Невидимый фронт. В годы ВОВ активную борьбу с немецко-фашистскими захватчиками вели сотрудники органов госбезопасности

logo
Пятница, 18.01.2019 18:53 | Рубрика: Беларусь помнит
01535

Единственным из всех белорусских чекистов, кто был удостоен полководческой награды — ордена Кутузова II степени — стал Александр Максименко.

Война застала лейтенанта Максименко в Орше, где он исполнял обязанности начальника городского отдела НКВД. В лесах он закладывал базы с оружием, продовольствием, медикаментами для будущих партизан и подпольщиков, помогал горкому партии подбирать людей для работы в тылу врага. Предполагалось, что А. Максименко останется в районе и будет одним из руководителей местных партизан и подпольщиков. Однако обстоятельства сложились так, что его назначили начальником опергруппы и направили под Витебск, уже оккупированный гитлеровцами.

В то время витебский регион представлял серьезный интерес для командования Красной Армии как мощная тыловая база фашистов. Особое внимание с точки зрения диверсионной уязвимости уделялось состоянию транспортных коммуникаций, по которым проходил основной поток военных грузов и людских резервов к местам предстоящих сражений.

Оперативно-чекистская группа во главе с Александром Максименко обосновалась под Витеб­ском в апреле 1942 года и развернула активную разведывательную и диверсионную деятельность. Его отряд постоянно расширял и укреп­лял связи с действующими в Витебске подпольными патриотическими группами. В ноябре—декабре 1942-го Александром Максименко была разработана операция по ликвидации одного из активных организаторов городской управы, ставленника фашистского режима, заместителя бургомист­ра Л. Брандта и его сына ответственного редактора оккупационной газеты «Новый путь» — А. Брандта. Привели приговор в исполнение участники Витебского подполья В. Кононов, И. Наудюнас, М. Стасенко, Е. Филимонов. За мужество и отвагу все они были награждены орденами.

Особенно важные сведения разведчики получили в июне 1942 го­да. В поселке Рудня Смоленской области была обнаружена химическая воинская часть вермахта. В Витебске среди населения велись разговоры о том, что в ближайшее время немецкое командование предпримет операцию по уничтожению партизан с использованием химического оружия. Планы фашистов были сорваны.

Вскоре Александр Максименко получил новое задание. В окрестностях Орши в тот период базировалось несколько партизанских бригад, в городе действовало патриотическое подполье. Нужен был опытный чекист, который сумел бы организовать и возглавить диверсионную и разведывательную работу. Александр Петрович стал руководителем группы, основная задача которой состояла в том, чтобы парализовать работу Оршан­ского железнодорожного узла, застопорить движение к фронту эшелонов с живой силой и техникой противника. Вскоре в Центр начали поступать сообщения о диверсиях на железной дороге. Накануне и в дни сражений на Курской дуге особенно часто стали громыхать взрывы в Орше.

В августе 1943 года Александру Максименко присвоили звание подполковника, а в сентябре за образцовое выполнение специального задания в тылу врага наградили орденом Красного Знамени. В те же дни по просьбе Белорусского штаба партизанского движения Александр Максименко был назначен заместителем командира партизанской бригады имени К. Заслонова по разведке.

В мае 1944 года, за месяц до операции «Багратион», Александра Петровича отозвали на Большую землю. Получив новое назначение в Наркомате государственной безопасности Белорусской ССР, он занимался организацией и заброской спецгрупп и агентуры в тыл противника с разведывательными и диверсионными заданиями.

В 1945—1952 годах полковник Максименко возглавлял управление Министерства госбезопасности БССР по Минской области, в 1951—1955 годах являлся депутатом Верховного Совета БССР. Именем героя-чекиста названа одна из улиц в Орше.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Олег СИВУХИН, полковник в отставке. Фото www.istmira.ru