Более 20 лет Вера Дук несла нелегкую ношу ответственности за воспитанников Великолетчанского детского дома

logo
Пятница, 11.10.2019 17:17 | Рубрика: Год народного единства
01088

Более 20 лет Вера Дук несла нелегкую, но такую важную и почетную ношу ежедневной, ежечасной и ежеминутной ответственности за воспитанников Великолетчанского детского дома.

Вера Дук со своей семьей во время празднования своего 55-летия. 2009 г.

Через сердца директора и сотрудников прошли сотни судеб, в большинстве своем изломанных, искореженных обстоятельствами и недоброй волей родных по крови, но чужих по сути людей. Детишек надо было выправить, вывести на просторы самостоятельной жизни, внушить уверенность, окрылить. Где черпать для этого силы? Конечно же, в семье, в роду, где педагогика стала призванием и где из поколения в поколение передаются Вера, Надежда, Любовь, София, находя свое воплощение в именах и историях православных святых и историях обычных людей.

«Дорогой поселок березинский, о тебе — хорошая молва…»

Вера Петровна задумчиво перебирает внушительную стопку печатных листков — это стихи ее, брата Владимира, сестры Анны, дяди Петра Петровича и супруга, те, что они собрали и сохранили. А всего в творческом наследии этих одаренных людей поэтических произведений не счесть, достаточно сказать, что даже сочинение при поступлении в вуз семнадцатилетняя Вера писала в стихах!

— Семья у нас большая, интересная, — начинает она свой рассказ. — Жили мы в городе Докшицы, хотя моя бабушка — финка. Дело в том, что дедушка Георгий Андреевич Петрович — белорус, родившийся в деревне Дубовое Докшицкого района, молодой красивый солдат царской армии, служил в Финляндии, которая до 1917 года входила в состав Российской империи. Он познакомился и полюбил красавицу Анну Эсколин. Молодые люди поженились и планировали жить на родине суп­руги. Но подули революционные ветры, Финляндия использовала право на само­определение, независимость, и женщины, связавшие свои судьбы с русскими, должны были уехать вместе с мужьями. Перед отъездом мой дедушка рассказывал, что у него в белорусской деревне рядом с домом есть озеро, на нем — своя мельница. Все это было, только немного другое: маленький пруд и ручные жернова. В общем, с юмором у Георгия Андреевича было все в порядке. 3 мая 1918 года родилась Лидия — моя мама. Бабушка за годы Гражданской войны в отсутствие мужа, который воевал в армии Буденного, хлебнула лиха: она не знала языка, не была привычной к тяжелому физическому труду. Но когда дедушка вернулся домой, они зажили хорошо. Он хозяйствовал, она шила, содержала дом по финскому обычаю, в чистоте и порядке. Всего у них было четверо детей, мама — старшая, дядья Иван и Леня, тетя Оля. Мама получила только начальное образование в польской школе, но мудрости хватало на всех профессоров, вместе взятых! Она до последнего своего вздоха оставалась центром нашей семьи, первым и главным учителем.

Мама в 1939 году вышла замуж за Яна Пилярского, поляка, семья которого переехала из города Велюня. Счастье молодых длилось недолго. 8 февраля у них родилась девочка, ее назвали Яниной, а спустя несколько дней Пилярских выслали в Сибирь. Должны были ехать и Лида с крошечной девочкой, но заступился дедушка Георгий, он обратился к какому­то комиссару, и просьбу героя уважили.

Война и репрессии коренным образом изменили судьбу Яна Пилярского, он вынужден был эмигрировать в Канаду.

В 1949 году мама вышла замуж за Петра Павловича Сивко. Это мой отец. У него тоже тяжелая судьба. В четыре года остался сиротой, которого поставили на ноги старшие братья и сестры. Окончил 7 классов польской школы. Знал французский, играл на скрипке. Служил в армии, но во время Великой Отечественной не был мобилизован, так как тяжело болел. Находился на оккупированной территории, после освобождения работал главным бухгалтером, кассиром в районной больнице, пользовался уважением коллег, всех родных и друзей. В браке у моих родителей родилось пятеро детей, в них, как и у Янины, густо намешана финская, польская и белорусская кровь, что, несомненно, вызывает у носителей этого генного «коктейля» повышенный интерес к истории своей семьи. Старшая сестра уже написала небольшую автобиографическую повесть. Может быть, и мне настало время более подробно изучить и описать свои корни. Вспомнить и своих наставников, в том числе Ф. Галко, Д. Шиманович, Л. Шумило и А. Шумило, Н. Гирсу, детского врача И. Цецохо. Документов, фотографий и стихов собралось много: «Ветер тихий, предкам польским, финским белорусские шепни слова».

«Перад Богам, староннімі людзьмі вось я — Лявоніха, як не вазьмі»

Белорусскую «Лявонiху» знают далеко за пределами нашей Родины, это такой же символ, как русская «Калинка­-малинка».

Для Веры Петровны в ней особый смысл, она охотно называет себя этим прозвищем, производным от имени мужа. Написала свою версию известных стихов, посвятив их человеку, с которым прожила без малого полвека.

— В 1973 году, в 18 лет, я вышла замуж за Леонида Владимировича, который работал военруком в Березовской СШ. Он был в звании младшего лейтенанта и казался мне солидным, взрослым человеком, хотя в тот момент ему было всего 22! — продолжает моя собеседница. — И мы вместе учились на заочном отделении Минского пединститута, я — на филологическом, он на историческом факультетах. Мы всегда рядом, как говорят, в радости и горести, так было на работе, так есть и сейчас, когда мы на пенсии. Мужа считаю очень талантливым человеком, он не только пишет стихи, песни, но играет на баяне, трубе, гитаре. Кстати, у него и родители были одаренными, хотя имели начальное образование. Отец Владимир Филиппович — строитель, мать Любовь Антоновна — отличник торговли СССР, прекрасно пела. Наследникам передалась их музыкальность. Мой сын Михаил учился в ВГУ имени П. М. Машерова, имеет два диплома — историка и филолога, менеджера туристской организации. Он руководил Летчанской базовой школой, трудился педагогом дополнительного образования, сейчас работает преподавателем в Витебском филиале УО «Белорусская государственная академия связи. Невестка Елена возглавляет Витебский городской центр коррекционно­-развивающего обучения и реабилитации. Дочь Татьяна окончила ВГТУ и Минский педагогический университет (иностранные языки), работает на «Сан­Марко» с мужем Денисом. Почти у всех в нашем роду — по два высших образования. У нас с Леонидом Владимировичем уже трое внуков. Старший Владислав учится в Минске, в БГЭУ, Данику 6 лет, посещает детский сад и, поскольку сын с семьей живет в Больших Летцах, к селу привычный: интересуется тракторами и видами на урожай — эдакий маленький мужичок! У дочери — девочка Софья, ей 15 лет, учится в гимназии № 3, рисует, танцует. Жизнь моя по-­прежнему полна: семьей, хорошими людьми и доб­рыми чувствами. Недавно отметила круг­лую дату, столько гостей, поздравлений! А если станет грустно, знаю, что мне есть на кого опереться, кого позвать: «Лёня, Лёвушка, Алёша ці Луіз, Леанід ці Леанарда, адзавісь!»

«Ноги все я исходила бы в кровь, не воскресну, поверь, не беда…»

Вера Петровна достает из альбома очередную групповую фотографию семейной встречи и говорит, что на ней только треть семьи. Она огромная, разветвленная, в ней рабочие, офицеры, экономисты, медики и бизнесмены. В роду два десятка педагогов, в их числе немало известных. Она сама — лауреат звания «Человек года Витебщины‑2012», а также отличник образования Республики Беларусь, как и ее супруг. Старшая сестра Янина Ивановна Дейкун — заслуженный учитель Российской Федерации, а ее муж Владимир — заслуженный работник культуры России. Сестра Елена Петровна Лазарева одно время занималась подготовкой специалистов в Минском кулинарном училище. Еще одна сестра Анна Петровна — доктор философии, преподавала в ВГУ имени П. М. Машерова, была директором Российско­-белорусского университета, ее супруг Иван Антонович Щурок долгое время руководил областным управлением образования. Раиса Михайловна Грабовская, сватья, директор гимназии № 8, заслуженный учитель Беларуси, отличник образования, лауреат звания «Человек года Витебщины‑2013», награждена орденом Почета. Два племянника окончили Академию управления при Президенте Республики Беларусь.

— Мама нас всех сдружила. И хотя ее уже нет с нами, мы по-­прежнему рады любому поводу, чтобы собраться вместе, — продолжает В. Дук. — Педагогам всегда есть о чем поговорить, неважно, что кто-­то работает сейчас в другой сфере или вышел на пенсию.

Могу привести в пример свою биографию. Большие Летцы — это моя вторая малая родина, ставшая судьбой. Приехала лечиться в санаторную школу в 12 лет и с того момента, с небольшим перерывом, полвека здесь! 35 лет отработала: сначала учителем, воспитателем, директором санаторной школы-­интерната, затем директором детского дома. Открылся он 1 августа 1996 года. За последние 20 лет из этих стен вышли 557 воспитанников. Из них 230 были устроены в семьи: отданы на усыновление, приемным родителям, возвращены биологическим. Вообще, было много замечательных детей! 45 человек поступили в вузы, работают в разных сферах народного хозяйства. Большинство воспитанников нашли свою вторую половинку, растят детей.

С первого дня нам помогали известный бизнесмен генеральный директор холдинга «Марко» Николай Васильевич Мартынов, он возглавил попечительский совет, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы протоиерей Валерий Щука, коллективы таможни, Следственного комитета, Департамента охраны, банков, многочисленные общественные организации и многие другие. Невозможно переоценить постоянную поддержку работников облисполкома, в том числе управления образования, Докшицкого (там начинала свою трудовую биографию) и Витебского райисполкомов. К нам часто приезжали в гости известные артисты, писатели, спортсмены, которые стали настоящими друзьями.

Время идет, ситуация меняется, из детских домов все воспитанники уходят в семьи, учебные заведения. Главное, чтобы встретились им взрослые, способные стать настоящими родителями, наставниками; чтобы ни на моей малой родине, ни в Беларуси в целом больше не было сирот и никакие грустные переживания не омрачали такое прекрасное время, как детство.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Лариса ВОЛКОВА. Фото из семейного архива семьи Дук.