Выступление белорусской студентки в финале IFMC-2015 до слез потрясло зрителей и жюри

logo
Понедельник, 23.11.2015 18:29 | Рубрика: Культура
04061
Студентка Белорусского университета культуры и искусств Сабина Мунасыпова Студентка Белорусского университета культуры и искусств Сабина Мунасыпова.


В воскресенье во время гала-концерта закрытия XXVIII Международного фестиваля современной хореографии в Витебске названы имена победителей Белорусского конкурса, который был главным событием IFMC-2015.

В национальном конкурсе из 27 подавших заявки участвовали 18 танцевальных компаний из всех областных центров страны, кроме Бреста. Примечательно, что хореографические номера трех витебских компаний  составили почти половину финальной программы конкурса (пять из одиннадцати).

— Немногие страны в нашем постсоветском пространстве могут представить такое количество коллективов на национальном конкурсе, и этим можно гордиться, — отмечал председатель жюри, лауреат международных конкурсов, художественный руководитель театра «Киев модерн-балет» Раду Поклитару. Еще в преддверии конкурса хореограф  подчеркнул, что главным критерием оценки конкурсанта  может быть только талант, и он ждет на фестивале хотя бы несколько работ, которые могут поразить. Откровения случились! До слез, по признанию Раду Поклитару.

Одно из них — хореографическая работа «Наедине с надеждой» студентки  Белорусского университета культуры и искусств Сабины Мунасыповой, которая дебютировала на IFMC. Она награждена дипломом лауреата первой премии (10 миллионов рублей). Молодой хореограф поставила и исполнила танцевальную композицию, музыкальной основой которой стала известная песня «Баллада о матери» на стихи Андрея Дементьева и музыку Евгения Мартынова, прозвучавшая впервые более сорока лет назад. Реакция молодой девушки на драматическую историю о незаживающих ранах давно отгремевшей войны потрясла и зал, и жюри.

Сама же Сабина Мунасыпова призналась в интервью: «Когда я услышала песню, то словно прожила ее. Зацепила музыка со словами, за которыми история боли матери, не дождавшейся сына с войны. В современной хореографии не приняты музыкальные композиции со словами, но я поняла, что это мое, и хотела донести,  как эта боль переживается, любая боль, поняла, что с этой песней смогу людям что-то передать на сцене. Я живу в этом номере, а не просто танцую». Второй премией (7 миллионов рублей) награжден витебский театр-студия современной хореографии под руководством Дианы Юрченко за одноактный балет «Времена года». Премьерная работа, подготовленная специально для конкурса IFMC-2015, была закончена буквально перед отборочным туром. «Смена времен года похожа на отношения мужчины и женщины, когда к ним приходит любовь, она может уйти, а может длиться до бесконечности, — рассказала  Диана.  — «Времена года» зародились после прочтения писем Антуана де Сент-Экзюпери и Натали Палей (внучки Александра II), эту книгу мне дала Марина Кушнерова, наша солистка. И я счастлива, что мы показали работу на фестивале, где я провела половину своей жизни, фестивале, который стал моей любовью, детьми которого мы являемся». Кстати, пластика Марины Кушнеровой, ее хореографическая образность во «Временах года» просто восхитительны.

Д.Юрченко, С.Толкач, М.Кушнерова. Театр-студия современной хореографии (Витебск). Д.Юрченко, С.Толкач, М.Кушнерова. Театр-студия современной хореографии (Витебск).


Кроме того, витебский коллектив Дианы Юрченко за верность фестивалю и миру искусства, а также за весомый вклад в развитие и продвижение витебской танцевальной школы награжден дипломом генерального партнера IFMC СООО «Белвест» — верного спутника фестиваля на протяжении всех лет.

Лауреатом третьей премии (5 миллионов рублей) стал балет «Гравитация» в постановке хореографа Анны Корзик театра танца «Альтана» из Минска.

Жюри, в котором работали хореографы и исследователи современного танца из Украины, Беларуси, России, Германии и Швеции, возглавляемое сопредседателями Раду Поклитару и народным артистом Беларуси, художественным руководителем балета Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси Юрием Трояном, также названы обладатели трех специальных наград. Премия  «Перспектива» вручена проекту «Свой почерк» из Витебска за работу «Услышать себя» (хореограф Татьяна Воронова), «За смысловое наполнение танца» — проекту  хореографа Павла Стрельченко (кафедра хореографии Белорусского государственного университета культуры и искусств, Минск) за композицию «Оборотиться». А престижной премии имени Евгения Панфилова как лучший хореограф удостоена Анна Сачивко (танцевальная компания «Нити», Витебск) за дуэт «Одинокие вместе».

Белорусский конкурс проводится раз в два года, и он всегда показателен в плане становления национальной школы современной хореографии, иллюстрирует ее состояние в контексте мировых тенденций. Нынешний конкурс уникален тем, что открыл много до этого неизвестных имен и принес новую волну творческой энергии.

— Появилась большая когорта молодых людей, активно мыслящих. И это не первые шаги по грани между любительством и профессионализмом, а  серьезные заявки и наработки в пластическом мышлении и в художественном как таковом, и они требовали размышлений и анализа. Конкурс получился интересным и разнообразным, достойного уровня, — отмечала член экспертного совета, доктор искусствоведения Татьяна Котович. — Среди конкурсных работ, даже не вошедших в число победителей, для меня были интересные открытия. Например, по постановке и исполнению  концептуальный  спектакль «Зерно» хореографа Сергея Пояркова из Минска.  Интересная работа, в которой молодой человек размышляет об экзистенциальных вещах, о том, что есть границы себя, границы мира.

Эксперт, лауреат международных конкурсов, профессор БГУКиИ Светлана Гутковская подчеркнула, что на нынешнем фестивале наблюдался поиск молодыми белорусскими хореографами новых эстетических форм и содержания, а темы в танце затронуты от фольклора до философского осмысления многих вещей и явлений. Если ранее бытовало мнение, что при хорошем исполнительском мастерстве белорусских танцовщиков присутствовал дефицит идей, то конкурс-2015  опроверг это.

— Белорусская современная хореография крепко стоит на ногах. Сейчас уровень работы со светом, костюмами, исполнительства намного выше, радуют профессионализм, мышление хореографов-постановщиков, — поделился Юрий Троян.

XXVIII Международный фестиваль современной хореографии порадовал не только тем, что есть качественная белорусская хореография, но и насыщенной гостевой программой, которую составили представители школ Швеции и Мексики (блестящая работа «Нам» привнесла в канву фестиваля и хулиганство, и юмор в танце, и лиризм — зал смеялся, сочувствовал, знатоки восхищались исполнительским мастерством мексиканских танцоров), России и США, Польши.

IFMC-2015 завершился, но уже спрогнозированы ожидания следующего года. Обещал не остаться в долгу перед фестивалем  один из самых востребованных хореографов Раду Поклитару, «Киев модерн-балет» которого из-за гастрольного тура по Украине ныне не приехал в Витебск. Он выразил желание привезти свои постановки «Лебединое озеро», «Долгий Рождественский обед» и балет, над которым начнется работа только весной.

Dance-company «Бойцовский клуб» (Пермь). Dance-company «Бойцовский клуб» (Пермь).


«Должником» перед Витебском признал себя и Юрий Троян, пообещав привезти новый балет  в постановке хореографа с мировым именем Иржи Килиана, к которой приступает театр оперы и балета Беларуси. Это «Маленькая смерть» — вторая половина одноактного балета «Шесть танцев» Иржи Килиана, который дважды был показан на витебской сцене.

Все прошедшие  события фестиваля  (невозможно не надеяться на то, что и будущие) состоялись благодаря организаторам и учредителям   — Центру культуры «Витебск»,  Министерству культуры Беларуси, Национальному академическому Большому театру оперы и балета Беларуси, облисполкому  и горисполкому, которые искренне признательны генеральному партнеру  IFMC — обувному предприятию «Белвест».

Наталия КРУПИЦА. Фото Олега Климовича.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.