На городской свалке планируют ввести в строй новую карту для складирования твердых коммунальных отходов (ТКО)

logo
Четверг, 03.08.2017 14:54 | Рубрика: Экономика
03624
Наша газета писала не раз о том, что в Витебске полигон ТКО давно перегружен. Как и о том, что в тридцати километрах от областного центра, в районе деревень Косачи — Копти, готовится новая площадка под городскую свалку, на которой планировалось построить еще и мусороперерабатывающий завод. Временно все работы на этом объекте приостановлены — не найден инвестор, который бы взялся за финансирование проекта. А учитывая то, что вывоз мусора за тридцать километров связан с большими транспортными издержками, рассматривается вопрос на республиканском уровне о том, чтобы продлить сроки дальнейшей эксплуатации городского полигона. Об этом шел разговор во время посещения Витебска вице-премьером Республики Беларусь Анатолием Калининым.

Резервы есть
Заросший растительностью высокий холм, который виден со стороны бойкой дороги, что ведет в областной центр, ничем не напоминает городскую свалку.



— Спецавтобаза, на обслуживании которой находится полигон ТКО, многое делает, чтобы содержать его надлежащим образом, — говорит директор предприятия Юрий Галушко. — Не припомню случая, чтобы происходили возгорания. А с 2011 года они исключены. Дело в том, что на городском полигоне шведская компания «Вирео-Энерджи» установила газопоршневой агрегат мощностью 1 мегаватт в час по извлечению свалочного газа (метана) и преобразованию его в электроэнергию. Ведь метан, накопившийся за десятилетия внутри свалки, мог по-разному себя вести. Благодаря новым технологиям теперь он служит человеку как альтернативный источник получения энергии. В результате оздоровляется окружающая среда.


Е. Зыбина и контролер контрольно-пропускного пункта И. Чуханков

— Технология захоронения твердых коммунальных отходов опробована годами, — рассказывает начальник участ­ка «Полигон ТКО» спецавтобазы Елена Зыбина. — Свалка растет по принципу пирога: слой мусора пересыпается слоем земли.
— И какова высота «пирога»? — интересуемся.
— В отдельных местах она достигает тридцати метров, — поясняет Елена Леонидовна. — Первый мусор поступил на свалку в далеком 1975 году. Если учесть, что в год на полигон на захоронение свозится более 100 тысяч тонн твердых коммунальных отходов, то можно навскидку определить и вес «пирога». Площадь полигона — 32 гектара. Правда, оговорюсь, что чем более зажиточно живем, тем больше отходов образуется: упаковочный материал, крупногабаритные отходы, ненужная мебель… Государство ставит задачу извлекать из ТКО как можно больше вторичных материальных ресурсов. Давно перестали свозить на свалку старые телевизоры, стиральные машины и другую поломанную и отслужившую электронную технику. Они сейчас сдаются на переработку, как и макулатура, пэт-бутылки, стекло, полимерные, строительные отходы. Несмотря на это, к сожалению, под видом ТКО еще немало вторсырья оказывается на свалке. И тогда наши работники дополнительно извлекают его на самом полигоне. Так, за прошлый год сдали 160 тонн стеклобоя и 61 тонну пэт-бутылок. Это не считая более 1700 тонн вторсырья ежегодно, которые извлекает спецавтобаза из контейнеров для раздельного сбора мусора, установленных во дворах домов.
— Елена Леонидовна, что предпримете в связи с решением продолжить эксплуатацию старого полигона?
— В этом решении не усматриваю ничего экстраординарного. На полигоне еще достаточно места для складирования коммунальных отходов. Вторая очередь с четырьмя картами была запущена в 2013 году. Заполнена только одна, для чего требуется примерно три-четыре года — таков ресурс карты. Готовим к эксплуатации еще одну — 5б, которая представляет собой большой котлован размером в два гектара. Должны глиняным замком опоясать всю территорию карты, чтобы предотвратить загрязнение подземных вод. И тогда можно будет складировать отходы. Правда, на это нужны большие деньги, а финансовой поддержки, несмотря на злободневность вопроса, ждать особо неоткуда. Имеются в запасе еще две карты, о которых пока речь не ведется.


— Если свалка остается на преж­нем месте, то следует подумать о строительстве мусоросортировочного завода. Ведь это логично.
— Он и будет строиться. Заказчиком выступает КУП «Управление капитального строительства города Витебска». А эксплуатировать завод придется спец­автобазе, то есть нам.

Итоги мониторинга не тревожат?
На полигоне ТКО есть штатная единица эколога. В его обязанности входит проведение мониторинга воздуха, поч­вы и подземных вод вблизи экологиче­ски опасного объекта, каким считается свалка, строгий контроль за ввозимыми отходами.
— Если даже при визуальном осмотре замечаем картон, стеклобой или другое вторсырье, то груз заворачиваем назад, на досортировку, — поясняет эколог Ирина Эйсмонт. — На нарушителя составляем протокол. Только за прошлый год выявили 57 фактов вывоза мусора, в котором находилось вторсырье.
Когда вижу рыбаков, которые удят рыбу возле небольшого водоема, расположенного недалеко от свалки, становится не по себе. О чем думают граждане? А что скажет эколог на этот счет?
— Один раз в год проводим мониторинг воздуха, почвы, подземных и поверхностных вод, — говорит Ирина Васильевна. — В водоемах, расположенных вблизи полигона, а также из шести скважин, опоясывающих свалку, берем заборы проб воды. Определяем в ней наличие нефтепродуктов, железа, хлоридов, фосфора аммонийного, ртути… Предельно допустимые концентрации по всем 19 показателям, которые исследуем, не превышают норму. То же могу сказать и по воздуху. Концентрации вредных веществ, попадающих в атмо­сферу, — в пределах нормы. Достаточно спокойной экологической обстановке способствует, как уже говорили, извлечение свалочного газа и преобразование его в «зеленую» энергию.




Культура производства
— Работая даже с мусором, можно и нужно соблюдать культуру производства, — считает Елена Зыбина.
А сравнивать есть с чем. На город­ском полигоне развернули свою деятельность два субъекта хозяйствования: полигон ТКО предприятия «Спец­автобаза» и ООО «Витебская мусоросортировочная станция» завода полимерных изделий.
Каждое предприятие имеет свою территорию, на которой и хозяйствует. Как может и умеет.
— На мусоросортировочной станции, которая разместилась недалеко от въезда на полигон, накопилось неоправданно много отходов. Образовалась свалка на свалке, — делится наболевшим Елена Леонидовна и предлагает посмотреть, как хозяйничают соседи. — Разве это допустимо, что мусор разлетается по всей территории, захламляя дорогу и канаву, создавая проблемы с проездом мусоровозов спецавтобазы, которые направляются на разгрузку на полигон. В результате того, что месяцами лежат коммунальные отходы, предна­значенные для извлечения из них вторсырья, разносится неприятный запах, развелись крысы. Не по душе такое соседство, где царит антисанитария.
Елена Леонидовна приглашает директора мусоросортировочной станции Сергея Макарова объясниться.
— А что объяснять? Не видно разве, что это от-хо-ды, и все сразу понятно, — говорит Сергей Макаров.
— И мы работаем с мусором, — парирует Елена Леонидовна. — Только соблюдаем чистоту и порядок.
— Что делать, если временно не работала линия сортировки, вот и образовались излишки отходов. Вскоре все рассортируем, — обещает Сергей Макаров.
— Почему конфликты и спорные вопросы не решаете с помощью контролирующих служб? — интересуюсь у Елены Леонидовны.
— Рассчитываем на сознательность, — говорит она. — Экологи районной службы уже выдали предписание на устранение недостатков. Посмотрим, какая будет реакция у соседей. Мы не имеем никаких претензий к сортировочной станции, только просим навести элементарный порядок.
На головном предприятии — Витебском заводе полимерных изделий — также заверили, что временные трудности преодолены, линия запущена, и вскоре излишки образовавшихся отходов будут переработаны.
В управлении жилищно-коммунального хозяйства облисполкома подтвердили, что на старом полигоне будет строиться мусоросортировочный завод, мощность которого — 100 тысяч тонн коммунальных отходов в год. Из ТКО уже извлекается 12 процентов вторсырья. Эту цифру нужно довести до 18. Еще 70 процентов отходов пойдет на изготовление RDF-топлива. По технологии отходы будут высушиваться, брикетироваться и использоваться как альтернативное топливо в цементной промышленности. И только чуть более пяти процентов образующихся в результате жизнедеятельности областного центра отходов смогут попадать на город­ской полигон.
Предприятие «Белкоммунпроект» разрабатывает проектно-сметную документацию, УКС города Витебска является заказчиком строительства.
Такой серьезный объект на полигоне, как мусоросортировочный завод, расставит точки над «i» в спорах между нынешними двумя субъектами хозяйствования: полигоном ТКО и мусоросортировочной станцией, которая способна сейчас извлекать из отходов только 411 тонн вторсырья в год. Почувствуйте разницу, как говорят. В конкурентной борьбе выживает сильнейший.


© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Елена БАШУН. Фото автора.