Федерация профсоюзов Беларуси выступила с инициативой установить у подножия Кургана Славы знаменитый штурмовик Ил-2

logo
Пятница, 05.07.2019 12:38 | Рубрика: Беларусь помнит
02283

Многие советские образцы оружия Победы стали знаковыми для нашего народа, а некоторые из них явились шедеврами конструкторской и технологической мысли. Лучшая машина мирового танкового парка Т-34, «русские колоссы» – тяжелые танки КВ, 76-миллиметровая дивизионная пушка ЗИС-3, реактивная система залпового огня «Катюша», пикирующий бомбардировщик Пе-2, самоходная артиллерийская установка СУ-152 – «Зверобой», субмарины «Щуки», пистолет-пулемет системы Шпагина, или просто – знаменитый ППШ… Одно из первых мест в прославленной галерее боевой отечественной техники, более того – «чемпионский титул» среди самолетов Второй мировой по праву принадлежит штурмовику Ил-2.

Вклад в Победу этой уникальной крылатой машины трудно переоценить. Ил-2, созданный под руководством выдающегося авиаконструктора Сергея Ильюшина и предназначенный прежде всего для атаки наземных целей, в Великую Отечественную войну стал ударной силой советской авиации. Вооруженный двумя пушками в консолях крыла и двумя крыльевыми пулеметами, авиабомбами, реактивными снарядами, Ил-2 мог атаковать с малых и сверхмалых высот, был незаменим при штурмовке переднего края обороны противника, его танковых и механизированных частей, эффективно «работал» по вражеским колоннам на марше, скоплению живой силы и техники, по переправам, артиллерийским позициям, аэродромам, портам, береговым укреплениям, надводным целям.

По мнению самих летчиков-штурмовиков, это был единственный самолет, который удачно сочетал огневую мощь, броневую защиту и маневренность. Появление на фронтах штурмовика Ил-2 явилось полной неожиданностью для противника. Несмотря на то, что тактика применения «летающих крепостей», как называли свой самолет сами конструкторы, поначалу была неотработанной, штурмовик сразу же стал наносить врагу серьезный урон и деморализующе действовал на фашистов, которые прозвали его «черной смертью».

Воевать на любом самолете, а тем более на штурмовике – удел героических людей, и каждый боевой вылет был настоящим подвигом. Противник стремился всеми возможными способами отражать атаки «летающих крепостей». Потери среди летчиков Ил-2 были высоки. Но в руках пилота одаренного и храброго этот самолет действительно становился «черной смертью» для врага.

Именно таким отважным и талантливым летчиком был витебчанин Павел Бавыкин, участник битвы за Москву, освобождения Беларуси, штурма Кенигсберга, Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года, кавалер двух орденов Красного Знамени, орденов Отечественной войны I и II степени, двух орденов Красной Звезды, а еще – обладатель неофициального титула «Летчик-легенда». К сожалению, ветеран уже ушел из жизни, но коль скоро ведем речь о знаменитом штурмовике, не вспомнить Павла Филипповича невозможно. Ил-2 и Павел Бавыкин были созданы друг для друга.

– Я летал на семи типах самолетов, на двух из них воевал и лучшей машины, чем Ил-2, не встречал, – рассказывал корреспонденту во время одной из встреч прославленный ветеран.

Свой неофициальный титул он получил вполне официально. В 1941-м служил на Дальнем Востоке. Удивительным качеством Павла Филипповича, помимо безусловного мужества, была способность управлять машиной в условиях ограниченной видимости, по приборам, – то есть ночью или в сплошном тумане. Во время выполнения разведывательного задания он провел четыре часа в воздухе в строжайшем режиме радиомолчания, осуществляя фотосъемку позиций японской армии. Съемку переправили высшему командованию – ее результат оказался потрясающим. Из Москвы пришел ответ: «Передайте Бавыкину, что отныне он – летчик-легенда».

То, что он действительно заслуживает называться летчиком легендарным, Павел Филиппович подтвердил многократно за неполный год войны, сражаясь на Ил-2. В начале операции «Багратион» Павел Бавыкин – летчик-штурмовик 539-го штурмового авиационного полка 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта – совершил свой первый боевой вылет на штурмовике. Участвовал в освобождении Витебска, Полоцка, Могилева. 1945-й Павел Филиппович встретил уже в должности заместителя командира эскадрильи. Его способности отмечал сам командарм – Герой Советского Союза Тимофей Хрюкин, который при первой встрече с Павлом Филипповичем в штабе полка обнял его и сказал: «Помни всегда, что ты – летчик-легенда!»

Одной из особенностей самолета Ил-2 была его потрясающая живучесть. Он мог летать и драться даже при таких повреждениях, которые, казалось бы, должны были стать для машины смертельными. Отмечены случаи, когда пилоты приводили на аэродром «израненные» в бою штурмовики, уже не подлежавшие ремонту. Подобный фронтовой эпизод был и у Павла Бавыкина.

Это случилось где-то между Оршей и Витебском, на пятом боевом вылете. Место стрелка в кабине у Павла Филипповича занял фронтовой корреспондент. На высоте трех с половиной тысячи метров снаряд фашистской зенитки прошил корпус насквозь, и подбитый самолет с воем устремился к земле. Парашюты были у обоих, но, во-первых, внизу – территория, занятая врагом, во-вторых – корреспонденту никогда раньше не доводилось прыгать с парашютом, тем более в критической ситуации, длительность которой измерялась секундами. Летчик не колеблясь принял решение: вывести самолет из пике, направить машину обратно к передовой или погибнуть вместе. Фашисты вели по штурмовику бешеный огонь, пока пилот не дотянул до своих. Но как посадить машину, которая получила катастрофические повреждения? Павел Филиппович вспомнил советы бывалых: принимай верхушки деревьев за поверхность земли и приземляйся как обычно, только без выпущенного шасси. Стальная птица срезала сучья деревьев, как былинки, пока не замерла в кронах на высоте 7-8 метров. А внизу наши пехотинцы кричали: «Все, летчик! Ты дома!»

Еще дважды сбивали Павла Бавыкина, причем в третий раз кипящее масло из пробитого осколком бака обварило летчику открытую часть лица. Дважды Павла Филипповича представляли к званию Героя Советского Союза – за успешное выполнение особо ответственных заданий, в том числе за уничтожение установки, с помощью которой отступающие фашисты приводили в негодность железнодорожные пути.

Кургану Славы, торжественно открытому в память о событиях июля 1944 года, когда при проведении операции «Багратион» советские войска замкнули кольцо окружения фашистской группировки, – ровно полвека. А 14 января 2019-го исполнилось 100 лет со дня рождения Павла Бавыкина. Символическая связь между датами налицо.

Штурмовик Ил-2, который будет установлен у подножия Кургана Славы на площадке с боевой техникой, станет подарком Федерации профсоюзов Беларуси к 75-й годовщине освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и 50-летию открытия знаменитого мемориального комплекса (Курган Славы был торжественно открыт 5 июля 1969 года). В настоящее время ведутся работы по реставрации этого боевого самолета. Его оригинальные бронекорпус, шасси и хвостовая часть будут сохранены. Открыт благотворительный счет, пополнив который, каждый из нас сможет приобщиться к благому делу.

Информация о счете

Получатель: Унитарное предприятие по материально-техническому обеспечению и обслуживанию Федерации профсоюзов Беларуси «Дом профсоюзов» 220019, г. Минск, проспект Победителей, 21. УНП 100116931. Благотворительный счет: BY20POIS31320000002800933008 Банк: РКЦ №1 ОАО «Паритетбанк», г. Минск, проспект Победителей, 19 БИК POISBY2X. Назначение платежа: на поставку металлической копии самолета Ил-2 с использованием оригинальных частей, монтаж, установку и обустройство площадки под ее установку.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Виталий СЕНЬКОВ. Фото из архива Павла Бавыкина и открытых источников.