Александр Зацепин: «Мне снится, что я сочиняю музыку»

logo
Среда, 02.08.2017 18:26 | Рубрика: Культура
02925
Сольные концерты автора 300 песен и музыки более чем к 120 фильмам и мультфильмам, народного артиста России, заслуженного деятеля искусств России Александра Зацепина в 2016-2017 годах проходят в рамках юбилейного тура композитора, который отметил свое 90-летие. Так путь привел Александра Зацепина на «Славянский базар в Витебске».
Здесь, на сцене Летнего амфитеатра, состоялся его юбилейный вечер «Есть только миг…», который украсили выступления народной артистки России Ларисы Долиной, народного артиста Молдовы Константина Московича, Алишера Каримова из Казахстана, российских и белорусских исполнителей Азизы, Жасмин, Глеба Матвейчука, Руслана Алехно, витебской детской студии эстрадной песни «Форум» и других. Шеститысячный зал стоя приветствовал легенду советской эстрады.



— Я очень рад, что приехал в этот замечательный город, доволен концертом, — признался композитор. — Очень хорошая публика, как и в целом идея фестиваля.
С этого признания маэстро началась его встреча с журналистами в Международном пресс-центре фестиваля, когда настал «Звездный час» Александра Зацепина. Александр Сергеевич рассказал, как начинался его творческий путь. Он родился и вырос в Новосибирске, в семье хирурга и учительницы, но с детства занимался в музыкальной школе, где и сочинил свои первые мелодии. Во время войны парнишка окончил курсы трактористов, позже работал киномехаником, поступил в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта, откуда был призван в армию. Здесь начал активно проявлять музыкальные таланты.
— Поступил в Тюменское пехотное училище, участвовал в армейской самодеятельности, меня перевели в Новосибирский военный округ, — поделился Александр Сергеевич. — Аккомпанировал, сам играл на музыкальных инструментах, мы ездили на гастроли. Стал сочинять пьески. Потом начал работать в Новосибирской филармонии, окончил Алма-Атинскую государственную консерваторию по классам фортепиано и композиции. Моей дипломной работой был балет «Старик Хоттабыч», который входил в репертуар Алма-Атинского театра оперы и балета 15 лет. В 1958 году переехал в Москву, где познакомился с режиссером Леонидом Гайдаем, с ним мы сотрудничали много лет.
— Есть ли сегодня у композитора кураж, чтобы сочинять такие же хиты, которые принесли славу в прошлые годы?
— А у меня сейчас нет ни поэта, ни исполнителя, который мог бы стать вровень с такой певицей, как, например, Алла Пугачева, — ответил А. Зацепин. — В советские времена со мной заключали договор на определенную работу, выделяли пусть небольшие, но какие-то деньги под этот заказ — мюзикл, песня или музыка для фильма… В то время фильмы были самой лучшей рекламой для создателей песни. Популярность открывала путь на радио, телевидение. Сегодня, чтобы создать и раскрутить тот же мюзикл или песню, я сам должен где-то найти деньги, которых у меня нет.
— Как вы обычно создавали песни — на готовые стихи или сначала сочиняли музыку?
— Это происходило по-разному, но обычно у меня всегда были какие-то заготовки — мелодии, которые я сочинял и держал, что называется, в столе. Так было с фильмом «Бриллиантовая рука»: Леонид Дербенев принес стихи, а у меня уже была музыка! Кстати, когда Леонида Петровича не стало, я предложил соавторство Ларисе Рубальской, но она отказалась: сказала, что не может писать стихи на готовую мелодию.
Александр Зацепин поделился судьбой некоторых песен, а она складывалась по-разному. Так, нередко, прозвучав в каком-нибудь фильме, песни начинали жить своей отдельной жизнью, даже когда фильмы забывались.
— Так произошло с кинолентой «Фантазии Веснухина». Песня «Волшебник-недоучка» в исполнении Аллы Пугачевой стала хитом, хотя сначала песня никому не понравилась, и судьбу хита предрекали совсем другой. Или кинолента «Она с метлой, он в черной шляпе»… Сценарий был очень слабенький, он мне сразу не понравился, да и сегодня мало кто вспомнит эту киноленту, как-то не пошла
она в прокате, но музыка звучит до сих пор.
А вот отношения Зацепина с Пугачевой не сложились. Александр Сергеевич признался, что не общается с ней уже много лет, хотя все обиды давно забыл и простил.
— Как вы относитесь к тому, что сегодня ваши песни называют саундтреками?
— Что можно сказать по этому поводу, — грустно вздохнул маэстро. — Вот иду я по улице и вижу вывеску: «Секонд-хенд», а раньше написали бы «Комиссионный». В былые времена проходили актерские пробы — сейчас это зовется кастингом. Ну что ж, американцы живут по своим правилам, со своими традициями и языком. И мы — как американцы…
— Извечная тема: художник и власть. А какие ваши отношения с власть предержащими?
— Нет, я не часто сталкивался с этим. Иногда приходил на радио, а редактор передает — знаете, просили изменить то-то и то-то. Но я говорил: «Так звучит в фильме». И это был неопровержимый факт, действовало! Пожалуй, самый интересный случай произошел с комедией Гайдая «Бриллиантовая рука», которую цензура даже не хотела принимать к прокату. Нам предъявляли обвинения, что песни в ней вообще криминальные, с разными политическими подтекстами. Пока фильм не посмотрел на даче Леонид Ильич Брежнев, он ему так понравился, что он его несколько раз просил повторять, много смеялся. Так решилась судьба и картины, и наших с Дербеневым песен.
— Александр Сергеевич, есть ли у вас ученики?
— Нет… Хотя сам я учеником бывал. Однажды пришла ко мне дочка и говорит: «Папа, в школе сказали, что ты пишешь песни только для старших поколений». Меня это задело: «Ну, а что твои «Битлзы»? Чем они лучше?» Дочка отвечает: «Но ведь их слушают миллионы, и они нравятся, разве весь мир может ошибаться?» И тогда я стал самообразовываться, слушать разную музыку, поэтому когда писал мелодии и песни к фильму
«31 июня», я был подкован! А вот трудности возникли с музыкантами — они не могли играть такие вещи, которые были слишком новы и сложны для них в аранжировке.
— Скажите, а какие сны вам снятся?
— О, иногда снится, что я написал музыку. Просыпаюсь и сразу кидаюсь к роялю. Ничего подобного — какая-то ерунда получается...
Интересно было узнать секрет эликсира молодости Александра Сергеевича, ведь в свои 90 лет он выглядит элегантно.
— Молодость уже прошла… Но я каждый день обливаюсь водой. Пока 20 минут делаешь зарядку, никому не завидуешь! Три упражнения у меня из йоги — «скручиваю» позвоночник. Признаюсь честно, иногда так не хочется заниматься. Уговариваю сам себя: ну, хотя бы одно упражнение… А там, глядишь, сделаешь еще одно, за ним уже и остальные! Стараюсь всегда быть радостным и веселым. Хотя в жизни всякое было. Обязательно нужно двигаться, меня дочка постоянно заставляет совершать прогулки, а для меня это просто каторга, ведь в такое время ничего нельзя делать!
Сейчас маэстро советской песни живет на два дома: в Москве и в Швейцарии, где проживает дочь Александра Сергеевича. Что его «цепляет» в этой суматошной современной жизни, что интересно, с кем общается? Считает ли он себя человеком мира или в нем живет пресловутая русская ностальгия?
— Я люблю дом своей дочери, там часто бываю. Люблю Францию, очень нравится Париж. И Рим люблю. Но в душе я, конечно, русский, в России мои корни. Последние годы практически ни с кем не общаюсь, разве что с композитором Геннадием Гладковым. Занимаюсь на компьютере музыкой. Из литературы почему-то притягивает трагедия. Сейчас меня заинтересовал Островский, его пьеса «Бесприданница». Хотелось бы сочинить мюзикл, но именно в русских традициях.











 

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталья ДРОЗДОВА. Фото Олега КЛИМОВИЧА.