоящей из профессионалов России и Литвы, тщательный подбор исполнителей как больших, так и совсем малых ролей. И все получилось.

Лагерь Собибор выстроили на юго-востоке Польши в 1941 году. Он предназначался для физического уничтожения евреев, привозимых сюда целыми эшелонами со всей порабощенной Гитлером Европы. В живых оставляли только тех, кто мог что-то профессионально делать. Требовались ювелиры для оценки отобранных у жертв ценностей, а также портные, столяры, дровосеки. В основном жертвами были мирные жители, но в самый разгар войны в 1943 году сюда попали и военнопленные евреи. Среди них и лейтенант Александр Печерский (Константин Хабенский). Именно конфликт-противостояние пленного советского лейтенанта и начальника лагеря эсэсовца Карла Френцелля (Кристофер Ламберт) и лег в основу драматургии картины. Для нациста было принципиально не просто уничтожить жертву в лице советского лейтенанта, а унизить и подавить в нем волю к бунту. Печерский оказался не по зубам. Ему удалось сговориться с группой сопротивления лагеря и убедить ее руководителя не делать бесполезных побегов отдельных заключенных. Их ловили, расстреливали, а заодно публично казнили каждого десятого солагерника. Лейтенант придумал дерзкий план. За полчаса, не больше, убрать эсэсовцев — их было немного, захватить оружие, перебить ­охрану, состоящую из предателей — заключенных, и выйти из лагеря всем вместе через основные ворота. Главное, не дать опомниться слишком уверенным в себе эсэсовцам.

Побег из Собибора так и остался единственным массовым побегом заключенных в истории Второй мировой войны. В живых осталось 100 человек из 400 бежавших. 57 из них потом воевали против нацистов до конца войны. Александр Печерский переплыл Буг и сражался в партизанском отряде в Белоруссии.

Смотреть картину очень тяжело. Действие просто придавливает к креслу. Жевать попкорн нежелательно по очень простой причине — не буду говорить какой. Фильм пробирает до костей. На экране жизнь в аду. И никакой фальши, приблизительности. Просто поразительно. Не документальное кино, а так притягивает. Всему веришь. Настоящая удача.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Сергей МАТЫЛЕНОК, кинокритик.