Рассекречены документы о первых днях Великой Отечественной войны

logo
Пятница, 21.06.2019 17:34 | Рубрика: Беларусь помнит
221636

Начиная с 22 июня 1941 го­да ожесточенные бои Красной Армии с немецко-фашистскими захватчиками на территории Беларуси шли днем и ночью. Рассекреченные в 1993-м документы говорят о том, что в Белорусской стратегиче­ской оборонительной операции (длилась по 9 июля 1941 года) еже­дневные потери нашей армии составляли 23210 человек.

Новый фронт обороны проходил на рубеже Полоцк — Витебск — Орша — Могилев — Гомель. Здесь развертывались войска, прибывающие из глубины страны, с задачей не допустить продвижения врага на восток.

В состав Западного фронта 2 июля была передана 19-я армия генерал-лейтенанта Ивана Конева, которая срочно перебрасывалась в район Витебска, Рудни, Смолен­ска. Войска получили приказ: не допустить захвата Витебска, отбросить противника и выйти на правый берег реки Западная Двина.

На сайте «Память народа» в наградных документах удается найти хотя бы отрывочные сведения о боях за Витебск в июле 1941 года. Так, на красноармейца Николая Ивановича Сорина, башенного стрелка танка БТ-7 137-го танкового полка 220-й мотострелковой дивизии, представленного к награждению орденом Красной Звезды, в реляции записано: «...участвуя в атаке 11.07.1941 го­да на восточной окраине Витеб­ска, проявил смелость и находчивость и лично отремонтировал неисправность спускового механизма пушки во время движения. После попадания снаряда в башню танка и смерти лейтенанта Чех (командира танка), получил ранение в голову и левую ногу, но продолжал вести огонь. Только потеряв сознание и упав на дно танка, прекратил ведение огня из пушки» (ЦАМО РФ: ф.33 оп.682523 д.18).

Подполковник Антон Иванович Шидловский, командир 653-го мотострелкового полка 220-й дивизии, за эти первые бои был представлен к ордену Красного Знамени, повышению в звании и должнос­ти. Вот что сказано на сайте «Память народа»: «В бою 10 июля 1941 года, руководя боевыми действиями полка, смело и решительно ворвался в город Витебск, выбил противника из восточной части города и, не давая ему опомниться, на плечах противника форсировал р. Западная Двина. Продолжал бой в западной части города Витеб­ска. Тов. Шидловский до 23.00 10.07.1941, несмотря на потери, стойко удерживал город, хотя его КП в течение 4 часов был в полном окружении. Только после полученного приказа на отход товарищ Шидловский успешно вышел сам и вывел штаб из окружения. 11 июля в бою был контужен и в тяжелом состоянии эвакуирован в тыл».

А о ходе сражения в самом цент­ре города мы узнали из реляции на капитана Геннадия Ивановича Баленкова, командира 46-го отдельного противотанкового дивизиона 220-й мотострелковой дивизии: «Готовя наступление на г. Витебск, проявив инициативу, полностью вооружил свой противотанковый дивизион. В бою 10 июля дивизион обеспечивал наступление пехоты в г. Витебске. Действуя поорудийно в уличном бою и в бою за аэродром, противотанковый дивизион обеспечивал продвижение пехоты, уничтожая огневые точки в домах, полуподвалах и пр. Когда пехота под давлением превосходящих сил противника отошла на восточный берег реки Западная Двина, тов. Баленков лично руководил огнем, прикрыл отход и, будучи окружен противником на площади Свободы г. Витебска, умело, хладнокровно отбивал атаки противника, вывел людей и мат. часть из окружения. В последующих боях 11—15 июля дивизион тов. Баленкова непрерывно участвовал в боях. За эти бои под его руководством подбито 8 танков противника, одна бронемашина, одна танкетка, уничтожено свыше 50 огневых пулеметных точек, более 200 фашистов».

Однако 11 июля противник отбросил советские части от Витебска.

«Командующий 19-й армией приказал 162-й стрелковой дивизии атаковать и овладеть Улановичами, отбросив противника на западный берег реки Западная Двина. 501-й стрелковый полк сосредоточился к 22.00 10.07.1941 в районе Сеньково. Получив боевую задачу, два батальона полка с похода двинулись на Улановичи и после 10-12 км марша в 3.30 11.07.1941 атаковали противника. Бой начался успешно, противник дрогнул и побежал, бросая на поле боя пулеметы и другое оружие. Улановичи были захвачены. Но с рассветом налетела авиация, и наступление приостановилось. Батальоны залегли, а затем начали отход на северо-восток. До 18.00 11.07.1941 батальоны 501-го стрелкового полка, седлая шоссе, удерживали кирпичный завод и шоссе. Батальоны были усилены одной ротой из Сеньково. К 19.00 из района Витебска по шоссе на Велиж двинулись немецкие мотомехвойска. До 22.00 501-й стрелковый полк вел бой с противником, а затем начал отход. Полк дрался без дивизионной артиллерии и противотанкового дивизиона, которые еще не подошли» (Сборник боевых документов Великой Отечественной войны).

Скупые строчки боевого приказа... И все. Больше никаких документов о боях 501-го стрелкового полка 162-й стрелковой дивизии история не сохранила. Нет в архиве ни «Журналов боевых действий», ни «Именных списков потерь» этой дивизии за 1941 год. Видимо, документы были уничтожены при выходе из окружения...

Осталась лишь память людская. Рассказывали о том бое старожилы деревни Ольгово Витебского района: С. Михеев, Н. Морозова, А. Орловская и многие другие, к кому мы обращались в конце сентября 1992 года. Они вспоминали, как рано утром начался бой на краю деревни Батраки, как строчили по нашим солдатам немецкие пулеметы, как налетели самолеты с черными крестами. Как бомбили и расстреливали в упор людей на этом колхозном поле... Как какой-то комиссар из пулемета «максим» до по­следнего патрона расстреливал в упор наступающих фрицев. А потом, когда кончились патроны, отстреливался из пистолета. И по­следнюю пулю пустил себе в висок... Немецкий офицер приказал похоронить советского офицера со всеми воинскими почестями.

«Много их было на этом поле — молодых парней из южных республик, — рассказывал С. Михеев. — Мне тогда 14 лет было. Вместе со стариками и женщинами мы три дня убитых хоронили... Жара... Трупы разлагаться начали... Мы их в воронках по всему полю прикапывали...»

В статье «Атака танков через Западную Двину» немецкого военного корреспондента Альфреда Тшимке сказано: «На Западной Двине противник сражается с безнадежным ожесточением, которое нам стало хорошо известно в течение первых двух недель Восточного похода... Они воюют и стоят насмерть даже в тех случаях, когда их положение совершенно безнадежно...»

Из дневника доктора Карла Хайнц Шмидта: «11 июля 1941 года в 15 часов… проезжаем по разрушенному Витебску. Он разрушен еще больше, чем Минск. В основном стоят лишь печные трубы. Тяжелые, кровавые уличные сражения произошли здесь. Мы видим ужасные картины. Только к вечеру выезжаем из города, горящего ярким пламенем».

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Лариса БРУЕВА, руководитель регионального центра «ПОШУК».