Потомки древнего дворянского рода проживают на Витебщине

logo
Пятница, 02.11.2018 15:15 | Рубрика: Год народного единства
02343

На Витебщине есть заповедные места, имеющие удивительную историю, где живут люди, которых всегда называли солью земли.

Библиотека как центр цивилизации

Иосиф Владимирович Гурко (1828—1901).

Многое из того, о чем сегодня хочется поведать читателю, было бы неизвестно и дальше, покрывалось бы песками времени, беспамятством, одним словом, кануло в Лету, если бы не удивительная женщина — Нина Ларькова. Много лет она работает в Сосновской библиотеке. Это неуемный, активный, любознательный человек, который любит свою Сосновку и людей, проживающих здесь, а также в округе. Много времени по возможности Нина Леоновна проводит в разных библиотеках республики, в архивах, сейчас — в Интернете, чтобы как можно больше найти исторических сведений о своей малой родине, о предках, живших здесь много лет назад, и об их потомках. Так, благодаря Нине Леоновне возродилась история представителей одного из благороднейших дворянских сословий, огромного рода Гурко, начало которого восходит к XV веку.

Сегодня потомки Гурко живут в Волосово, что в нескольких километрах от Сосновки.

— А деревня эта особая! — говорит Нина Леоновна. — Здесь столько культурных, образованных людей всегда жило, просто какой-то необычный клан создавался. И если приезжал чужак, то местные могли по первости и «кусаться», не принять сразу!

Дворянская кровь

Приживались и сестры Надежда Михайловна и Евдокия Михайловна Гурко. Делами пришлось доказывать, всей своей жизнью здесь — мол, мы вас достойны…

Александр Васильевич и Валентина Ивановна Гурко в молодости.

— Знаете, если в человеке есть дворянская кровь, то она и через века проявится! — утверж­дает Нина Леоновна. — А это достоинство, стремление к знаниям. Например, Евдокия Михайловна даже школу не закончила, но сама научилась читать и всю жизнь любила книги, по характеру была такая деликатная, боялась кого-то обидеть, но и льстить не любила, ее дочка Валя тоже научилась читать в 5 лет. Тяга к знаниям, культуре и в то же время скромность — вот что отличает благородных людей. А еще — умение носить одежду, даже самую простую! Женщина дворянских кровей может надеть кофтенку, скромное платьице, но они всегда на ней лежат как-то по-особому, ладно. Вот и Валя, бывало, пойдет в халатике корову доить и выйдет из хлева чистенькая, аккуратная. А еще Валя ходила в шляпке — это тоже не всякая женщина умеет, тем более в деревне! Когда же узнала свои корни, историю рода Гурко, то сама удивилась: она — из дворянок?!

Сестры Гурко были из многодетной семьи. Всех разбросало по стране. Многие стали образованными, признанными и известными людьми: Петр Михайлович — врач, Владимир Михайлович — инженер-конструктор, Василий Михайлович — художник, преподаватель Ленинградской академии, Александр Михайлович —писатель-журналист, Мария Михайловна — учитель в Гродненской области. Лишь Надежда Михайловна до выхода на пенсию проучительствовала в родной Волосовской начальной школе.

Евдокия Михайловна даже перед смертью не сказала ни дочери, ни сыну, какого они роду-племени. Кстати, у ее детей — Валентины Ивановны и Александра Васильевича — разные отцы, мать дважды выходила замуж, а вот фамилия одна — Гурко. Испокон веку все Гурко гордились своей фамилией, и даже женщины, выходя замуж, оставляли ее за собой. А гордиться на самом деле было и есть чем…

А крона древа разрасталась…

Нина Ларькова, создавая генеалогическое древо рода Гурко, сама не думала, что оно получится таким мощным. Поч­ти пять веков истории одного огромного рода! Вот лишь некоторые имена.

Родоначальник — представитель литовско-белорусского дворянского рода Гурий Олехрович Ромейко, намесник Смоленский в воеводстве Витеб­ском (1539 год), от его имени и пошла потом фамилия Гурко. Каждый из потомков вносил свой вклад в поддержание достоинства рода. Так, фамилию прославил один из потомков Иосиф Владимирович Гурко (1828—1901), выдающийся военачальник во время русско-турецкой освободительной войны 1877—1878 годов, удостоенный высшего воинского звания в царской России — генерал-фельдмаршала, родился в Оршанском уезде Могилевской области, ныне это Лиозненский район. За свои беспримерные подвиги был награжден золотой с алмазами шпагой и орденом Святого Георгия второй степени, после военных действий был временным генерал-губернатором Санкт-Петербурга, губернаторствовал в Одессе, Варшаве, последние годы жизни прожил в своем имении Сахарово Тверской губернии. В 2013 году герою Болгарии в Софии был установлен бронзовый бюст. Три его сына Владимир, Василий и Николай также получили превосходное образование, имели воинские звания. Так, Владимир Иосифович к 1916 году занимал пост заместителя министра внутренних дел России. Василий Иосифович служил военным агентом на англо-бурской войне в Африке, участвовал в военных действиях с Японией на Дальнем Востоке, особую храбрость проявил при начальствовании над Забайкальской отдельной казачьей бригадой, принял и поддержал Февраль­скую революцию, но в мае 1917 года выступил с резкой критикой Временного правительства, а в августе этого же года был арестован и выслан за границу. Скончался в 1937 году в Риме.

Еще один отпрыск из рода Гурко — Дмитрий Иосифович (1872—1945) — стал одним из организаторов разведывательной сети Генштаба русской армии в Европе накануне Первой мировой войны. Представитель знаменитого рода Николай Александрович Гурко (1866—1923), инженер и изобретатель, разработал светящие­ся электрические часы, установленные на Эйфелевой башне и запущенные во время Всемирной выставки 1900 года в Париже. До 1917 года подобные часы установили на вокзалах Московской и Николаев­ской железных дорог. На системе инженера Гурко основывались часы, установленные в 1946 году в Московском метрополитене: было изготовлено 24 экземпляра, работавших вплоть до 1980 года.

…Генералы, государственные деятели, писатели, превосходно образованные, талантливые, храбрые и благородные, — все представители рода Гурко всегда были в авангарде российской элиты.

В земле наши корни

Дом Александра Гурко в Волосово, конечно же, не походит на дворянское имение. Впрочем, основательность хозяйства угадывается.

Александр Гурко с женой Диной Ивановной: «Как продать козу «дворянского происхождения»?»

— Жили мы сначала с матерью в Поротьково, в школу ходили в Сосновку, за 7 километров, — рассказывает при встрече Александр Васильевич. — Окончил семь классов и поступил учиться в Лужесно, в сельскохозяйственный техникум. Пошел работать шофером в хозяйство и 45 лет 1 месяц и 4 дня отработал верой и правдой!

Двое сыновей Александра Васильевича живут в городе, а он здесь, в своем «дворян­ском» гнезде, вот уже 11 лет хозяйствует со второй женой Диной Ивановной.

— При матери хозяйство было большое: две коровы, два коня, овцы, нутрии, кролики, куры, свиньи. А вот сейчас остались только козы и куры! И еще собака. Вот все никак козу не продадим — хоть ты объявление давай: «Продается коза дворянского происхождения», — смеется хозяин.

А вообще, человек он прос­той, немногословный, что называется, от земли и сохи. Прожил непростую жизнь, достаточно сказать, что дитя войны.

— Я родился здесь в 1944 году, на оккупированной территории, — делится Александр Васильевич. — В этих местах долго стоял фронт, а линия его проходила как раз по речке Лучосе. Берега здесь обрывис­тые, и чтобы укрепиться, фашисты устанавливали метров сто колючей проволоки, потом метров сто — минная полоса, и снова так же… Когда наши солдаты шли в атаку, то, рассказывают, первыми пускали штрафные батальоны. И все они полегли здесь. За девять месяцев погибли тысячи. Потом местное население захоранивало всех. И еще после войны мы, мальчишки, играли в подбитых, сгоревших и не­убранных танках, находили оружие. Мне было лет 5-6, однажды дети притащили найденную железяку. Ну диск и диск, а мать посмотрела, что металл хороший, и поставила на него чугунок, да и — в печку... Взрыв был такой силы, что все разнесло — и саму печку, и часть стены дома: это оказалась противотанковая мина.

Отец погиб на войне, мама вышла второй раз замуж, в 1948 году родилась сестра Валентина. Семья жила бедно, колхоз помог землянку соорудить, потом домик дали, который нужно было фактически заново выстроить. Маму вспоминает с теплотой: Евдокия Михайловна была труженица, хоть и не получила образования, но очень красиво рисовала, вязала.

Человек с юмором, Александр Гурко так же относится к своему дворянскому происхождению. Кстати, Нина Леоновна, несмотря на шутки и иронию Александра Васильевича, твердо убеждена, что некоторые черты, характерные для рода Гурко, у сегодняшнего сельского пенсионера все равно просматриваются!

— Когда я читала про их дворянский род до XV века, ведь отмечала же у всех и боевитость, и справедливость в характере. И вот этого у Александ­ра Васильевича не отнять. Передалось, что называется, один к одному! У него есть такая черта, что он будет отстаивать справедливость во что бы то ни стало. И так не раз бывало, когда работал в колхозе. Гурко всегда смело вступал в спор с любым начальством, невзирая на чины, если считал, что он прав!

Говорят, что когда людям снятся чудные сны, оказывается, так к ним приходит либо будущее, либо далекое прошлое. Чудом наяву для жителя Волосово Александра Гурко стала его родословная, которую он теперь читает, и останется она детям и внукам.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталья ДРОЗДОВА. Фото автора и из семейного архива.