Витьбичи пульс событий

К 130-летию Марка Шагала в Витебске планируется открыть музей истории ВНХУ

Четверг, 05.01.2017 22:54 | Рубрика: Культура
0850

В Год культуры городом были отданы приоритетные позиции реконструкции исторического особняка, где в 1918—1923-м находилось народное художественное училище, созданное Марком Шагалом. Дому более чем со столетней биографией возвращен первозданный облик, к концу года генподрядчик ОАО «Витебскторгстрой» завершил общестроительные работы, освоив 1 миллион 213 тысяч рублей. Поменялся и адрес у этого здания, сам факт сохранения которого вы­звал необходимость переименования улицы в честь нашего знаменитого художника.

Планируется, что в 2017-м, когда будет отмечаться 130-летие со дня рождения Марка Шагала, в этом уникальном доме, принадлежащем Центру современного искусства, откроется музей истории Витебского народного художественного училища. С ним связаны имена художников, совершивших революцию в искусстве, имена, на творчество которых ссылается и наш XXI век.

Истории творцов, преподававших в ВНХУ вместе с Шагалом, «Витьбичи» посвятили в 2016-м серию публикаций в рубрике «Витебский феномен» — 12 статей подготовила историк искусства Людмила Хмельницкая, рассказав о Марке Шагале и Юрии Пэне, Мстиславе Добужинском и Казимире Малевиче, под влиянием которого учениками было создано творческое объединение «УНОВИС», Эле Лисицком и Вере Ермолаевой, о других художниках-преподавателях, живших и работавших в ВНХУ. В какой-то степени на страницах нашей газеты состоялась заочная экскурсия по будущему музею.

Он еще пуст, но очень притягательны стены дома на улице Марка Шагала, 5а, мы решили заглянуть внутрь, чтобы пройтись по гулким этажам и посмотреть, что сделано.

— Самый главный наш экспонат — это особняк, в свое время принадлежавший банкиру Вишняку, затем национализированный и переданный под нужды училища. Реконструкция и реставрация здесь выполнены в соответствии с сохранившимся планом здания 1923 года. Проделана большая работа по восстановлению интерьеров, типичных, как говорит научный руководитель проекта Евгений Колбович, для того времени. Белая лестница, двери, элементы потолочного декора в духе ампир составляют единое целое, — обращает наше внимание директор Центра современного искусства Андрей Духовников. — Восстановлены рисунок, цветовая гамма обоев, которые были здесь в 1920-е годы. Рад, что они уже поклеены, поскольку очень не хотелось бы, чтобы при открытии музея они выглядели новыми. Мы сохранили уцелевший старый паркет, предусмотрительно сняв его перед началом реконструкции. Теперь фрагментарно он вновь выложен в кабинете директора училища.

— Андрей Эрихович, вы подчеркиваете, что самый главный экспонат — дом. Что сохранили его стены?

— Специалисты Белреставрации, кстати, те же, что открыли на фасаде костела в Несвиже места покрытия фресковыми росписями, обнаружили при зондаже стен дома рисунок. Пока мы его закрыли, он требует изучения. Кроме того, найдены элементы декора, и мы благодаря реставраторам навсегда сохраним открытыми для обозрения небольшие участки стен с аутентичными слоями краски.

Известно, что обнаружен автограф Заира Азгура на стене, он тоже будет открыт. Кстати, музей Азгура в Минске уже предлагал нам передать фрагмент стены с этим автографом, в чем, естественно, коллегам было отказано.

Во время прогулки по зданию захотелось еще раз взглянуть на ту надпись, что начиналась с заглавной буквы «У». Когда она была только-только обнаружена, возникло сенсационное предположение о том, что кто-то из бывших обитателей дома-училища написал — УНОВИС. Во всяком случае, этого очень бы хотелось.

— Эта надпись, действительно, вызвала интерес. Тем более она выполнена в той шрифтовой системе, что и УНОВИС. Но при тщательном, детальном изучении сделано совсем другое открытие, оно не связано с историей училища, а вот к истории дома имеет прямое отношение. С трудом, но удалось наконец прочитать на белорусском языке: «Уваход у паліклініку», что, конечно, вызвало вопрос, — рассказал Андрей Духовников. — В краеведческом музее Валерий Шишанов, в областном архиве Светлана Мясоедова нашли информацию и подтвердили: действительно, в 1930-е годы в доме находилась поликлиника. Так что загадка надписи с заглавной «У» разгадана. Вот такая интересная история.

— А какими экспонатами уже обладает будущий музей?

— Видите ли, это не будет музей в традиционном понимании, с раритетами — их нет. Да, например, передает старое зеркало для кабинета Шагала Александр Вышка. Но это особый дар, поскольку зеркало — неслучайная вещь, со своей историей, легендой — было использовано во время съемок фильма «Шагал — Малевич» в Витебске и передано человеком, который принимал непосредственное участие в создании фильма. Зеркало само по себе уже является экспонатом. Перенасыщать мебелью дом-музей мы не станем. Сейчас частично мастерами Витебскторгстроя выполнены необходимые предметы мебели, музейные витрины.

Что касается оформления, которое содействует восприятию эпохи и атмо­сферы дома, то из полированного гранита на полу создана реплика известного плаката Эля Лисицкого «Клином красным бей белых».

И снова подчеркиваю, что главными задачами будущего музея станут исследовательская, информационная и культурно-просветительская деятельность, он будет оставаться развивающимся центром. Я бы очень хотел, чтобы здесь были выставки высочайшего уровня, что предполагает история мес­та и само мес­то. У нас оборудован не только выставочный зал площадью более ста квадратных метров, но все пространство в случае необходимости может быть задействовано. Помещение оборудовано современной системой профессионального музейного освещения, аналогов которой в Беларуси нет, а также подвесной системой для картин. В целом музей будет оснащен в соответствии с высокими техническими требованиями. Надеюсь, все, что будет сделано, впечатлит не только посетителей, но и исследователей искусства XX века со всего мира.

К слову. Недавно в Витебске побывали хранитель Национального центра искусства и культуры Жоржи Помпиду в Париже Ангела Лампе и Ян Рендерс, сотрудник музея Ван Аббе в Эйндховене (Голландия), где хранится самая полная коллекция наследия художника, дизайнера Эля Лисицкого. Они стали едва ли не первыми посетителями будущего музея истории ВНХУ в знаменитом в мировом искусстве доме, и привел их сюда профессиональный интерес.

Автор: Наталия КРУПИЦА. Фото Олега КЛИМОВИЧА.
Оставить комментарий
Текст сообщения*
Обновить Защита от автоматических сообщений