Один день из жизни комбайнера. С молодым комбайнером Евгением Шолоховым из ОАО «Возрождение» на уборке рапса поработал журналист «Витьбичей»

logo
Понедельник, 27.08.2018 12:27 | Рубрика: Экономика
04955

Трудовой день в ОАО «Возрождение» Витебского района, как и в любом другом хозяйстве, в период уборочной кампании начинается с рассветом. Еще нет и восьми утра, а комбайнеры и водители уже на мехдворе, где проходят медицинский предрейсовый осмотр, здесь же инженер выписывает им путевые листы.

Прежде чем отправиться в поле, Евгений тщательно проверяет свой комбайн «Палессе» GS-12. Осматривает режущие ножи, смазывает узлы, цепи и крепления, продувает фильтры и очищает бункер от мусора, после чего заправляет бак. И только после этого мы отправляемся в поле, за нами следуют еще три комбайна.

Признаюсь честно, наблюдение за ходом жатвы из кабины комбайна в моей журналистской практике уже случалось, когда в 2007 году, будучи корреспондентом районной газеты, по заданию редакции мне нужно было поработать с комбайнером в поле. От нескольких часов, проведенных в душной технике, куда без особых препятствий проникала пыль, остались не самые приятные впечатления. А еще из-за непрерывного гула мотора я практически ничего не слышала из того, что рассказывал мне местный аграрий. То ли дело сейчас — в кабине у Евгения чисто и достаточно прохладно, работает кондиционер. Разговариваем, не напрягая связок, и отчетливо слышим друг друга.

Итак, включаем мигалку и отправляемся на место назначения. Несмотря на свои внушительные габариты, техника достаточно маневренная. По пути к рапсовому полю у поселка Кировский узнаю, что Евгений родом из Старого Села, после окончания Городокского аграрно-технического колледжа устроился в ОАО «Возрождение», где и задержался уже на пять лет.

Для парня нынешняя жатва — юбилейная (пятая по счету) и одновременно дебютная (впервые в этом сезоне он не помогает комбайнеру, а собственноручно управляет техникой). Интересуюсь, был ли определенный страх за возложенную на него ответственность, когда пересел за штурвал. В ответ Евгений, улыбаясь, говорит, что ни капельки: к этому готовился все предыдущие сезоны, успел узнать многие нюансы работы и настроиться морально.

Техника, на которой мы едем, убирает хлеб уже девятую кампанию, но молодой комбайнер ее состоянием доволен: серьезных поломок не случалось, а с мелкими и сам справляется отлично.

В беседе узнаю, что отец Евгения работает на железной дороге, а он вот решил попробовать хлеба аграриев и о своем выборе ни разу не пожалел. Из всех трудностей, с которыми пока не совсем научился справляться, — ранние подъемы по утрам.

В эту уборочную парень сумел намолотить свыше 800 тонн зерна. Теперь вместе с другими комбайнерами задействован на озимом рапсе. Его убирать, по словам Евгения, немного сложнее. Ведь посевы этой культуры созревают неравномерно и образуют своеобразный плетеный ковер, а зрелые семена легко осыпаются. Впрочем, бортовой компьютер позволяет выбрать необходимый режим для данной культуры, чтобы молотилка сама настроила режущие ножи на нужный уровень, кроме того, сообщает обо всех ошибках, перегреве двигателя, показывает, на сколько процентов заполнены бак и бункер. При полной загрузке последнего раздается характерный сигнал.

По прибытии комбайнеры делят фронт работы. Поле достаточно холмистое, что требует большей внимательности от тех, кто за штурвалом.

— На жатве мы работаем от росы до росы, — рассказывает Евгений. — Выходим где-то в девять, возвращаемся около десяти вечера. А вообще в нашем деле многое зависит от погоды.

Осмотревшись в кабине, замечаю, что в ней даже педалей нет, только рычаг управления, который напомнил игровой джойстик, и руль. На небольшом мониторе бортового компьютера — вся необходимая информация.

Достаточно быстро меня начало укачивать, а от того, что постоянно смотрела на жатку, закружилась голова. После часа монотонной езды и вовсе начала зевать. Замечая мое состояние, Евгений тянется к приемнику. Хиты «Русского радио» помогают немного взбодриться.
— Когда постоянно смотришь на мотовило, кажется, что быстро едешь, а глянешь на монитор, там чуть более трех километров в час, — отмечает комбайнер. — Но в нашем деле главное не скорость, а качество работы, поэтому спешить не нужно, впрочем, как и отвлекаться. Если станет совсем невмоготу, дайте знать, устроим остановку.

Сделав один проход, идем на разворот (вопреки моим ожиданиям, Евгений справился с маневром быстро и ловко). И вот наш комбайн готов опять приступить к работе. Интересуюсь, почему оставляет небольшую полоску несжатой, оказывается, так нужно по технологии: полегший рапс лучше убирать, сменив направление хода.

Единственные остановки в поле, которые с нами случились за несколько часов, — из-за ожидания, пока содержимое бункера пересыплется в кузов машины.

Так незаметно наступил полдень, и в поле привезли горячие обеды…

После еды желание вздремнуть усилилось, но не тут-то было, нас ждал рапс. Ситуация усложнилась тем, что один из четырех комбайнов внезапно вышел из строя, а значит, нагрузка на каждую единицу техники, работавшую здесь, значительно увеличилась. Но к такому повороту событий аграрии готовы, трудиться, не покладая рук, для них уже стало хорошей привычкой.

Евгений сожалеет лишь об одном: не так много времени, как хотелось бы, в период уборочной проводит с семьей. Дома молодого агрария с нетерпением ждут жена Валерия и дочь София. Правда, супруга с пониманием относится к такому напряженному графику: сельскохозяйственный сезон, значит, труд от зари и до зари, тем более что это время неплохого заработка. Семья поддерживает Евгения морально, настраивает на трудовые победы. Он же, в свою очередь, посвящает их своим родным.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Светлана ЛЮБОЧКА. Фото Виктора НИКОЛАЕВА.