«Девы» витебского хореографа Дианы Юрченко вышли на первую позицию в конкурсе IFMC-2019

Воскресенье, 24.11.2019 06:20 | Рубрика: IFMC-2019
04404

В Витебске завершился XXXII Международный фестиваль современной хореографии, а вместе с ним и главное событие IFMC-2019 — национальный конкурс Церемония награждения лауреатов состоялась в субботу в концертном зале «Витебск». По решению международного жюри под председательством народного артиста Молдовы, заслуженного деятеля искусств Украины Раду Поклитару I премии удо­стоен витебский театр-студия современной хореографии под руководством Дианы Юрченко за постановку «Девы» (еще одна работа нашего хореографа «Дзяды» вышла в финал конкурса и получила спецприз генерального партнера фестиваля). II премия присуждена проекту Дмитрия Беззубенко (кафедра хореографии Белорусского государственного университета культуры и искусств, Минск) за хореографическую миниатюру «Или…Или» (хореографы Дмитрий Беззубенко и Мария Пересунько). III премию разделили между собой также минчане — танцевальные проекты Ольги Рабецкой с работой «4 сцены» и We are Art с постановкой Александра Демянова «Цикл».

Особая награда — специальная премия имени Евгения Панфилова. Она вручается лучшему хореографу и в белорусском конкурсе, который проходит раз в два года, негласно приравнивается к Гран-при. Ныне этой премии удостоен хореограф и исполнитель Егор Ярош (группа современного танца Reroll, Минск) за соло «24». Помимо награды, Егор получил от генерального менеджера Ballet Preljocaj (Франция) Николь Сейд предложение продолжить работу в этой известной компании.

— Премия — фантастическая! Ошеломлен приглашением в театр Ballet Preljocaj — это что-то невероятное! В конкурсе IFMC я участвовал четыре раза, такой успех впервые, — поделился 24-летний Егор, поставивший номер о собственном мироощущении, о своем поколении. Он признался, что на сцене сложнее всего было сохранять энергетиче­ский посыл, эмоции в движениях. Это же соло!

Кстати, член жюри Николь Сейд, которая впервые приехала в Восточную Европу и, соответственно, в Витебск, чтобы увидеть конкурс современной хореографии, была приятно удивлена разнообразием стилей, техниче­ским уровнем и хорошим пониманием того, каким может быть современный танец.

— Кто-то поставил техничный, чистый танец, а кто-то создавал истинное произведение искусства. В этом была сложность судейства для меня, — заметила Николь. — Но на фестивале в Витебске я убедилась в том, что нет различий между европейским и белорусским танцем. Танец — универсальный язык общения, и IFMC это продемонстрировал.

Традиция конкурса IFMC — вручение специальных премий. Одна из них — «За смысловое наполнение танца» — присуждена Мастерской современного танца под руководством Михаила Каминского (БГУКиИ, Минск) за работу Елены Лисной «Ручное солнце».

Спецпремии «Постскриптум» удостоен проект Евгении Романович (Гродно) за постановку «Слушай внутреннего пианиста».

Один из сюрпризов — личное поощрение члена жюри, доцента Литовской академии музыки и театра, основателя театра A/CH в Вильнюсе, хореографа­постановщика московского театра имени Е. Вахтангова Анжелики Холиной. Она отметила работу «О контакте» минского хорео­графа Екатерины Ясюк за современное мышление в танце.

— В небольшой стране — такое большое количество коллективов современной хореографии, причем достаточно высокого уровня! — искренне изумлялась Анжелика Холина, которая впервые работала на IFMC. — Я в потрясении и от того, с какой любовью у вас относятся к этому виду искусства. Мы все умеем любить балет, но современный танец должен всегда находить своего зрителя. Думаю, 32 фес­тивальных года сделали свое дело, и это направление стало популярным. Вам можно только позавидовать. Конкурс показал, что в головах этого поколения хореографов и что здесь много выразительных танцовщиков.

Литовский хореограф на церемонии награждения поддержала всех участников белорусского конкурса:

— Сцена — такое место, где можно говорить о правде жизни. Самую большую премию — большой творческий путь — дает жизнь. Всем желаю получить именно такой приз. И потому обращайтесь больше к человеку, к его судьбе. Танец — это душа. Об этом должно говорить искусство.

Ныне из 31 заявленной работы в финал конкурса вышли 13, из их числа жюри выбирало лучших.

IFMC вновь дал почву для размышлений. Одна из тенденций не только в возросшем исполнительском мастерстве, но и в умении хореографов доносить до исполнителей собственную идею и создавать концепцию танцевальной истории.

«Помню времена, когда работы белорусских хореографов были в основном неоклассическими попытками говорить на какие­то современные темы. Сейчас мы увидели очень хорошо разработанный, качественный современный танец», — отмечал Раду Поклитару.

Фестиваль приложил к этому руку. Все годы IFMC являет собой образовательное поле. И ныне в течение шести дней, вплоть до финального, в рамках танцевального форума проходили кинопоказы, лекции, работал экспертный совет, проводились мастер­классы известных хореографов. Один из них — танцовщик международных хореографических компаний Италии, Австрии, Германии, Франции, Швеции Эмануэль Роза. Гость признавался, что с огромным удовольствием сам погрузился в белорусскую культуру, но и был поражен, насколько жадно участники конкурса воспринимали новую информацию.

Это касается и фестивальной публики, от комплимента которой не удержался Раду Поклитару:

— Ежегодно на фестивале полный зал. Витебские зрители делают счастливыми всех, кто выходит на сцену. Думаю, такой знающей, умеющей понимать современный танец публики нет нигде в мире.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталия КРУПИЦА. Фото Олега КЛИМОВИЧА.
Оставить комментарий
Текст сообщения*
Обновить Защита от автоматических сообщений