Неплатежеспособные сельхозпредприятия будут озодоравливать в Беларуси за счет передачи их в антикризисное управление

logo
Пятница, 12.08.2016 10:59 | Рубрика: Экономика
02799

ЭкономикаCтавка на рачительного хозяина — один из методов финансового оздоровления неплатежеспособных сельхозпредприятий.

С целью повышения эффективности работы агропромышленного комплекса Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал Указ №253 «О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций». Основные положения документа и пути реализации их на практике обсудили аграрии Витебщины на областном семинаре-совещании с участием представителей Министерства сельского хозяйства и продовольствия, облисполкома и облсельхозпрода.

Подробно на условиях и механизмах экономического оздоровления неплатежеспособных предприятий АПК различной формы собственнос­ти и мерах, которые согласно Указу №253 должны вывести их на стабильную работу, в своем выступлении остановилась заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Людмила Нижевич. Времени на подготовку необходимой документации у нуждающихся в финансовом оздоровлении организаций немного. Не позднее 1 октября дальнейшая судь­ба таковых предприятий будет решена на заседании соответствующей областной комиссии. Руководители экономически несостоятельных организаций должны до 1 сентября подготовить бизнес-планы по их досудебному оздоровлению (это касается в том числе и потенциальных банкротов) и представить их в райисполкомы, которым, в свою очередь, необходимо разработать график их рассмотрения. Окончательное решение принимается областным исполнительным комитетом, однако при анализе бизнес-планов на уровне области будут в обязательном порядке учитываться рекомендации, данные районным звеном власти.

— Если председатель райисполкома видит, что использование всех мер и положений, предусмотренных указом, не позволяет предприятиям выйти на эффективную работу, тогда рекомендация для областной комиссии должна содержать резолюцию о возможности применения процедуры антикризисного управления, — подчеркнула Людмила Ивановна. — Указом предусмотрена персональная ответственность для руководителей районов.

Решение областной комиссии после согласования с государственными органами управления будет утверждено соответствующим постановлением Совета Министров не позднее 1 ноября.

Бизнес-план, который готовят предприятия, должен содержать следующие позиции: объективную оценку текущей финансово-экономической деятельности, оценку перспектив развития с предложениями по специализации и финансовый план с учетом применения всех мер досудебного оздоровления и без них.

Важная роль в этом процессе будет отведена новой структуре — открытому акционерному обществу «Агентство по управлению активами», которому будет передана проб­лемная задолженность неплатеже­способных организаций по кредитам банков. Агентство наделено полномочиями предоставить отсрочку (рассрочку) погашения основного долга по переданным ему кредитам. Реализация соответствующего механизма позволит высвободить источники для кредитования платежеспособных сельскохозяйственных организаций.

Для многих финансово несостоятельных сельхозпредприятий сегодня остро стоит вопрос погашения кредитов, взятых на строительство жилья с государственной поддержкой для своих работников.

— Оптимальное решение — предложить гражданам, которые пользуются этим жильем, его выкупить согласно условиям государственной поддержки под 1 процент с рассрочкой на 40 лет, — пояснила Людмила Нижевич. — При этом есть важный момент: работник должен трудиться в организации не менее 15 лет. Если жилье строила организация, есть вариант передачи его в коммунальную собственность, чтобы снизить финансовую нагрузку на предприятие.

Рассмотрев основные нормы, которые должны содержать бизнес-планы по досудебному оздоровлению и вопросы передачи жилья, заместитель министра перешла к вопросам применения элементов нового корпоративного управления, преду­смотренных указом: аренды, доверительного управления и передачи по договору функции доверительного управления.

Если руководитель проблемного предприятия видит в себе силы в течение пяти лет вывести предприятие из кризиса, согласно разработанному бизнес-плану с ним перезаключается контракт. Указом для такого директора предусмотрено существенное стимулирование. При условии благополучного осуществления намеченных планов, что определяется отсутствием убытков, просроченных обязательств и восстановлением платежеспособности предприятия, он может претендовать на безвозмездную передачу 25 процентов акций.

Предметом договора аренды может стать как весь имущественный комплекс предприятия, так и его часть. Арендатор берет на себя все обязательства по выполнению бизнес-плана и платит только арендную плату. Цена вопроса — 5 процентов от базовой стоимости имущественного комплекса, но не более 500 базовых величин. Трудовой коллектив при этом сохраняется. Если его члены не согласны работать с арендатором, они могут быть уволены по статье о существенных изменениях условий труда. Передача предприятия по доверительному управлению предусматривает в качестве претендента на выполнение этой задачи любое юридическое лицо, индивидуального предпринимателя или фермерское хозяйство. Пока четкий механизм передачи не разработан, но уже есть распоряжение Государственному комитету по имуществу Республики Беларусь подготовить нормативный документ, регламентирующий передачу имущества по доверительному управлению.

Передача по договору функции управления заключается в возможности найти управляющего, способного вывести предприятие на эффективную работу. Такой менеджер может рассчитывать на хорошую зарплату и прочие материальные бонусы.

Для субъектов, взявшихся за финансовое оздоровление неплатеже­способных организаций, предусмотрен существенный стимул. По результатам работы может быть принято решение о продаже им предприятий. В том числе за 1 базовую величину, если стоимость чистых активов отрицательная или равна нулю на первое число первого месяца квартала, предшествующего кварталу на начало пятилетнего периода.

— Такие формы корпоративного управления — не новы, — подчеркнула Людмила Нижевич. — Они обозначены в Гражданском кодексе, но на практике не применялись, особенно в сельскохозяйственной отрасли.

Таким образом, одно из главных направлений Указа №253 — формирование собственника на селе, знающего, как эффективно использовать имеющиеся в наличии резервы, и способного мотивировать на успех коллектив. Станет ли это панацеей для предприятий, которые близко подошли к черте банкротства, покажет время.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Андрей ЗАХАРОВ.