В Художественном музее на выставке «Золототканый шелк, бесценный по работе…» представлена коллекция уникальных кунтушовых поясов XVIII-XIX веков

logo
Четверг, 20.07.2017 09:29 | Рубрика: Культура
02190

Эти роскошные атрибуты были обязательной частью мужского костюма шляхты во времена Великого княжества Литовского. Пояса повязывали на кунтуш (верхняя одежда со спускающимися разрезными рукавами), они не только великолепно декорировали наряд, но и несли в себе информацию о статусе, благородном происхождении и благосостоянии владельца.

В XVIII веке белорусские магнаты Радзивиллы, Сапеги, Огинские в Несвиже и Слуцке, Гродно и Ружанах, других городах создавали мануфактуры, где искусные мастера ткали пояса, причем в те времена ткачами были только мужчины! К 1770-м годам самой известной из них стала Слуцкая, а изготовленные здесь кунтушовые пояса принимались за эталон.

Слуцкие пояса, известные во всем мире как высокохудожественные исторические изделия, — национальное достояние нашей страны. И вот что любопытно: в белорусских столичных музеях хранится только пять полных слуцких поясов, дошедших до наших дней в аутентичном виде, и в таком же количестве пояса слуцкого типа, изготовленные не в Беларуси, а также 30 текстильных фрагментов.

Но вот тем и уникальна выставка, которая по сути стала открытой сокровищницей. Ее владелец — историк, юрист и коллекционер Сергей Козловский, он предоставил для экспозиции восемь оригинальных редкой красоты изделий (шелк, серебряные и золотые нити) разных мануфактур Польши, России, Франции и Беларуси, в том числе и раритетный слуцкий пояс второй половины XVIII века. На одном из изделий (Лионская мануфактура) присутствует метка Sluck. Как пояснил коллекционер, во Франции могли либо ткать по эталону, либо выполнять заказ Слуцка, которому это обходилось дешевле. Рассказал также, что на изготовление одного пояса требовалось 6—8 месяцев, настолько сложной и кропотливой была работа.

История этой коллекции также интересна. С достоверной точностью собиратель не может утверждать, что сам он из шляхетского рода, однако многое в нынешней коллекции, не только пояса, перешло к нему по наследству. Вещи фамильные, они собраны тремя поколениями, а какие-то раритеты приобретены автором самостоятельно. Что касается подделок поясов, то знаток легко определяет их по структуре нити и характеру переплетения.

Впервые и единожды коллекция экспонировалась в Национальном художественном музее в Минске три года назад, теперь посчастливилось Витебску.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталия КРУПИЦА. Фото автора.