Цикл «Из жизни Христа» Василия Поленова представлен в Художественном музее в Витебске

logo
Вторник, 10.04.2018 17:15 | Рубрика: Культура
02390

Передвижная выставка «В. Д. Поленов. Картины из жизни Христа» из Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника «Поленово» в эти дни находится в Витебске.

Экспозиция размещена в Художественном музее, она состоит из постеров картин российского живописца Василия Поленова, которые были написаны им для серии «Из жизни Христа». В этом цикле художник хотел отразить главные, с его точки зрения, моменты Нового Завета, рассказать о земном пути Христа. Над проектом, как сказали бы ныне, Василий Поленов работал половину своей жизни.

Увлеченный темой, живописец путешествовал по Востоку, по историческим местам, связанным с жизнью Христа, писал этюды, делал наброски. Им были написаны 72 живописных полотна, картины Поленова демонстрировались на выставках в 1909 году в Москве, Петербурге, других российских городах, а в 1910-м — в Праге, производили сильное впечатление на публику.

Представляя коллекцию постеров в Витебске, заведующий экспозиционным отделом музея-заповедника В. Поленова Надежда Баева рассказала, что создание репродукций на холсте было единственной возможностью цельно показать поленовский цикл «Из жизни Христа», поскольку картины находятся в разных музеях и частных коллекциях. Так, например, произведение «Кто из вас без греха» («Христос и грешница»), над которым художник работал почти 20 лет, хранится в Русском музее в Петербурге.

Но в Витебске можно увидеть постер. Почему об этой картине упоминание? Создавая полотно, Поленов сделал большое количество этюдов. И вот один из оригиналов хранится в нашем музее, представлен на постоянно действующей фондовой выставке.

Показ коллекции из музея-заповедника В.Поленова, который проходит впервые в Витебске, на самом деле дает повод для разговора о том, насколько выставка — знаковое событие для нас. По той простой причине, что она напоминает и о дружбе двух художников, Василия Поленова и Ильи Репина. Оба родились в один год — в 1844, были сокурсниками в Академии художеств в Петербурге. Интересно, что и приобретенные императором Александром III картины «Христос и грешница» у Поленова и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» у Репина позволили обоим художникам заняться обустройством имений.

— Примерно в одно время они подыскивали места для них, причем сохранилась переписка живописцев, в которой можно прочитать описания этих мест. Василий Дмитриевич выбрал Бёхово в Тульской губернии и построил свой «Дом на Оке», а Илья Ефимович нашел Здравнево на берегу Двины. Дома строили по собственным проектам… У них и судьбы были в чем-то схожи, семей, живших в усадьбах, в годы советской власти коснулись репрессии, — рассказал заместитель директора Витебского областного краеведческого музея Валерий Шишанов. — Но подлинная усадьба Поленова сохранилась — с коллекцией картин, с обстановкой, Репинской повезло меньше — приходилось восстанавливать…

Тем не менее, и Поленово, и Здравнево сегодня являют собой образцы усадебной жизни и культурных центров конца XIX — начала XX веков.

Российская выставка «Картины из жизни Христа» остается в Витебске до 29 апреля.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталия КРУПИЦА. Фото автора.