Витебский феномен: Творческие метаморфозы Эль Лисицкого

logo
Пятница, 26.08.2016 11:42 | Рубрика: Культура
04618

Л. Лисицкий в своей мастерской
в Витебском народном художественном училище. 1919 г.

В Петрограде на заседании правления Еврейского общества поощрения художеств 4 мая 1919 года встретились давние знакомые — директор Витебского народного художественного училища Марк Шагал и приехавший из Киева Лазарь Лисицкий. Оба передали в фонд общества пожертвования. М. Шагал — книгу о нем А. Эфроса и Я. Тугендхольда, Л. Лисицкий — собственную иллюстрированную книгу “Хад-Гадья” (“Козочка”) с текстом народной еврейской песенки.

Эта встреча сблизила художников. М. Шагал стал убеждать Л. Лисицкого переехать в Витебск для работы в народном художественном училище. Лисицкий принял предложение и в начале мая перебрался в город на Двине. Формальности не заняли много времени, и вскоре он уже числился “руководителем мастерской графики и печати” в училище. Правда, такой мастерской на тот момент в учебном заведении еще не было, и художник занялся ее оборудованием.

Лазарь Маркович (Элиэзер Мордухович) Лисицкий (1890–1941) был к тому времени уже сложившимся деятелем “еврейского ренессанса”. Родился он в селе Починок Смоленской губернии в семье ремесленника. Первым его наставником в искусстве был Юрий Пэн. Окончив реальное училище в Смоленске, Л. Лисицкий поступил на архитектурный факультет Высшей политехнической школы в Дармштадте (Германия). Окончив учебное заведение в 1914 году с дипломом инженера-архитектора, он вернулся в Российскую империю и продолжил занятия в Рижском политехническом институте, эвакуированном в то время в Москву.

Одновременно Л. Лисицкий занялся поисками корней еврейского народного искусства. В 1916 году он отправился в этнографическую экспедицию, которая посетила около 200 деревянных синагог Украины и Беларуси.

Участием в этнографической экспедиции служение Л. Лисицкого еврейскому искусству только начиналось. В 1916 году он стал членом Московского отделения Еврейского общества поощрения художеств, Кружка еврейской национальной эстетики “Шомир”, позднее – членом Московского кружка еврейских литераторов и художников. В 1918 году он переехал в Киев и там активно включился в деятельность Культур-Лиги — организации, ставившей целью развитие еврейской культуры на языке идиш.

Л.Лисицкий. Иллюстрация из книги “Хад-Гадья” (“Козочка”). 1918 г.

В эти годы Л. Лисицкий создал целую серию книжных иллюстраций к изданиям на идиш, в которых выступил как авангардный художник, осваивавший и развивавший народные традиции.

В сентябре 1919 года в народном художественном училище открылась мастерская графики и архитектуры под руководством Л. Лисицкого. А спустя еще пару месяцев в Витебск приехал Казимир Малевич. Он быстро стал лидером, за которым пошло большинство преподавателей и учащихся.

Самая большая в творческом плане метаморфоза под воздействием идей К.Малевича произошла с Л.Лисицким. Он быстро отказался от фольклорно-национального стиля и стал страстным приверженцем супрематизма. Как писал о нем один из исследователей, “Лисицкий стремительно влетел в супрематизм и был как художник поглощен им без остатка”. В своей мастерской вместе с учащимися он начал издавать философские труды К. Малевича, участвовал в супрематическом оформлении торжества Комитета по борьбе с безработицей, создавал супрематические плакаты, которыми украшался город, стал одним из самых активных членов объединения УНОВИС. Изменил даже собственное имя и с 1920 года выступал под артистическим именем “Эль Лисицкий”.

Л.Лисицкий. Плакат “Клином красным бей белых”. Витебск, 1920 г.

4 апреля 1920 года он писал критику Павлу Эттингеру в Москву: «За эти полгода в Витебске мы продвинулись на века, и Казимир Северинович предстал предо мной планетной системой природоестественной силы и абсолютного хода. Тут я увидел образ чистоты интуитивного слуха и остроту слепого ясновидения. Я увидел художника, прошедшего через природу живописи к природе всего мира.

Здесь перед нами восхождение, которое завершится супрематизмом Духа – религии.

Вот на смену Ветхому и Новому Завету идет Завет Супрематизма».

Восторг Л.Лисицкого достаточно быстро угас. Уже в 1922 году, уехав в Германию и обещая К.Малевичу пропагандировать УНОВИС за рубежом, он отошел от супрематизма и сделал свой выбор в пользу конструктивизма. После возвращения из Германии в 1925 году вообще перестал поддерживать с К.Малевичем не только творческие, но даже и человеческие контакты.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Людмила ХМЕЛЬНИЦКАЯ, историк искусства.