Гран-при IFMC-2018 завоевали студенты из Китая

Воскресенье, 25.11.2018 22:04 | Рубрика: IFMC-2018
0756

Пять дней подряд зрители не отрывались от происходящего на легендарной сцене IFMC — постановки с разным настроением, драматургией, тематическим посланием собирали аншлаги и в концертном зале-«тысячнике», и в Коласовском театре. Все-таки IFMC признают не зря уникальным явлением в культуре, это тот случай, когда открывается окно в большой мир танца, где нет стеснения говорить о проблемах начистоту, где все чувства — наизнанку и где происходит знакомство с новым контентом в искусстве современной хореографии.

Нынешний фестиваль на прощание подарил зрителю уникальную возможность увидеть итальянский балет «Увертюры Россини» Spellbound contemporary ballet в постановке известного хореографа Мауро Астолфи. Этот спектакль, созданный к 150-летию со дня смерти Д.Россини и посвященный человеческим ипостасям гения, смотрит сейчас весь мир. Беларусь не стала исключением благодаря IFMC, до Витебска балет показали в Минске и Гомеле. Прошли и долгожданные встречи с друзьями — Пермским театром «Балет Евгения Панфилова». Три премьерных спектакля представили панфиловцы. Балет-сюита TOLSTOY, поставленный в творческой мастерской Владимира Васильева для российского конкурса артистов балета «Арабеск» имени Екатерины Максимовой, собрал танцевальные миниатюры по произведениям Льва Толстого от разных авторов-хореографов. Но все они поставлены на панфиловской труппе. Скорее всего, многим зрителям захотелось перечитать Льва Николаевича. Постановку Алексея Расторгуева «Паноптикум» высоко оценили профессионалы, доктор искусствоведения Татьяна Котович различила в ней почти супрематическое мерцание. Неоднозначную реакцию вызвала работа Сергея Райника «Звезда 62090» на музыку и стихи Виктора Цоя — от горячих аплодисментов публики (кассовый успех был очевиден) до полного эмоционального неприятия, вплоть до ухода из зала. 

Наша соотечественница, человек IFMC Ольга Лабовкина, после победы в прошлом году на известном фестивале в Москве «Контекст. Диана Вишнева» и показа танцевального перфоманса «Воздух» в Швейцарии, Германии, России, также выступила в гостевой программе. 

Зритель всегда ждет от фестиваля премьер и открытий. Премьеры были, как обещано. И в части открытий фестиваль не подкачал. Главенство в этом отношении, конечно, за конкурсом. Нынешний — международный, собрал молодых хореографов из 11 стран. Конкурсная картина сложилась из 39 произведений, в финал жюри под председательством хореографа, заслуженного деятеля искусств Украины, народного артиста Молдовы Раду Поклитару (его новый балет на музыку Чайковского «Спящая красавица» произвел фурор в Витебске) выбрало только 12. Довольно жесткий отбор. Но…

— В этом году очень сильный уровень конкурса. Искусство — это не поставленные рекорды, тем не менее для себя отметил, что на нынешнем фестивале было представлено рекордное количество качественных работ, которые останутся в памяти из-за хореографической лексики, идеи, концепта, из-за того, что некоторые участники показали то, что я не умею, — поделился Раду Поклитару

Известный китайский хореограф и педагог не один год наблюдает за развитием конкурса в Витебске. Он, говоривший пару лет назад, что в постановках молодых хореографов не хватает смыслов, признал:

— Сейчас многие показали, что работают не как ремесленники, которые освоили лексику современной хореографии в ее многообразии, а как художники, мыслящие в танце, ведущие диалог со зрителем. В этом большая заслуга фестиваля, на который и я приезжаю не только как судья, но как человек, который хочет знать, что происходит в мире танца и еще чему-то научиться самому.

На IFMC-2018 победа досталась еще одному новичку в конкурсе — хореографу и исполнительнице миниатюры «Женщина перед принятием решения» Риме Пипоян из Армении присуждена первая премия. Прекрасный номер, по достоинству оценен и публикой, и профессионалами. Сама же конкурсантка призналась, что та энергия, которую она получила от зрителей, дороже награды.

Вторую премию по решению жюри разделили три финалиста — минские коллективы Tremors Dance Company (работа Look), проект Дмитрия Беззубенко («Переход») и n'Era Dance Company из Киева (Alpha). Третьей премии удостоен проект Артема Шошина, танцора «Киев модерн-балета», за композицию «Пропала я» (Украина — Япония).

В беседе с журналистами Дмитрий Беззубенко признался, что самое ценное на фестивале — быть услышанным. И на IFMC это происходит. Артем Шошин отмечал, что здесь менялось его представление о танце. «В этом году я увидел и эксперименты, и много танца, и много личностей. За пять лет моего участия это самый сильный фестиваль», — поделился конкурсант.

Особой награды экспертного совета конкурса — премии имени Евгения Панфилова — удостоен хореограф из Вологды Илья Оши. А специальная премия «За актуальность и социальную значимость» присуждена Денису Чернышову из Челябинска (хореограф Кристина Чернышова) за антимилитаристскую работу «Одуванчики», хотя она и не вышла в финал, а также хореографу из Италии Вито Альфорано за постановку Viola(Ta) — сценический монолог-протест против насилия. Соло танцовщицы с откровенными иллюстрациями переживаний жертвы поразило, дало почву для размышлений, заострило внимание на проблеме. И это тоже возможности современного танца. Кстати, как отметил хореограф, для постановки отправной точкой послужила реальная демонстрация жертв насилия в Бриндизи. В Витебске номер был показан (так совпало) в канун Международного дня борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, и Вито эмоционально высказался в беседе с журналистами:

— Для нас главным на фестивале был не приз, а факт — мы услышаны. Мы работали ради того, чтобы остановить насилие.

Конкурс в целом стал большой лабораторией по исследованию молодыми хореографами тем, которые волнуют, их откликами на вызовы времени, философским размышлением в танце.

На закрытии фестиваля заместитель министра культуры Беларуси Наталья Карчевская отмечала, что жюри, выбирая лучших, тем самым определяет и фиксирует тенденции в современном танце. Сегодня их диктуют и белорусские хореографы, в этом году в финал конкурса вышли четыре работы, в том числе и витебских хореографов Дианы Юрченко и Марины Кушнеровой.

По словам российского музыкального и театрального критика, председателя экспертного совета IFMC Ларисы Барыкиной, белорусское хореографическое искусство было не только широко представлено в международном конкурсе, но и заняло позицию. «Сейчас ни к кому не нужно относиться со скидкой или снисходительно, — сказала Лариса Барыкина. — Для Беларуси важно пограничье с постсоветским пространством, Россией и Европой, где происходит много разнообразных процессов. У белорусских хореографов из Витебска, Минска, других городов стала видна информированность, присутствует умный анализ всего происходящего в искусстве. Беларусь перестала быть провинцией современного танца». Пожалуй, уже давно.

2734

Для того и работали 31 год учредители фестиваля облисполком и горисполком, Национальный академический Большой театр оперы и балета Беларуси и организаторы уникального проекта IFMC — Центр культуры «Витебск».

Автор: Наталия КРУПИЦА. Фото Олега КЛИМОВИЧА.
Оставить комментарий
Текст сообщения*
Обновить Защита от автоматических сообщений